МБ ОУ Газопроводская СШ
Литературная гостиная
«Парад Гайдаровских героев»
провела: учитель начальных классов Савинова Наталья Васильевна
Починки 2017
Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. П. Гайдара, развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения.
Задачи: прививать интерес к чтению произведений детской литературы; стимулировать познавательную активность учащихся; совершенствовать навыки выразительной речи, самостоятельного чтения; воспитывать, любовь к родному слову.
Оборудование: выставка книг А. П. Гайдара, детские рисунки к произведениям писателя.
Место в классе у доски ( по центру) имитируется под старый сарай: посередине стоит штурвал, на стене (на доске) разместить мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта местности. В углу поставить перевёрнутый фанерный ящик, на нём - телефон. Чуть дальше на доске – имитация небольшого окошка .
Это чердак старого дома.
(Вбегает Женя)
Женя: Какое таинственное местечко! ( оглядывается).Пусть сарай с его верёвками, фонарями и флагами будет большим кораблём. А я буду капитаном!
Не боюсь я никаких бурь и туманов! Ведь я – отважный капитан! Лево руля на борт! (Крутит штурвал. Звук склянок.) Право руля!
( Женя вытирает лоб. Звонит телефон
Тимур:
-Алло! Алло! Отвечайте, какой осёл обрывает провода?
Женя: И никакой это не осёл! (обиженно) Это я – Женя!
Тимур: Сумасшедшая девчонка! Что ты наделала! Оставь штурвал и беги прочь! Сейчас примчатся люди тебя поколотят!
(Женя бросает трубку, оглядывается. Но убежать не успевает, потому что её окружают ребята!)
Женя: (кричит) Кто вы такие?(Вперёд выходит Тимур)
Тимур: Тише, Женя! Кричать не надо! Никто тебя здесь не тронет. Я – Тимур.( показывает на остальных) А это – моя команда.
Женя: Что вы здесь делаете?
Тимур: Не бойся. Оставайся с нами, слушай и тогда тебе всё будет ясно.(обращается к ребятам)Надо срочно исправить оборванные ею провода. Завтра на рассвете я и Колокольчиков займёмся этим. Ну , А теперь, ребята, к делу.( расстилает карту на фанерном ящике)
Нюрка: (рассказывает о делах нашего класса)
1) Наступили холода. Птицам нашей местности очень трудно сейчас. Мы провели экологическую акцию «Каждой пичужке – кормушка». Наши ребята смастерили множество самых разных кормушек: из картонных ящиков, из пластиковых ёмкостей, из тыквы. Теперь мы сможем подкармливать наших птиц. Пташки смогут пережить лютую стужу. А весной они снова будут нас радовать своим пением.(слайд 1)
2)Также в нашем классе прошла акция «Дети России – детям Луганска» .Ученики нашего класса собрали самые необходимые вещи для наших сверстников на Украине: в основном это школьные принадлежности : тетради, альбомы, краски, ручки, карандаши, игры, средства личной гигиены. Так мы внесли свой маленький вклад в большое общее дело.(слайд 2)
3) Мы провели акцию «Игрушки школе-интернату». Там в результате недавно случившегося пожара пострадала игровая комната. Мы собрали игрушки , кассеты с мультфильмами, книги, настольные игры.(слайд 3)
Тимур: Здорово поработали, ребята! А сейчас главный вопрос. 22 января исполнилось 113 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Давайте вместе подумаем , как мы отметим эту дату.
Гейка : Предлагаю провести детский фестиваль и собрать всех активных читателей школьной библиотеки и гостей нашего фестиваля.
Тимур: Какие будут предложения о месте проведения праздника?
Гейка: Как где! Я думаю в Газопроводской школе.
Тимур: Как вы думаете провести фестиваль?
Нюрка: А можно, мы с ребятами подготовим сценку из какого-нибудь произведения А.П.Гайдара ?
Тимур: Это ты, Нюрка, здорово придумала! Действуй!
Таня: Тогда мы посоветуемся и подумаем, кого можно пригласить на праздник.
