Просмотр содержимого документа
«Литература в России первой половины XIX века»
Литература в России первой половины XIX века
В первой половине XIX в. для русской литературы характерна быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В культурно-типологическом отношении классицизм – романтизм – реализм составляли основные этапы идейно-эстетического развития XIX столетия.
Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII – XIX вв. В произведениях писателей этого направления противопоставлялись богатство и нищета, городская цивилизация и идиллия сельской жизни, иногда звучали и антикрепостнические мотивы. Наиболее видным представителем сентиментализма был Н. М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» (1790) он любовно изображал сельскую жизнь, быт и нравы простых «поселян», рисовал идиллическую картину отношений между помещиками и крестьянами.
«Гроза двенадцатого года» и последующие события мирового значения способствовали утверждению в России нового литературного направления романтизма. На формирование и развитие русского романтизма заметное влияние оказал западноевропейский романтизм, в особенности немецкий, английский и французский. Выдающимся представителем романтизма в русской литературе был поэт В. А. Жуковский, поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский.
В 30 – 40-х годах XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Становление реализма в русской литературе на рубеже 30 – 40-х годов XIX в. связано с именами А. С. Пушкина роман «Евгений Онегин», историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», исследование «История пугачевского бунта», Н. В. Гоголя – повесть «Шинель», М. Ю. Лермонтова – роман «Герой нашего времени», В. Г. Белинского, А. И. Герцена – роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка», а дальнейшее его развитие в 40 - 50-х годах - с началом творческого пути Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого.
По существу, зачинателем русской литературной критики явился В. Г. Белинский, который отстаивал общественное назначение русской литературы, выступал в своих статьях за утверждение в ней принципов реализма, демократии и подлинной народности.
В 40 – 50-х годах в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, ее быта и нравов. В повестях Д. В. Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка», в рассказе «Бобыль» изображена нищета темного и забитого крепостного крестьянина. Крупным событием в русской литературе было появление в 1847 – 1852 гг. цикла «Записок охотника» И. С. Тургенева, он показывал произвол, жестокость и лицемерие помещиков. В романе И. А. Гончарова «Обломов» (1859) стал нарицательным обозначением всего косного, неподвижного.
Народность литературы выражалась в формировании литературного языка на основе народной речи. Первая половина XIX в. считается временем складывания современного русского литературного языка. На смену тяжеловесному языку XVIII в. пришел литературный язык, который сформировался в борьбе сторонников "старого" и "нового" стиля. Выработка норм русского литературного языка была связана с усилением интереса русских писателей к русской истории, фольклору, народным традициям. Огромную роль здесь сыграли классики русской литературы И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, но в первую очередь А. С. Пушкин.