СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературоведческий анализ языка лирического произведения. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию использовала для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. но также она может использоваться и на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Литературоведческий анализ языка лирического произведения. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе»

          Литературоведческий анализ языка  лирического произведения   Поэтическая лексика  Слова, словесные обороты.

Литературоведческий анализ языка лирического произведения

Поэтическая лексика Слова, словесные обороты.

Особые группы слов   Выхожу я один на дорогу ; //. Сквозь туман кремнистый путь блестит... Колокольчики мои, // Цвети­ки степные !    Белей лишь блеск , чернее тень .  Они сошлись : волна и камень II стихи и проза, лед и пла­мень...    Синонимы — слова, различные по звучанию, но близкие по смыс­лу (это позволяет точнее выра­зить мысль, избегая повторов)   Антонимы — слова, противопо­ложные по значению. Они по­могают лучше передать, изоб­разить противоречия, противо­поставить явления.  

Особые группы слов

  • Выхожу я один на дорогу ; //. Сквозь туман кремнистый путь блестит...
  • Колокольчики мои, // Цвети­ки степные !
  •  

  • Белей лишь блеск , чернее тень .
  • Они сошлись : волна и камень II стихи и проза, лед и пла­мень...
  •  
  • Синонимы — слова, различные по звучанию, но близкие по смыс­лу (это позволяет точнее выра­зить мысль, избегая повторов)
  •  
  • Антонимы — слова, противопо­ложные по значению. Они по­могают лучше передать, изоб­разить противоречия, противо­поставить явления.
  •  
Особые группы слов   Угас, как светоч, дивный гений...  И в светлой гриднице, в кру­гу князей, бояр ... Будет буря — мы поспорим // И помужествуем с ней О, рассмейтесь , смехачи! Стоял Январь, не то Февраль, II Какой-то чертовый Зимарь... Архаизмы — устаревшие сло­ва и выражения, придающие речи торжественность.   Неологизмы — новообразован­ные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие вы­разительность речи.

Особые группы слов

  • Угас, как светоч, дивный гений...
  • И в светлой гриднице, в кру­гу князей, бояр ...
  • Будет бурямы поспорим // И помужествуем с ней О, рассмейтесь , смехачи!
  • Стоял Январь, не то Февраль, II Какой-то чертовый Зимарь...
  • Архаизмы — устаревшие сло­ва и выражения, придающие речи торжественность.
  •  
  • Неологизмы — новообразован­ные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие вы­разительность речи.
Тропы   Эпитет — художественное оп­ределение   Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.   Аллегория (иносказание) — изображение отвлеченного по­нятия или явления через кон­кретные предметы и образы.   Ирония — скрытая насмешка. Тучка золотая; утес -великан; стоит одиноко; в пустыне чах­лой и скупой. Вся комната янтарным блес­ком // Озарена... Глаза, как небо , голубые.  Я жил , как деды, по старинке . Посмотрит  — рублем ода­рит. Река , как зеркало...   Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!     // Постой-ка, брат, мусью...

Тропы

  • Эпитет — художественное оп­ределение
  •  
  • Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
  •   Аллегория (иносказание) — изображение отвлеченного по­нятия или явления через кон­кретные предметы и образы.
  •   Ирония — скрытая насмешка.
  • Тучка золотая; утес -великан; стоит одиноко; в пустыне чах­лой и скупой.
  • Вся комната янтарным блес­ком // Озарена...
  • Глаза, как небо , голубые.
  • Я жил , как деды, по старинке .
  • Посмотрит рублем ода­рит.
  • Река , как зеркало...

  • Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!

  • // Постой-ка, брат, мусью...
Тропы   Литота — художественное пре­уменьшение   Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.   Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свой­ствами живых существ — да­ром речи, способностью мыс­лить и чувствовать   Овеществление — уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок   В шар земной упираясь нога­ми, // Солнца шар я держу на руках  Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул...  Осторожно ветер // Из калит­ки вышел... Гвозди б делать из этих лю­дей:// Крепче б не было в мире гвоздей  

Тропы

  • Литота — художественное пре­уменьшение
  •  
  • Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.
  •  
  • Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свой­ствами живых существ — да­ром речи, способностью мыс­лить и чувствовать
  •  
  • Овеществление — уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам
  • Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

 

  • В шар земной упираясь нога­ми, // Солнца шар я держу на руках

  • Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул...