Тимур: Мне нравится твоё предложение, Таня! А Я организую ребят, и мы приготовим поздравление: подготовим стихи, песни.
Колокольчиков: Ну а я возьму на себя песни из Гайдаровских фильмов и о Гайдаре.
(Появляется Мишка Квакин и Фигура)
Квакин: Здорово, комиссар!
Тимур: Здорово, атаман.
Квакин: Да, хорошее вы задумали дело – празднование 113 годовщины со дня рождения А.П.Гайдара. (скривил лицо) Только праздник у вас получается какой-то скучный: песенки, стишки. Надо включить побольше игр. Вот тогда интересно будет!
Тимур: А ты здорово мыслишь, атаман! Вот и займись этим.
Фигура: А ещё можно придумать вопросы, и чтобы все на них отвечали. Мы хоть и лазим по чужим огородам, а читать книга Гайдара любим. Я бы взялся за подготовку викторины. Можно?
Тимур: Конечно, можно! Ну а ты, Женя, оставайся за дежурного. Обо всех выполненных заданиях докладывать Жене.
(Все разбегаются, Женя остаётся одна.)
Ведущий: Здравствуй, Женя!
Женя: Здравствуйте! Как хорошо , что я вас встретила. Мы с ребятами решили отпраздновать день рождения А.П.Гайдара. Вы поможете нам?
Ведущий (учитель): Да, конечно. Чем я могу вам помочь?
Женя: Давайте расскажем немного об этом удивительном человеке. Все мы знаем его как известного детского писателя. Любимыми книгами детей всегда были и остаются «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Школа» ,»Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка».
Ведущий: Гайдар прожил недолгую, но удивительную жизнь. Его родина - г. Льгов Курской области. Там 22 января 1904 году он появился на свет. Но писатель очень смутно помнил этот город., потому что когда ему было 5 лет семья Голиковых(так звучит настоящая фамилия писателя) переехала в Нижний Новгород. А ещё через три года, в 1912 году , в Арзамас. Здесь и прошло детство и юность будущего писателя. Учёбу Аркадий начал в частноприготовительной школе Хониной, а 1914 году продолжил её в реальном училище. Год поступления в реальное училище совпал с началом первой мировой войны. Отца забрали на фронт. 10- летний Аркаша тоже хотел убежать на войну. Но через три дня его поймали и вернули домой, в Арзамас.
Женя: Но мальчик не отчаялся. Его увлечения были разносторонними. Он был заводилой, первым выдумщиком и организатором детских игр. Никто лучше его не мог затаиться в игре в прятки, дальше послать мяч в игре в лапту. Несколько Аркадий участвовал в детских спектаклях. Так, в постановке «Времена года» он играл «Зиму», а в спектакле «Среди цветов» играл садовника. Но с особым удовольствием он играл мальчика Мцыри - главного героя лермонтовской поэмы.
Ведущий: Из Арзамаса в 1918 году в декабре, Аркадий Петрович ушел на фронт с Красной Армией. Ему было 14 лет и 11 месяцев. Кстати в конце 1919 года Гайдар еще помощник командира взвода, а в 1921 — уже командир полка. На тот момент ему было всего 17 лет.
Женя: Арзамас сыграл важную роль в жизни писателя. Именно его Аркадий Гайдар считал своей родиной. И арзамассцы по праву гордятся, что именно с их городом связана жизнь писателя. Здесь всё напоминает о нём.
Спуститесь вниз по улице Горького, и вы увидите пруды, один из которых называют гайдаровским. Ведь именно он изображается в повести «Школа». ( слайд4 )
Пройдите по улицам и площадям Арзамаса Здесь вы не раз встретите имя Гайдара. Его носил Арзамасский педагогический институт. ( слайд 5)
На месте Березовой рощи горожане создали прекрасный парк культуры и отдыха, дав ему имя Гайдара. Здесь в детские годы Аркадий Голиков любил играть с приятелями, ходил сюда за грибами и ягодами. ( слайд 6)
В литературно-мемориальный комплекс входят дом- писателя и детская библиотека им.А.П.Гайдара . В этом небольшом домике прошли детские и отроческие годы знаменитого земляка. Здесь будущий писатель сочинял стихи, писал письма отцу на фронт, переносился в своих мечтах в «дальние страны». ( слайд 7,8 )
В городе есть школа №7, носящая имя А.П.Гайдара. ( слайд 9)
Тимур: Женя! Задание выполнено! Я привёл группу активных читателей нашей школьной библиотеки . Они приготовили стихи об Аркадии Петровиче Гайдаре.
