СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству В.В.Высоцкого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная «Соплеменники, окажите честь - Зачеркните “был”. Напишите – “есть”!», посвящённая творчеству В.С.Высоцкого, для учащихся 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвящённая творчеству В.В.Высоцкого»

























«Соплеменники, окажите честь -

Зачеркните “был”. Напишите – “есть”!»



Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения



Владимира Семеновича Высоцкого









Разработала учитель русского языка

Казюлина Оксана Николаевна



Звучит песня «Кони привередливые»

Чтец 1 (зажигая свечу у портрета):

Не поминайте ни добром, ни лихом, 
Зажгите молча тонкую свечу. 
И пусть в округе будет очень тихо, 
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть. 
Не надо слов ни хоровых, ни сольных, 
Пусть время плещет сквозь его причал. 
Такие люди тишины достойны, 
За нас за всех он криком откричал.

Чтец 2:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла, 
Теперь не важно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.

Чтец 1: Владимир Высоцкий Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт, композитор, Человек. Сегодня ему могло бы исполнится 75…

Чтец 2: Так каким же он был, Владимир Семёнович Высоцкий? Родился он 25 января 1938 года в Москве. Отец – кадровый военный, участник боёв за Берлин, освобождения Праги. «По-моему, главное в нём то,- говорит его отец Семён Владимирович,- что рос он, окружённый людьми простыми и честными, прошедшими через войну, настоящими людьми». Первоклассник Володя Высоцкий на всю жизнь запомнит то время, когда возвращались отцы наши, братья по домам. Потом он будет заново переживать время трудной фронтовой работы, боевого братства, требовавшее от людей невиданной стойкости.

…Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт?

Где постигнет – в упор или с тыла?..

Чтец 1: Евгения Степановна (жена отца) стала первым человеком, который приобщил маленького Володю к музыке, А это было сразу после окончания Великой Отечественной войны в немецком городе, где служил Семен Владимирович. Купили пианино, наняли учителя музыки. Но маленького Володю интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями: рванули гранату. Чтобы отвлечь мальчика, пришлось пойти на хитрость, и Евгения Степановна, как ученица, вместе с Володей села за пианино, началось соревнование: кто как выучит урок. Дела пошли лучше, но все же музыка была принуждением. Мальчишкой владела …война.

Чтец 2: Шел 1947 год. Володя дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек и одному из них подарил новый велосипед: «Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить велосипед некому». А потом пристал к родителям, чтоб сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца…

Чтец 1: В дом приходили фронтовые друзья отца (Семена Владимировича), вспоминали войну. Откуда им было знать тогда, этим «дяденькам» с офицерскими погонами, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами, - что потом сам он, поэт Владимир Высоцкий, напишет о тех годах и споет о послевоенном времени свою знаменитую «Песню о новом времени».

Чтец 2: Ещё со школьной скамьи Владимир увлёкся музыкой. …Большой Каретный переулок. Школа № 186, 10 класс, 1955 год. Скуластый, невысокий паренёк с тёмными задумчивыми глазами – Владимир Высоцкий. Куда идёт он после уроков? К друзьям – редактировать стенгазету? В драматический кружок на улицу Горького или домой, где его ждёт только что подаренная родителями гитара и самоучитель? Вспоминает мама В.Высоцкого: «Перед своим семнадцатилетием Володя сказал: «Ты всё равно подарок мне будешь искать, так купи гитару». Я купила. И ещё самоучитель, а сын говорит: «Ну, это лишнее, я играть уже умею». На моих глазах подстроил гитару и начал играть довольно сносно. Видно, у дворовых ребят кое-что перенял».


Звучит песня «Где твои 17 лет?»


Чтец 3: Владимир много читал, читал запоем.

Если путь прорубал отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал.

Если в жарком бою испытал, что почём,

Значит нужные книги ты в детстве читал.