  • Осторожно ветер // Из калит­ки вышел...
  • Гвозди б делать из этих лю­дей:// Крепче б не было в мире гвоздей
  •  
Тропы   Метафора — скрытое сравне­ние, построенное на сходстве или контрасте явлений, в ко­тором слова «как», «как буд­то», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.       Метонимия — сближение, сопо­ставление понятий по смежно­сти обозначаемых понятий, ког­да явление или предмет обозна­чаются с помощью других слов и понятий Деревья в зимнем серебре (де­ревья  в снегу, как в зимнем серебре) ; безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу);  ель рукавом мне тропин­ку завесила  (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завеси­ла)   Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);  вел мечи на пир обильный  (вел воинов)  

Тропы

  • Метафора — скрытое сравне­ние, построенное на сходстве или контрасте явлений, в ко­тором слова «как», «как буд­то», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  •  
  •  
  •  
  • Метонимия — сближение, сопо­ставление понятий по смежно­сти обозначаемых понятий, ког­да явление или предмет обозна­чаются с помощью других слов и понятий
  • Деревья в зимнем серебре (де­ревья в снегу, как в зимнем серебре) ;
  • безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу);
  • ель рукавом мне тропин­ку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завеси­ла)
  •  
  • Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);
  • вел мечи на пир обильный (вел воинов)
  •  
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры   Риторические вопросы, обра­щения, восклицания усилива­ют внимание читателя, не тре­буя от него ответа. Что ищет он в стране дале­кой? II Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим II Души прекрасные порывы!      Соловей мой, соловей, // Го­лосистый соловей ! Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень.. Повтор (рефрен) — неоднок­ратное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов:  Клянусь я первым днем тво­ренья, II Клянусь его после­дним днем, // Клянусь позо­ром преступленья // И вечной правды торжеством  Анафора — единоначатие         Струится нетихнущий дождь,  томительный дождь  Эпифора — единство концовок  

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

  • Риторические вопросы, обра­щения, восклицания усилива­ют внимание читателя, не тре­буя от него ответа.
  • Что ищет он в стране дале­кой? II Что кинул он в краю родном?
  • Мой друг, отчизне посвятим II Души прекрасные порывы!

  • Соловей мой, соловей, // Го­лосистый соловей !
  • Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень..
  • Повтор (рефрен) — неоднок­ратное повторение одних и тех же слов или выражений
  • Разновидности повторов:

  • Клянусь я первым днем тво­ренья, II Клянусь его после­дним днем, // Клянусь позо­ром преступленья // И вечной правды торжеством

  • Анафора — единоначатие
  •  
  •  
  •  
  •   Струится нетихнущий дождь,

томительный дождь

  • Эпифора — единство концовок
  •  
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры   Градация — своеобразная груп­пировка определений либо по нарастанию» либо по ослабле­нию эмоционально-смысловой значимости Кольцо Стык (эпонафора) Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым  Мутно небо, ночь мутна    О весна без конца и без края , II Без конца и без края мечта

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

  • Градация — своеобразная груп­пировка определений либо по нарастанию» либо по ослабле­нию эмоционально-смысловой значимости
  • Кольцо
  • Стык (эпонафора)
  • Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым

  • Мутно небо, ночь мутна

 

  • О весна без конца и без края , II Без конца и без края мечта
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры   Черный вечер, белый снег. Ве­тер. Ветер   Мы сёла — в пепел! Града — в прах! В мечи — серпы и плуги!  Я царь, я раб, я червь, я бог Антитеза — противопоставле­ние Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнитель­ного динамизма  Сопоставление противополож­ностей

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

  • Черный вечер, белый снег. Ве­тер. Ветер

 

  • Мы сёлав пепел! Градав прах! В мечи — серпы и плуги!