(ученики читают стихи)
(вбегает Таня)
Таня:
Женя, задание выполнено! Разрешите представить гостей фестиваля . Сегодня на нашем празднике присутствует учитель географии Илюшечкина С.Ю. в 1973-1976г.г. 3 секретарь Починковского райкома ВЛКСМ. Она расскажет, как в нашем районе действовало тимуровское движение школьников (Таня проводит интервью)
Ведущий: Часто мимо дома Голиковых с грохотом пробегали зелёные поезда. Аркадий и его сёстры знали, что все эти шумные составы вместе с большими и маленькими пассажирами едут в дальние страны. Он очень завидовал тем людям, что едут за синие леса, высокие горы, к далёким морям, которым нет ни конца, ни края.
Женя: Так в семье Голиковых родилась игра «Дальние страны». Собирались все стулья, табуретки в доме и составлялись в одну линию – получался поезд. Но какой же поезд без паровоза? Табуретки ещё кое-как сходят за вагоны. Но паровоз должен гудеть, свистеть и издавать пар.
Ведущий: Эту должность на себя брал Аркадий. Остальные были пассажирами.
Квакин: Женя! Вот бы нам, «тимуровцам» и «квакинцам» сразиться в «снежную крепость».
Женя: А что это за игра?
Квакин: А вот слушай, Женя. Все вместе строили снежную крепость. А потом, одна команда её защищала, а другая пыталась взять её штурмом. Аркадий Петрович неизменно назначался комендантом крепости. Стойко отбивал он со своей командой атаки мальчишек с соседней улицы. которые пытались разрушить снежную крепость. Сам Гайдар получал жестокие «контузии» снежками и всё-таки войска противника никак не могли взять крепость.
Игровая часть фестиваля
1)Проводится игра. Дети делятся на 2 команды и встают напротив друг друга на некотором расстоянии. Заранее каждый ученик приготовил по два бумажных комка. По сигналу под весёлую музыку каждая из команд катает снежки в сторону противника. Победит та команда, на территории которой после остановки музыки окажется меньше снежков.)
2)Конкурс «Наноси воды»
( Ребята вспоминают, как ловко и быстро тимуровцы наполнили бочку водой. Ученикам предстоит наполнить водой стаканы. Работать им предстоит обычными столовыми ложками. Чья команда быстрей?)
Ведущий: Задушевность, светлая поэтичность, проникновенная музыкальность его произведений привлекает многих читателей. Почти в каждом произведении Гайдара звучит народная, детская или революционная песня.
Женя: Помолчим, погрустим о былом,
О друге большом и любимом
И о том, что всегда, все года
Память сердце хранит нерушимо.
Ведущий: Много лет это было назад .
Не забыть нам с тобою, гитара,
Как от песни хорошей теплели глаза
У весёлого друга Гайдара.
Как любимые песни его
Мы не раз повторяли сначала
И как тёмная ночь за высоким окном
По –гайдаровски нам подпевала.
Женя : А какое музыкальное произведение больше всего любил Гайдар?
Ведущий: Его друзья , как один называли «Жаворонок» М.И. Глинки. Он напевал эту мелодию, склоняясь над работой. Он напевал её, глядя в ясное небо, прислушиваясь к пению птиц. А также он любил романс «Гори, гори, моя звезда».
Колокольчиков: Женя, задание выполнено! (обращается к ребятам)
Послушаем и мы любимую песню Аркадия Петровича.