Чтец 4: Окончив школу, он поступает на механический факультет МИСИ. Проучился в институте недолго: до первой сессии, а в новогоднюю ночь 1956 вылил на ватман флакончик туши и сказал: «Это не мое!» Он сдаёт экзамены в театральное училище. Для родителей это было полной неожиданностью, что Володю приняли в школу – студию МХАТа. Приняли, несмотря на пометку одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». Владимир любил МХАТ, любил своих педагогов. Одно из стихотворений он посвятил педагогу по технике речи Школы – студии МХАТ Е.Ф.Саричевой.


Чтец 3: Вы обращались с нами строго,

Порою так, что – не дыши,

Но ведь за строгостью так много

Большой и преданной души.

Вы научили нас, молчащих,

Хотя бы сносно говорить,

Но слов не хватит настоящих,

Чтоб Вас за всё благодарить.


Чтец 4: Наступило время репетиций, бурных дискуссий об искусстве, поэзии, жизни. И всё чаще студента видели с гитарой. Владимир вспоминал: «Незадолго до окончания школы – студии, я услышал Окуджаву и понял, что есть такая манера свои стихи излагать под ритмы гитары, даже не под мелодию, а под ритмы именно. В это время я писал для своих друзей. Писал много смешного. В училище театральном я писал целые громадные «капустники», которые шли по полтора – два часа. Мы делали свои тексты и на темы дня, и на темы наши, студийные. И я всегда являлся автором. То есть я писал комедийные вещи, всегда с какой-нибудь серьёзной подоплёкой, давно. И занимался стихами очень давно, с детства» За свою творческую жизнь Владимир Высоцкий напишет более 800 песен.


Чтец 3: Из воспоминаний Нины Максимовны, матери Владимира Семёновича: "Вы знаете, мне его первые, далеко не изящные песни не нравились. Теперь их называют то блатными, то дворовыми. Откровенно говоря, я не принимала всерьез его тогдашнего сочинительства, да и он сам,

по-моему, тоже. Потом он понял, что к слову надо относиться иначе, и тогда пошла глубокая работа. Впервые я осознала, что мой сын сочиняет настоящие песни после фильма "Вертикаль". Позже я слушала его уже взахлеб. Да иначе и нельзя было его слушать: кому

бы он ни пел, тысяче слушателей или одному человеку, который приходил к нему в гости, он всегда выкладывался полностью, словно пел в последний раз.


Чтец 4: 1959 год. Режиссёр Ордынский приглашает Высоцкого на роль Пети в фильме «Сверстницы». Это первый дебют в кино. В 1960 году Высоцкий оканчивает школу – студию и зачисляется в труппу театра им. Пушкина. Через 3 года переходит в Московский театр миниатюр. Апрель 1964 года. Высоцкий пришёл в театр драмы и комедии на Таганке. Актриса театра Алла Демидова вспоминает, что когда первый раз увидела Высоцкого, он стоял в фойе театра на лестнице и пел не кому – то, а вообще всем.


Чтец 5: Практически сразу же начинает сниматься в кино. В 1960 году появляются его первые песни. Много ролей сыграл В. Высоцкий в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где работал с 1964 по 1980 гг. Он играл в «Герое нашего времени» М. Лермонтова, в спектаклях по произведениям поэта А.Вознесенского, писателя Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», по произведениям В. Маяковского, С. Есенина, А. Чехова, Ф. Достоевского и др.


Чтец 6: Но самой значительной ролью В.Высоцкого в театре осталась его работа в «Гамлете» В.Шекспира. Этот спектакль, в котором В.Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы, Ленинграда, Минска, Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Польши, Франции. Эта роль была им сыграна 217 раз. Спектакль с В.Высоцким получил несколько премий в России и за рубежом.

Чтец 5: “Гамлет… Я сам себя предложил на эту роль. Я давно хотел сыграть ее, сыграть так, как, мне казалось, ее видел Шекспир. Гамлету не уйти от рокового конца. Он ясно понимает, что происходит с ним, с его страной. Время жестокое, сложное. Гамлет помышляет только о мести. Хотя он против убийства. И это страшно его мучает”.

Чтец 6: Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Любимову: “Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!”. Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в своё время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут всё связалось в прочный узел.

Чтец 5: Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя.

Я Гамлет, я насилье презирал.
Я наплевал на Датскую корону, –
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперников по трону.

