СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вернисаж

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть интересна учителям-филологам

Просмотр содержимого документа
«Литературный вернисаж»

Литературный вернисаж

«Прекраснее любви в природе нет начала»

Цель: показать, как раскрывается тема любви на примере произведений русской литературы и искусства IX и XX веков.

Задачи: закрепить и расширить представление учащихся о любви как вечной теме в произведениях русской литературы и искусства IX и XX веков;

расширять знания учащихся путем обращения к ярким, неординарным образам, суждениям о любви, накопленным человечеством;

развивать умение выражать собственные чувства и понимать чувства других;

добиваться осознанного восприятия различных видов искусства: литературы, музыки, живописи, кино.


Ход мероприятия

(вальс)

1.Добрый день, уважаемые гости! Очень приятно видеть улыбки на ваших лицах. Мы знаем, почему у вас хорошее настроение: во-первых, наступила весна, а во-вторых, у нас сегодня праздник...


2. Мы открываем литературный вернисаж «Прекраснее любви в природе нет начала».


3. Любовь – это тема, которая волновала, волнует и будет волновать человечество во все времена.

4. Музыканты и поэты, художники и писатели из года в год, из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает всё живое на земле, помогает в трудные минуты, согревает душу.

1. О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

 2. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.


3. Только самому прекрасному мы даём женские имена: Вселенная, Земля, Родина, Мать. С давних времён народы поклонялись Женщине. Любовь к ней - это главный двигатель жизни, истории. Из-за неё разгорались войны, ради неё совершались и совершаются подвиги, с её именем творится история.


4. Как планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца, так всё в этой жизни вращается вокруг Женщины. Именно ее, женщину, воспели в своих бессмертных произведениях поэты и писатели, создав целую галерею ярких женских образов.

(презентация)


1. От любви поет душа. А петь на Руси умели всегда, самозабвенно, голосисто, с припевами и прибаутками.

2. Вся жизнь человека неразрывно связана с песней. Она заставляет нас радоваться и печалиться, разочаровываться и любить. Особенно интересны народные песни о любви.

1. Их чаще всего пели парни и девушки до свадьбы, выражая горечь безответного чувства, радость от свидания, тоску по любимому, боль души от ухаживаний нелюбимого.

2. Послушайте, пожалуйста, народную песню «Грозно тучи ходят по небу» из репертуара известной исполнительницы народных песен Надежды Плевицкой.

(песня в исполнении ансамбля «Ладов день»)


3. Кто сказал больше и лучше о любви, чем Александр Сергеевич Пушкин? Каждое его произведение – это шедевр любовной лирики. Поэт был влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле. Любовь у Пушкина - это животворящая сила.


4. А что помогает нам понять главных героев, если не строки, которые идут у них из глубины души? Даже сам Александр Сергеевич подчеркивает это, выделяя «иным стихом» письмо своей любимой героини.

(отрывок из романа «Евгений Онегин» - «Письмо Татьяны» с видеопрезентацией)



  1. Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце.

  2. История романса, который сейчас прозвучит, обросла множеством неправдоподобных легенд.

  1. Авторство слов приписывали Бунину, Гумилеву, даже адмиралу Колчаку.

  2. Но в настоящее время доподлинно известно, что слова написал студент-юрист Владимир Чуевский, а музыку – композитор Петр Булахов.

  1. А исполняли этот романс почти в каждом доме, где ценили музыку.

  2. Его посвящали своим возлюбленным, дорогим сердцу людям.

  1. Для вас звучит романс «Гори, гори, моя звезда».

(романс «Гори, гори, моя звезда»)

3. Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.

4. Певцом природы и любви называли Афанасия Фета. Чувство любви у него очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания. Возлюбленная Афанасия Фета, Мария Лазич, рано погибла, и он до конца своих дней сохранил верность ей.

(стихотворение Фета)


1. «Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма,» - писал А. С. Пушкин.

