СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная. «Д.И.Фонвизин. Век нынешний и век минувший».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ипользуя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к литературе и русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная. «Д.И.Фонвизин. Век нынешний и век минувший».»



Литературная гостиная.

«Д.И.Фонвизин. Век нынешний и век минувший».













Цели:

Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к литературе и русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.

Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично - поисковый

Оформление: В центре зала портрет писателя.

Оборудование: портрет Д.И. Фонвизина; иллюстрации к пьесе; карточки разной формы и цвета.

План проведения

  1. Вступительное слово учителя (студента-практиканта).

  2. Справка для гостей о писателе.

  3. Конкурс на лучшего актера.

  4. Повторение изученного материала.

  5. Литературная пауза

  6. Суперигра. “Угадай персонаж”

  7. Подведение итогов.





Ход мероприятия.

  1. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашем литературном вечере, который мы посвятили творчеству Д.И. Фонвизина и его произведению «Недоросль». Наш вечер пройдёт под девизом, который Д.И Ф. определил в своей жизни так:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек».

  1. Фонвизин жил и творил в 18 веке, в эпоху утверждения самодержавия, полного закрепощения крестьянства, которое полностью завершилось при Екатерине II. Екатерина II, хотя и выступала за просвещение, поступки её были противоречивы. Пушкин в короткой заметке показал истинную сущность царского либерализма. Он пишет: “Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шишковского в темницу, где находился до самой её смерти. Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами. Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность”.

Уроки, которые преподал Фонвизин Екатерине II в “Недоросле” и “Придворной грамматике”, где он обличает порочность отношений при дворе, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя. Судьба Фонвизина была незавидной. Явная враждебность Екатерины II к Фонвизину не только затрудняют его служебную деятельность, но и заставляют отказываться от многих литературных замыслов, от издания журнала. Ему запрещают печататься.

Тяжелое заболевание и преждевременная смерть оборвали его работу над автобиографическим сочинением “Чистосердечное признание в делах и помышлениях” и комедией “Выбор гувернёра”.

Конкурс на лучшего актёра (действие 1 явление 1-3, действие3 явление 7).

Повторение изученного материала

  1. Смешон или страшен Митрофанушка?

Автор часто ставит героя в комическое положение (обжорство Митрофана, драка с дядей, сцена экзамена), смешны его слова “не хочу учиться, хочу жениться”. Но сущность Митрофанушки совсем не смешна: он грубый, невежественный, лицемерный приспособленец. Не вызывает смеха его отношение к Еремеевне, к учителям, наплевательское отношение к матери. Он мгновенно готов к расправе над людьми. (Его реплика “За людей приниматься!” значит – чинить расправу над людьми). Страшно то, что растёт деспот, жестокий крепостник, похожий на своих родственников: на своего дядю Скотинина – увлечением свиньями, на свою бесчеловечную мать – грубостью, жестокостью и невежеством. Не случайно у него имя Митрофан, что в переводе с греческого означает “подобный матери”. Фонвизин показывает, что его таким сформировала среда, в которой он живёт.

  1. Почему одного из главных положительных персонажей зовут Стародум?

Устами Стародума Фонвизин высказывает свою точку зрения на вещи и мнение просвещенцев. А Стародум получил своё название от слов “по – старому думать”. Фонвизин преклоняется перед временем Петра I : “Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, что всякий считал себя за многих”.

  1. Привести пример растлевающего воздействия на крестьян крепостного права.

Образ Еремеевны. Она потеряла человеческое достоинство и настолько рабски предана своим господам, что забывает об опасности, грозящей ей, защищая Митрофана от Скотинина.

  1. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете?

“Вот злонравия достойные плоды,” - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по – своему все – таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни “злонравия” в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.

  1. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола?

В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников – Правдиными, карьеристов военных – Милонами, скверных помещиков – хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.

  1. В чём заключается приём самохарактеристики героев?

Действующие лица сами обличают себя, говоря о своём поведении как о чём - то естественном и нормальном. Так Простакова говорит о себе: “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже отобрать не можем. Такая беда!” И мы представляем уже, как живётся другим крестьянам в деревнях, принадлежащих Простаковым и Скотининым.

  1. В чём проявилось мастерство автора в развитии русского литературного языка в комедии “Недоросль”? приведите примеры, как язык служит средством индивидуализации действующих лиц.

Фонвизин ввёл в свои художественные произведения просторечные бытовые слова, элементы фольклора (“где гнев, тут и милость”, “красная девица”), профессионализмы, диалектные слова, но в ограниченном количестве. Автор блестяще воспроизвёл живую разговорную речь своего времени. Ему удалось передать различные типы этой речи. Неграмотные помещики говорят у него совсем не так, как образованные герои. Речь Простаковой изобилует грубыми словами, когда она разговаривает со слугами, но в зависимости от адресата и ситуации может меняться. В ней много простонародных форм и выражений (“авось – либо”, “робёнок” и др.) В языке Кутейкина много церковных слов, но они потеряли своё “высокое” значение. Своеобразна речь Вральмана (он коверкает русский язык, потому что он безграмотный немец). Фонвизин даже воспроизводит акцент, с которым он произносит русские слова. Положительные герои говорят более литературным языком. Но и здесь сохраняются разговорные формы и интонации, фразы часто перебиваются, как это бывает в разговорной речи.

Внимательны ли вы были при чтении текста? Давайте проверим.

  1. Какое отчество было у Цифиркина? (Пафнутьич)

  2. Кто автор книги, которую читала Софья? (Фенелон) Как звали скотницу в имении Простаковой? (Хавронья)

  3. Какая фамилия была у матери Простаковой? (Приплодиных)

  4. Как звали дядю Милона? (Честан)

Литературная пауза.

Зачитать отрывки из сочинений учащихся на тему: “Письмо Митрофанушке”.

Суперигра. “Угадай персонаж”

  1. Кому принадлежат слова: “При твоих глазах мои ничего не видят”? (Простакову)

  2. Кто говорит: “Я всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”? (Скотинин)

  3. “Век живи, век учись, друг мой сердешный”? (Простакова)

  4. “Тиранствовать никто не волен”? (Правдин)

  5. “ Не хочу учиться, а хочу жениться”? (Митрофан)

  6. “Начинаются чины, перестаёт искренность”? (Стародум)

  7. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Вральману)

  8. Кому платили “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”? (Еремеевне)

  9. Кому из персонажей на его заявлении написали: “От всякого ученья уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами”? (Кутейкну)

  10. Кто задаёт вопрос: “Кто же остережёт человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?”?

Подведение итогов мероприятия.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!