Чтец 6: Гамлет – тема всего творчества Высоцкого. Гамлет – это прежде всего талант. Человек, которому дано видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему Гамлет не может бездействовать, хотя знает, что это приведёт к его гибели.

Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знанья жадный, как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье,
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

Чтец 5:

Я весь в свету, доступен всем глазам, 
Я приступил к привычной процедуре; 
Я к микрофону встал, как – к образам. 
Нет-нет, сегодня – точно к амбразуре.
И микрофону я не по нутру –
Да, голос мой любому опостылит, –
Уверен, если где-то я совру –
Он ложь мою безжалостно усилит. 
Бьют лучи от рампы мне под ребра,
Светят фонари в лицо недобро, 
И слепят с боков прожектора, 
И – жара!... Жара!...Жара!...

Видеофрагмент из «Гамлета»

Чтец 7: По-прежнему, параллельно с работой в театре, Высоцкий продолжает сниматься в кино. Известны его актерские работы в фильмах: «Хозяин тайги», «Четвертый», «Плохой хороший человек», «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», «Вертикаль», «Опасные гастроли». В.Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Но особую популярность В.Высоцкому-киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах: капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя») и Дона Гуана («Маленькие трагедии»).



Чтец 8: Каскадерам в кино не приходилось его дублировать. Но, по общему признанию, судьбу Высоцкого в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актера. Половина сыгранных ролей - эпизодические. Судьба двух любимых им ролей сложилась драматично. Фильм “Короткие встречи” вышел на широкий экран в 1987 г, спустя 20 лет после его создания, “Интервенция” появилась на экране после его смерти, пролежав “на полке” 19 лет.



Чтец 7: В.Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля и специальный приз 9-го Всесоюзного кинофестиваля в Ереване за создание образа капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». А в 1987 году В.Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно).



Видеофрагмент из к/ф «Место встречи изменить нельзя»



Чтец 8: В одном из интервью Высоцкий говорил: «Если бы на одну чашу весов положить театральные роли, работу в театре, на телевидении и на радио, а на другую только стихи, то перевесили бы стихи».



Чтец 1: У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем – то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем ещё не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра он не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссёром и исполнителем.


Чтец 2: Если взять последние 16 лет его жизни, то на каждый месяц в среднем приходится по меньшей мере 3-4 песни (каждая из которых создавалась в течение нескольких дней непрерывного напряжённого труда, потом ещё месяцами находилась в работе, обрастая вариантами текста и мелодии) и 2-3 стихотворения (друзья не знали, когда он их успевал писать даже при его 4-5 часовом сне). Кроме того, на каждый год из этих 16 лет приходится в среднем 1-2 фильма, 1-2 театральные роли.


Чтец 1: Очень много песен написано поэтом о спорте. Высоцкий всегда был в хорошей физической спортивной форме, увлекался плаваньем, верховой ездой. Спортсмены любили его песни. Эти песни помогали им в нелегкой борьбе за победу, помогали перенести горечь поражений. Спортивные песни Высоцкого звучат в разной манере исполнения.



Звучит песня «Утренняя гимнастика».


Чтец 2: Высоцкий вспоминал: «Был голод по песне простой: дворовые – тогда «блатные» их ещё называли – эти песни. И вот я их сочинял. Вроде сначала в шутку, но уже тогда в них был серьёз, потому что всё равно там единая страсть, во всех этих вот дворовых, уличных песнях, желание свободы вечное и так далее. И я их люблю, те песни…».


Чтец 1: Высоцкий – поэт, несомненно, шёл впереди многих. И объяснить это можно самыми простыми словами: он не умел лгать и не мог молчать. У него можно найти строки сильные и слабые, но у него нет строк фальшивых. У него нет лживых идей, нет двусмысленности, нет увёрток. Его песни слышатся повсюду! В походах, на полярных станциях, в общежитиях, в клубах, на стройках, в дальних плаваниях, в горах. А однажды даже донеслись из космоса.


