СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературоведческий анализ стихотворения Давида Самойлова "Красная осень"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературоведческий анализ стихотворения Давида Самойлова "Красная осень"

Просмотр содержимого документа
«Литературоведческий анализ стихотворения Давида Самойлова "Красная осень"»

Давид Самойлов «Красная осень»



Внезапно в зелень вкрался красный лист,

Как будто сердце леса обнажилось,

Готовое на муку и на риск.


Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,

Как будто бы на нем расположилось

Две тысячи полураскрытых уст.


Внезапно красным стал окрестный лес,

И облако впитало красный отсвет.

Светился праздник листьев и небес

В своем спокойном благородстве.


И это был такой большой закат,

Какого видеть мне не доводилось.

Как будто вся земля переродилась

И я по ней шагаю наугад.


Стихотворение написано в 1962 году. Жанр – пейзажная лирика. Стиль речи – художественный. Тип – описание. Форма подачи: 2 терёхстишия, 2 четырёхстишия. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Описание ведется от первого лица. Тема стихотворения: постепенный, необратимый, яркий приход осени.


Перед нами предстает картина наступающей яркой осени. В первой же строфе проявляется контраст красок: на зеленом фоне появляется красный лист - визуальный образ осеннего леса. Появляется он «внезапно». Уже в первом предложении – динамизм, хотя глагол «вкрался» подчеркивает неуверенность и чуждость первого красного листа. Сравнение его с сердцем леса, которое «готово на муку и на риск», создает образ живого начала. Сердце – «обнажилось», то есть стало незащищенным и уязвимым. Лес – это живой организм, а красный цвет выступает здесь как разрушитель обыденности. Во второй строфе красного цвета становится больше – «вспыхнул красный куст». Красный цвет здесь сравнивается с полураскрытыми устами (олицетворение). Куст, как будто кричит от боли, а гипербола «две тысячи» подчеркивает необратимость наступающих изменений. В следующей строфе – кульминация стихотворения: как только весь лес окрасился в красный цвет – как будто загорелся, сразу и облако также стало красным. Метафора облако «впитало» подчеркивает неестественность процесса, обреченность, но вместе с тем, единения земли и неба. И далее они уже являются единым целым: «праздником листьев и небес». Эпитет «в своем спокойном благородстве» подчеркивает уравновешенность и смирение. Кульминационный характер строфы подчеркивают фонетические особенности : ассонанс ударных гласных а Внезапно красным стал окрестный лес,

И облако впитало красный отсвет.

Светился праздник листьев и небес

В своём спокойном благородстве. Последняя строфа – картина большого заката – окончания определенного жизненного этапа.


Настроение стихотворения не постоянное: в первой строфе оно тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов. Во-первых, использование таких слов, как «внезапно» (подчёркивает момент неожиданности); “вкрался” (подчёркивает момент таинственности и вероломства). Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск). В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова “внезапно”, это слово употребляется в стихотворении в третий раз (анафора) и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: « Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве». Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ - сияние, в котором лес и небо составляют единое целое.


Стихотворение построено на приёме контраста. Красный цвет здесь используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Вместе с тем наблюдаем контраст чувств: сожаление за уходящим временем и радость от постижения красоты нового, приходящего ему на смену, мира.


Обратим внимание на особенности синтаксического построения произведения. Стихотворение составляют 6 предложений. Все они повествовательные и не восклицательные. Это позволяет сделать вывод, что настроение стихотворения не пафосное, а спокойное и благородное. Ощущается некая неуверенность лирического героя в своём следующем шаге по этой обновленной земле. По своей структуре преобладают сложноподчиненные предложения, предикативные части которых, преимущественно, соединены союзом как будто, что также свидетельствует о неуверенности и неопределенности будущего лирического героя. Видим только одно простое предложение: «Светился праздник листьев и небес

В своем спокойном благородстве»

После яркости красок предыдущего предложения, это имеет оттенок успокоения и уравновешенности. В тексте стихотворения встречаем инверсию: «вкрался красный лист», «вспыхнул красный куст», «стал окрестный лес», «светился праздник» и т.д. Акцентируется внимание на действие – приход осени.

Анализируя морфологические особенности стихотворения, отмечаем, что в тексте преобладают существительные (18), которые описывают картины природы ( зелень, лес, лист, облако, небеса, земля) , ощущения (мука, риск, благородство), человеческие характеристики (сердце, уста). Примечательно, что первое существительное, которое мы встречаем – «зелень», последнее – «земля», что определяет принадлежность стихотворения к пейзажной лирике. Прилагательных- 8, причем 4 из них «красный». Глаголы в тексте (их всего 11) употребляются в форме прошедшего времени, и только один глагол «шагаю» - в настоящем. Этим подчеркивается, что изменения уже произошли, и лирический герой уже принял для себя те изменения, которые произошли и живет настоящим. Он четко понимает, что нужно идти дальше, не смотря ни на что, это подчеркивает семантика глагола «шагаю» ( шагать можно только твердо). Но этот глагол никак не сочетается с наречием «наугад», которое выражает неопределенность. События в стихотворении начинаются «внезапно», а заканчиваются «наугад». Внезапные изменения в жизни заставляют лирического героя принять бытность и твердо шагать в будущее по обновленной земле, пусть пока и наугад.

Идея стихотворения: жизнь не стоит на месте: на смену лета приходит осень, и нужно смело и уверенно шагать вперед, даже если пока не уверен в завтрашнем дне.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!