  • Я царь, я раб, я червь, я бог
  • Антитеза — противопоставле­ние
  • Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнитель­ного динамизма

  • Сопоставление противополож­ностей
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры   Инвектива — резкое обвинение (в противоположность панеги­рику - восхвалению) Бессоюзие — намеренный про­пуск союзов Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынуж­денными паузами, сделать ее выразительнее А вы, надменные потомки.., подлостью прославленных отцов...  Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фона­ри, // Дворцы, сады, монас­тыри... И волны теснятся , и мчатся назад, // И снова приходят , и о берег бьют.

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

  • Инвектива — резкое обвинение (в противоположность панеги­рику - восхвалению)
  • Бессоюзие — намеренный про­пуск союзов
  • Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынуж­денными паузами, сделать ее выразительнее
  • А вы, надменные потомки.., подлостью прославленных отцов...

  • Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фона­ри, // Дворцы, сады, монас­тыри...
  • И волны теснятся , и мчатся назад, // И снова приходят , и о берег бьют.
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры   Параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений Инверсия — нарушение обще­принятого порядка слов, пере­становка частей фразы Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы   И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается куций...

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

  • Параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений
  • Инверсия — нарушение обще­принятого порядка слов, пере­становка частей фразы
  • Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы

  • И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается куций...
Поэтическая фонетика   Аллитерация — повторение согласных звуков Ассонанс — повторение глас­ных звуков Пушки с пристани палят.  Пора, перо покоя просит. Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат... Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон?  Динь-дон, Динь-дон

Поэтическая фонетика

  • Аллитерация — повторение согласных звуков
  • Ассонанс — повторение глас­ных звуков
  • Пушки с пристани палят.
  • Пора, перо покоя просит.
  • Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат...
  • Стало в комнате темно.
  • Заслоняет слон окно.
  • Или это снится сон?
  • Динь-дон, Динь-дон
Поэтическая фонетика   Анафора - единоначатие В ечер, В зморье, В здохи ветра. В еличавый в озглас в олн...   О как, о как нам к вам , к вам, боги, не гласить (лягушки) Знакомым ш умом шорох их вер ш ин... Звукоподражание — прямое и непрямое, т. е. имитация зву­ковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Поэтическая фонетика

  • Анафора - единоначатие
  • В ечер, В зморье, В здохи ветра.

В еличавый в озглас в олн...

  • О как, о как нам к вам , к вам, боги, не гласить (лягушки)
  • Знакомым ш умом шорох их вер ш ин...
  • Звукоподражание — прямое и непрямое, т. е. имитация зву­ковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Поэтическая фонетика   Леса — лысы, // Леса обезлосели. Леса обезлисели. Паронимия — игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука ис­пользуется для создания новой смысловой связи

Поэтическая фонетика

  • Лесалысы, // Леса обезлосели. Леса обезлисели.
  • Паронимия — игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука ис­пользуется для создания новой смысловой связи
1916 С. Есенин Пусть поглупее болтают, Что их загрызла мечта. Если и есть что на свете — Это одна пустота.

1916 С. Есенин

Пусть поглупее болтают,

Что их загрызла мечта.

Если и есть что на свете —

Это одна пустота.

Домашнее задание Выберите тему дебатов: Нужна ли цензура? Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения? Зависит ли развитие языка от воли отдельного человека? Хорошо говорить по-русски — хорошо? Нуждается ли русский язык в защите?

Домашнее задание

Выберите тему дебатов:

  • Нужна ли цензура?
  • Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения?
  • Зависит ли развитие языка от воли отдельного человека?
  • Хорошо говорить по-русски — хорошо?
  • Нуждается ли русский язык в защите?
А. Блок Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами — сумрак неминучий, Иль ясность Божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен.

А. Блок

Жизнь — без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами — сумрак неминучий,

Иль ясность Божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

Автор презентации Цыганкова Алена Владимировна Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №184»

Автор презентации

Цыганкова Алена Владимировна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №184»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!