2. Один из бальных танцев считался наиболее важным приглашением на балу, самым подходящим танцем «для признаний». Каким-то загадочным образом он располагал к лирическому разговору. Именно его легко танцевал Евгений Онегин. Это мазурка. Давайте вместе прикоснемся к разгадке ее тайны.

(мазурка)


3. Возраст, здоровье, практические интересы, всё, кроме главного – любви – есть у героев пьесы «Предложение». Вот над этим и посмеялся совсем ещё молодой Антон Павлович Чехов.

4. Он назвал свою пьесу шуткой, но тема, затронутая в ней, отнюдь не шуточная. Вашему вниманию предлагается пьеса Антона Павловича Чехова «Предложение»

(пьеса «Предложение»)


1. А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?

2.   Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

1. Они — музы, вдохновительницы, богини. Но они и сами смогли подарить миру глубину своих чувств, горечь обид, трепетность переживаний.


2. Встретились семнадцатилетний и восемнадцатилетняя 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей.


1. Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.


2. Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же и вложил ей в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь


1. Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 года, и уже никакие другие влюбленности не могли заслонить ее огромной всепоглащающей любви к мужу. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены глубоко лиричные стихи.


2. Любить для Цветаевой – всегда мочь! Поэтому, когда влюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца – любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.


1. Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.


2. Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит


( песня «Мне нравится, что вы больны не мной»)


3. Подумать только, сколько замечательных произведений было создано благодаря любви! Какая же она, эта Муза, способная так вдохновлять?...


4. Даже на передовой, когда от смерти человека отделяет один миг или один шаг, он не перестает сочинять прекрасные стихи и песни о любви.


3. Поэт Алексей Сурков в ноябре 1941 года написал жене с фронта 16 домашних строк.

А в феврале 1942 года пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов, он искал слова для новой песни.


4. И тут Сурков, вспомнив о стихах, отправленных домой, отдал их Листову. Через неделю появилась песня «В землянке».

3. Она сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал их дома. Послушайте, пожалуйста, эту песню.

(песня «В землянке»)





1. Продолжая разговор о любви, мы хотели бы еще раз вернуться к романсу.

2. У него есть только одна тема – любовь. Всё остальное связано именно с ней.

1. Романс заметно повлиял на развитие поэзии, музыкального искусства, на театр и эстрадные жанры, на кинематограф.

2. Главная героиня фильма «Жестокий романс» Лариса Огудалова поёт в фильме много романсов. Один из них можно назвать ведущим. Мы предлагаем вам его послушать. Итак, «А напоследок я скажу»

(романс «А напоследок я скажу»)

3. Многие из присутствующих в зале любят стихи.

4.Предлагаем подняться на сцену всем желающим и прочитать свои любимые строки.

(чтение стихов)



1. Путь к любимой для каждого поэта всегда непростой; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья. Именно такой путь был пройден поэтом Робертом Рождественским.

2. За прекрасное и неповторимое чувство лирический герой его поэзии обязан своей любимой, она становится для него «богиней».


1. Всем, кто верит в Любовь, любит и любим, вам всем в подарок - красивая

песня о любви...

(песня «Как много лет во мне любовь спала»)



3. Завершая нашу встречу, хотелось бы вспомнить слова актера Леонида Быкова: «Все в мире преходяще — вечна только музыка!»



4. А мы хотели бы добавить: «Вечны музыка и любовь!»

1. Пусть каждого из вас не покидает это светлое чувство всю жизнь.



2. Всем гостям мы хотели бы подарить на память календарики как напоминание о сегодняшнем литературном вернисаже с поэтическим названием «Прекраснее любви в природе нет начала».

(вручение подарков)































МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. Крохина»

















Литературный вернисаж

«Прекраснее любви

в природе нет начала»









Подготовили учителя русского языка и литературы

Богданова В. В., Жиденова Т. В.

















п. Коренево

2019 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!