Звучит «Песня о друге» (Никольский Артём)

Чтец 2: Нет ни одного моряка, ни одного летчика, который не знал бы наизусть эти песни о море, страшную “Спасите наши души” или ошеломляющий диалог двух истребителей в небе... А горы – это вообще особая тема…

Звучит песня «Скалолазка»

Чтец 1: Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать. А он пел, он дышал!

Чтец 2: А как не вспомнить его сказочные песни, которые он писал для “Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван-да-Марья” и просто так, для себя…А юмористические сценки-песни!

Звучит песня «Ваня и Зина» (Казюлин Александр и Мамонтова Анна)

Чтец 1: Зато последующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого еще больше западала в душу.

Звучит песня “Лирическая”

Чтец 3: Но он умел быть не только добрым. Когда некоторые зарубежные доброхоты пробовали его на излом, то Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою он в обиду не давал никому.

Чтец 4: Первые песни – это дань времени. В каждой из этих песен – извечное стремление человека к свободе, к любви, к друзьям, к близким людям, к любимой женщине.

Чтец 3: Первая жена Высоцкого – однокурсница Иза Жукова. Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире. Но семейная жизнь у них не получилась. Они часто ссорились. А после того, как Володя встретил и полюбил молодую актрису Людмилу Абрамову, их брак распался. Людмила Абрамова стала женой Высоцкого и матерью двух его сыновей: Никиты и Аркадия.

Чтец 4:

День-деньской я с тобой, за тобой,
Будто только одна забота.
Будто выследил главное что-то –
То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо – ведь кто я такой!
Ждать меня – никакого резона,
Тебе нужен другой и - покой,
А со мной – неспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет – в чем секрет!
Может, я невезучий! – не знаю!
Как бродяга гуляю по маю, –
И прохода мне нет от примет.

Может быть, наложили запрет!
Я на каждом шагу спотыкаюсь.
Видно, сколько шагов – столько бед.
Вот узнаю, в чем дело, – покаюсь.

Чтец 3: Начало шестидесятых – трудный период в жизни Высоцкого. В это время у него разрыв с Л. Абрамовой. Безденежье, цепь бесконечных унижений. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы. Появляются первые нервные срывы, он много пьет. В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении, о бездуховности современного искусства, Но это был глас вопиющего в пустыне.

Чтец 4: Знаменательным стал для актера 1967 год, когда он выпустил пластинку со своими песнями. В этом же году Высоцкий знакомится с Мариной Влади.

Чтец 5:

Наверно, я погиб. Глаза закрою - вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом -
Куда мне до нее! Она была в Париже,
И я вчера узнал - не только в нем одном.

Какие песни пел я ей про Север дальний!
Я думал: вот чуть-чуть – и будем мы на "ты".
Но я напрасно пел о полосе нейтральной -
Ей глубоко плевать, какие там цветы.

Я спел тогда еще – я думал, это ближе, -
Про юг и про того, кто раньше с нею был.
Но что ей до меня! Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.

Я бросил свой завод, хоть в общем, был не вправе,
Засел за словари на совесть и на страх,
Но что ей до того! Она уже в Варшаве,
Мы снова говорим на разных языках...

Приедет – я скажу по-польски: "Проше, пани,
Прими таким, как есть, не буду больше петь!"
Но что ей до меня! - она уже в Иране, -
Я понял – мне за ней, конечно, не успеть.

Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осле -
Да, я попал впросак, да, я попал в беду!
Кто раньше с нею был и тот, кто будет после,-
Пусть пробуют они. Я лучше пережду.

Звучит песня «Баллада о любви»

Чтец 6: 10 лет у Марины и Владимира был ангел-хранитель – телефонистка Люся. Она помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых сор. Часами Владимир Семенович ожидал на почте, пока его соединят с Парижем. Писал стихи и читал их по телефону.

Звучит песня «Ноль семь»

Чтец 5:

Нет рядом никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши –
По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад.
Хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,
Которая бы так меня ласкала.
Вот по таким тоскуют моряки –
Сейчас моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому –
Пусть, может быть, ты этому не рада,
Я для тебя могу пойти в тюрьму –
Пусть это будет за тебя награда.

 Не верь тому, что будут говорить,
Не верю я тому, что люди рады.
И как-нибудь мы будем вместе пить
Любовный вздор и трепетного ада.

