Музыкально – литературная гостиная «Времена года. Зима»
Целевая аудитория: ученики 1-3 классов.
Цель мероприятия:
обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, воспитание интереса и любви к зимней природе, родному краю
развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях, активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка, воспитание культуры общения, интереса к чтению.
Оборудование
Компьютер, проекционная система, музыкальное сопровождение
книжная выставка «Зимние мотивы»,
иллюстрации художников И.Шишкина, К.Ф. Юона, К.Коровина
Календари разных лет ( настенные)
Творческие работы детей.
Предварительная работа:
Открывает работу Банк мнений.
Обсуждение мнений, составление плана проведения
Распределение ролей по желанию.
/ подбор музыкальных произведений для прослушивания, стихов, составление книжек – малышек по теме «Времена года», песен про зиму для разучивания, написание миниатюр на тему «Зима в моем поселке»/
Ход занятия.
Вступительное слово
Ребята! Вы любите ходить в гости? Вот и сегодня мы отправляемся в гости к красивому времени года. А к какому, вы узнаете, отгадав загадку:
Снег на полях, лёд на реках
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)
А сколько зимних месяцев вы знаете?
Работа с книжками – малышками.
Загадки о зимних месяцах.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(ДЕКАБРЬ
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лесу,
Что , скажи, за меся это?
(ЯНВАРЬ)
Снег мешками сыплет с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну. Так что за месяц это?
(февраль)
- А когда начинается зима? (1 декабря)
- Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Этот день зимнего солнцестояния.
Зима приглашает нас в гости. Закроем глаза и отправимся в путь. В дороге нас будет сопровождать музыка П. И. Чайковского « Времена года». ( Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» ).
Какую картину вы, представили себе?
Ответы детей.
Слайд 2 - Зима в лесу.
Слайд-3- И. Шишкин Утро в лесу.
Слайд 4 К.Коровин Зима в лесу.
Физминутка.
Попробуйте описать картину зимы. Нам трудно подобрать слова, т.к. у нас маленький словарный запас.
Красоту родной природы глубоко чувствуют поэты, художники, музыканты.
Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха, узор снежинки – всё это отражено в их искусстве. Они учат нас видеть природу как живое существо.
Послушайте рассказы учеников 3 класса о русских поэтах, которые мастерски описывали красоту русской зимы в своих произведениях.
Приглашение в творческую мастерскую поэтов.
Федор Иванович Тютчев.
В 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился Ф.И.Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более 20 лет. Память о родине, любовь к природе продиктовала ему строки, полюбившиеся многим читателям.
После возвращения на родину Тютчев писал стихи для себя, близких знакомых.
Стихи Тютчева высоко ценил Жуковский, Пушкин, Толстой. И И.Тургенев.
Чтение стихотворения учеником ( при свечах).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован,
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли блещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Иван Саввич Никитин
Замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин прожил недолгую, полную лишений жизнь. Одинокое детство, невозможность закончить образование, тяжелый труд не сломили поэта - он оказался сильным человеком. Иван Саввич много читал, писал стихи. Прекрасные, задушевные строки посвятил Никитин родной природе и простому человеку.
( чтение стихотворения учеником при свечах)
Встреча зимы.
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем...
Здравствуй, гостья - зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать
Привыкать,-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
-О каких изменениях в природе рассказывает поэт.
(Если ребята затрудняются, то ученики 3 класса помогают и загадывают загадки.)
1. Чтобы осень не промокла
Не раскисла от воды
Превратил он лужи в стёкла
Сделал снежные сады. (мороз)
Слайд5 -Мороз
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела
Стала улица бела
Слайд6 (метель)
Слайд7 –К. Коровин Метель
Ученики 1 класса читают стихи А С.Пушкина
Афанасий Афанасьевич Фет
Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас
глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли, и родного слова. Фет
пристально вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий.
Мама! глянь – ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз,
Не колючий, светло – синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто – то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
- Какое природное явление описывается в этом стихотворении?
1.Он летает белой стаей.
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладошке и во рту? (снег)
Слайд 8 –( Снег)
Ребята, из чего состоит снег? Как он образуется?
Рассказ ученика 3 класса.
-Раньше думали, что снег это замёрзшие капельки воды ,но тайна снежинок была не разгадана. На земле капельки воды могут быть градинками, колючками. Но кристаллики это ещё не снежинки. А вот над землёй, где царит холод образуются удивительноё чудо - снежинки.
Рассмотрите разнообразные снежинки.
Слайд 9 – Виды снежинок.
Слайд9 Поработаем в парах
А вы хотите научиться делать снежинки.
Вам в этом помогут ученики 3 класса Ребята делятся на группы.
Физминутка.
Танец снежинок. Мальчики создают ветер ,а девочки танцуют.
Выполнение снежинок по технологической карте.( Ребята сделали буклеты по изготовлению снежинок.)
Слайды Изготовление объёмных снежинок.11-18
ИГРА
«Закончи предложения» (.Запомни зимние приметы и пословицы.)
Звезды яркие – (к морозу.)
День начнется туманом – ( быть оттепели.)
Кошка крепко и долго спит – ( к теплу.)
Воробьи дружно расчирикались – (к оттепели.)
Кошка морду лапой закрывает – к метели.
Рефлексия