Просмотр содержимого документа
«Литературоведческий анализ языка лирического произведения. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе»
Литературоведческий анализ языка лирического произведения
Поэтическая лексика Слова, словесные обороты.
Особые группы слов
- Выхожу я один на дорогу ; //. Сквозь туман кремнистый путь блестит...
- Колокольчики мои, // Цветики степные !
-
- Белей лишь блеск , чернее тень .
- Они сошлись : волна и камень II стихи и проза, лед и пламень...
-
- Синонимы — слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
-
- Антонимы — слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.
-
Особые группы слов
- Угас, как светоч, дивный гений...
- И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр ...
- Будет буря — мы поспорим // И помужествуем с ней О, рассмейтесь , смехачи!
- Стоял Январь, не то Февраль, II Какой-то чертовый Зимарь...
- Архаизмы — устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность.
-
- Неологизмы — новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи.
Тропы
- Эпитет — художественное определение
-
- Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
- Аллегория (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
- Ирония — скрытая насмешка.
- Тучка золотая; утес -великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.
- Вся комната янтарным блеском // Озарена...
- Глаза, как небо , голубые.
- Я жил , как деды, по старинке .
- Посмотрит — рублем одарит.
- Река , как зеркало...
- Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!
- // Постой-ка, брат, мусью...
Тропы
- Литота — художественное преуменьшение
-
- Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.
-
- Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать
-
- Овеществление — уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам
- Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
- В шар земной упираясь ногами, // Солнца шар я держу на руках
- Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул...
- Осторожно ветер // Из калитки вышел...
- Гвозди б делать из этих людей:// Крепче б не было в мире гвоздей
-
Тропы
- Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
-
-
-
- Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий
- Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре) ;
- безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу);
- ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила)
-
- Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);
- вел мечи на пир обильный (вел воинов)
-
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
- Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
- Что ищет он в стране далекой? II Что кинул он в краю родном?
- Мой друг, отчизне посвятим II Души прекрасные порывы!
- Соловей мой, соловей, // Голосистый соловей !
- Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень..
- Повтор (рефрен) — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений
- Разновидности повторов:
- Клянусь я первым днем творенья, II Клянусь его последним днем, // Клянусь позором преступленья // И вечной правды торжеством
- Струится нетихнущий дождь,
томительный дождь
- Эпифора — единство концовок
-
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
- Градация — своеобразная группировка определений либо по нарастанию» либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости
- Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым
- О весна без конца и без края , II Без конца и без края мечта
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
- Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер
- Мы сёла — в пепел! Града — в прах! В мечи — серпы и плуги!
- Я царь, я раб, я червь, я бог
- Антитеза — противопоставление
- Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма
- Сопоставление противоположностей
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
- Инвектива — резкое обвинение (в противоположность панегирику - восхвалению)
- Бессоюзие — намеренный пропуск союзов
- Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее
- А вы, надменные потомки.., подлостью прославленных отцов...
- Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фонари, // Дворцы, сады, монастыри...
- И волны теснятся , и мчатся назад, // И снова приходят , и о берег бьют.
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
- Параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений
- Инверсия — нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы
- Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы
- И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается куций...
Поэтическая фонетика
- Аллитерация — повторение согласных звуков
- Ассонанс — повторение гласных звуков
- Пушки с пристани палят.
- Пора, перо покоя просит.
- Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат...
- Стало в комнате темно.
- Заслоняет слон окно.
- Или это снится сон?
- Динь-дон, Динь-дон
Поэтическая фонетика
- В ечер, В зморье, В здохи ветра.
В еличавый в озглас в олн...
- О как, о как нам к вам , к вам, боги, не гласить (лягушки)
- Знакомым ш умом шорох их вер ш ин...
- Звукоподражание — прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Поэтическая фонетика
- Леса — лысы, // Леса обезлосели. Леса обезлисели.
- Паронимия — игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи
1916 С. Есенин
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мечта.
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Домашнее задание
Выберите тему дебатов:
- Нужна ли цензура?
- Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения?
- Зависит ли развитие языка от воли отдельного человека?
- Хорошо говорить по-русски — хорошо?
- Нуждается ли русский язык в защите?
А. Блок
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Автор презентации
Цыганкова Алена Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №184»