Чтец 6: Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет,
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

Исповедь Марины Влади

Я познакомилась с Владимиром в Москве, на репетиции спектакля, Я была потрясена силой, отчаяньем, необыкновенным голосом актера. Он играл так, что остальные действующие лица постепенно растворялись в тени. Меня привлекли нежные, смеющиеся светло-серые глаза. С тех пор и ждала встречи с ним.

Мы очарованы друг другом, как дети. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме нашей любви. Я пьянею от какой-то ребячливой гордости, ведь сам поэт поет свои строки мне, и я становлюсь хранительницей его творчества, его души.

А потом было первое свадебное путешествие. Мне смешно и хочется плакать. У нас колотятся сердца. Мы скоро отправимся в наше свадебное путешествие. Нам весело. Мы хохочем. Я ослеплена всем этим великолепием. Но нам никогда не удалось вновь пережить счастье этого путешествия. Мы побывали на всех морях, нас по-королевски принимали гостеприимные и щедрые капитаны, но никогда более нам не было так хорошо, наверное, потому, что это первое плавание было нашим свадебным путешествием.

Однажды я замечаю, что в компаниях Владимир начал пить. Мне страшно, я дрожу с головы до ног, ведь это мое первое столкновение с этим другим миром. Впервые в жизни я увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки. Но Владимиру нельзя пить – он болен. Однажды его уже вернули с того света. Тогда меня охватил панический ужас, но лишь отчаяние мне придавало силы. Но все начинается снова: реанимация, домашняя процедура отнятия от бутылки, тревога и отчаяние...

Полет его прерван. Накатывает горе, волна за волной. Гнев сжигает мне сердце. Как могли исчезнуть столько силы, доброты, щедрости. Как мне не хватает голоса, неистовство которого сотрясало толпу. Господи, Володя, как я смогу жить без тебя?

Звучит песня «Я несла свою беду» (Полошак Ирина)

Чтец 7: В 70-е годы спецслужбами была распущена сплетня о том, что Владимир Семенович Высоцкий уехал из страны и остался жить на Западе. Это, конечно, было для него очень легко осуществить, поскольку его супруга была гражданкой Франции. Но сам поэт не представлял себе жизни вне Родины. И он написал песню, чтобы ответить клеветникам и одновременно успокоить поклонников. В ней были такие слова:

«Не волнуйтесь – я не уехал,
Не надейтесь – я не уеду».

Чтец 8: В 1973 году Высоцкий с Мариной Влади были в Западном Берлине. Всю дорогу он сидел мрачный и напряженный. Шел по улицам медленно. Останавливался у витрин магазинов и бледнел как полотно: «Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего!» Эта первая и долгожданная встреча с Западом вызвала непредвиденную реакцию. Это было не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в нашей стране, чем в Европе.

Чтец 7: Из интервью с В.Высоцким. Какова ваша отличительная черта?

ПОЭТ: Желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение.

ЖУРНАЛИСТ: Каким человеком считаете себя?

ПОЭТ: Разным.

ЖУРНАЛИСТ: Чего вам недостает?

ПОЭТ: Времени.

ЖУРНАЛИСТ: Ваши представления о счастье?

ПОЭТ: Счастье – это путешествие, необязательно из мира в мир. Это путешествие может быть в душу другого человека, в мир писателя или поэта…

ЖУРНАЛИСТ: Человеческий недостаток, к которому вы относитесь снисходительно?

ПОЭТ: Снисходительно. Физическая слабость.

ЖУРНАЛИСТ: Недостаток, который вы не прощаете.

ПОЭТ: Их много… Жадность. Отсутствие позиции, которое ведет за собой очень много других пороков…

ЖУРНАЛИСТ: Что Вы хотели выразить в своих песнях?

ПОЭТ: Главное, что я хотел бы сделать в своих песнях, чтобы в них ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм его темп.

ЖУРНАЛИСТ: Что такое дружба?

ПОЭТ: Дружба – это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что вот мой друг здоров, и пускай себе здравствует.

ЖУРНАЛИСТ: Какой вопрос Вы бы хотели задать самому себе?

ПОЭТ: Я Вам скажу ... Может быть, я ошибусь ... сколько мне еще осталось лет, месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я бы хотел задать себе вопрос. Вернее, знать на него ответ!

Чтец 1: Такие понятия, как честь, совесть, долг поэт объяснял так: 
И во веки веков, и во все времена
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война всё равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на неё уповаем.

Чтец 2: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход…

Чтец 1: И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день – оберегая от палящего солнца цветы. Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого.

Чтец 2: Да, в тот день на Таганской площади собралось около четырехсот тысяч – и это в закрытом на время Олимпиады городе! Пришли, приехали, прорвались в Москву, чтобы побыть рядом с ним в последний час, чтобы оплакать его.

Чтец 1: Московская журналистка вспоминает: «Мы едем по цветам. Они летят из окон, из балконов, с бровок тротуаров…Откуда-то поднялись в воздух сотни голубей и теперь, кружась, уходят все выше вверх по невидимой винтовой лестнице».

Чтец 2: Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А- а - а!.., которое вдруг возникло как общий выдох и куда-то улетело». Невольно вспоминаются строки из его песни:

Мы успели,

В гости к Богу

Не бывает опозданий…


Чтец 1: Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».

Чтец 2:

Спасибо, друг, что посетил
Последний мой приют.
Постой один среди могил,
Почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил,
Как распирало грудь?
Теперь ни голоса, ни сил,
Чтоб губы разомкнуть.
И воскресают, словно сон,
Былые времена,
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.
Я пел, и грезил, и творил,
Я многое успел.
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
Прощай, таганка и кино,
Прощай, зеленый мир,
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил
Приют последний мой.
Мы здесь все узники могил,
А ты один живой.
За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись,
Когда умрешь, тогда поймешь,
Какая штука жизнь.
Прощай, себя я пережил
В кассете “Маяка”,
И песни, что для вас сложил,
Переживут века.

Чтец 3:

И снизу лед и сверху – маюсь между, —
Пробить ли верх иль пробуравить низ? 
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз. 
Лед надо мною, надломись и тресни! 
Я весь в поту, как пахарь от сохи. 
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи. 
Мне меньше полувека – сорок с лишним, – 
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, 
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

Чтец 4: На литературном вечере у М.Ульянова спросили: "Как вы считаете, стал ли Высоцкий великим?" Ульянов ответил: "Конечно, стал. Может быть, не таким, - он перечислил ряд гениальнейших фамилий всех имен и народностей, - но таким, как Разин, Пугачев, взбаламутил всю страну, весь народ."

Чтец 3: Р.Рождественский писал:“Так кем же он был все-таки - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю… Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается”.

Чтец 4: О Володе Высоцком я песню придумать решил
Вот еще одному не вернуться домой из похода
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. 
Как умел. Так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам его по горячим
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся, и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился…

Чтец 3:

Меня не съели свиньи – бог не выдал – 
Я просто взял и вышел в никуда.
Я столько раз играл свою погибель, 
Что умер без особого труда.
Меня не одолели яд и шпага,
И прочие орудия убийств.
Я столько раз живой вставал из праха,
Что мне и мёртвому кричали “Бис”!
И публика на площади гудела, 
Толкаясь и досадуя слегка
На то, что задержали вынос тела
Чрезмерно после третьего звонка.
Теперь меня печатают посмертно
Изящными столбцами, как меню, –
Так будто бы звучат аплодисменты 
Эффектному финалу моему.
Я пережил и двадцать шесть и тридцать,
Свой тридцать третий и тридцать седьмой…
Стихи мои! Я вам мешал пробиться, 
Наверное, лишь тем, что был живой.

Чтец 4: Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. В.Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о нем людям захотелось зажечь свечу (ученик под музыку Высоцкого зажигает свечу под его портретом).

Чтение стихотворения «Я не люблю…» (по четверостишию, зажигая свечи, держат в руках)

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю,
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор,
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я против также выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненье, почести иглу
Или - когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза,
Досадно мне, что слово “честь” забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю.






















15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!