( дети исполняют романсы М.И.Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника , "Гори, гори моя звезда..." - русский романс П. Булахова на слова В. Чуевского)
(после исполнения романсов вбегает Фигура с обломками голубой чашки )
Фигура: Женя, случилось большое несчастье. Разбилась голубая чашка.
Женя : Может мы попытаемся её склеить?
Фигура: Это невозможно!
Ведущий: А вот я так не думаю. У меня есть план. Фигура, ты выполнил своё задание?
Фигура: Да, я пригласил библиотекаря нашей школы Марину Ивановну Андрееву. Она приготовила интересную викторину по произведениям писателя.
Ведущий: Вот и хорошо! Если отвечаете правильно на вопросы викторины, значит, склеиваете осколки чашки.
(Библиотекарь проводит викторину по прочитанным произведениям. )
Ведущий: Раскроешь страницы Гайдаровских книг
И в мир легендарный уносишься вмиг.
Пусть светит «Четвёртый блиндаж», «Чук и Гек»,
Чудесный Тимур – дорогой человек.
Вот «Школа»- читаешь, дыханье таишь.
Вот бьёт буржуинов Мальчиш-Кибальчиш.
Женя: Он дальние страны для нас открывал
Военную тайну он нам доверял.
О горных вершинах он песню любил
И нас эту песню он нас научил.
На чаще всего вспоминается мне,
Походная сумка на жёлтом ремне
В той сумке всегда он хранил про запас
То песню, то сказку, то просто рассказ.
Нюрка: Задание выполнено Женя!
Герой, расскажи, как попал ты в рассказ?
Ты был или не был на свете?
Жиган: Ходил я в атаки на белых не раз,
Вот там и писателя встретил.
Мы вместе сражались тогда на войне,
Как знамя присягу храня.
Потом он и вспомнил видать обо мне.
И снова боец я, а он – командир.
И светят нам звёзды с небес,
Зовут его звонко «Аркадий Гайдар»
А книгу зовут «Р.В.С.»
(инсценировка отрывка из книги)
Ведущий: Женя! А давай ещё раз грохни по сигналу №1 общий позывной!
(Звук сигнала. Все тимуровцы собираются)
Тимур: Все в сборе! Женя , докладывай о результатах.
Женя: Задание выполнено! Праздник, посвящённый дню рождения детского писателя А.П.Гайдара прошёл успешно!
Тимур: Если скажут, что много лет Гайдару
Не поверим и ответим - нет!
Никогда не сможет стать он старым,
И ему всегда 17 лет.
Гейка: Кто сражался честно за победу,
Кто прошёл через сраженья дым,
Тот, кто отдал жизнь свою народу,
Остаётся вечно молодым!
Фигура: Вот стоит он весёлый навечно,
И улыбка по-детски проста
Будто снова он прибыл в Заречье,
В арзамасские эти места.
Таня: И сейчас, за рекой у оврага
От разведчиков ждёт новостей
Поведёт он ребячью ватагу
На штурм ледяных крепостей.
Нюрка: Поведёт раз пятнадцатый , сотый,
Сам шагая в ребячьем строю,
Чтобы знали мальчишки, высоты
Покоряют в суровом бою.
Коля: Чтобы знали, за счастье людское,
Надо биться удар на удар.
И работать, забыв о покое
Как работал писатель Гайдар.
Квакин: Мы- тимуровцы, внуки Гайдара,
Это значит всегда мы в пути.
И недаром, ребята, недаром
Наш девиз «Людям радость нести»!
Женя: Если скажут, что много лет Гайдару
Не поверим и ответим - нет!
Никогда не сможет стать он старым,
И ему всегда 17 лет.
(Все исполняют песню «Гайдар шагает впереди)
Приложение
С.Я. Маршак
ПАМЯТИ ГАЙДАРА
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым.
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя большевика.
Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенённый вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна,
Что расцвело и что построено
На тех полях, где шла война.
Чтобы земля гудела стройкою
Там, где гулял войны пожар,
Добыли мир отвагой стойкою
Такие люди, как Гайдар.
С.Я. Маршак
***
Знает каждый гражданин советский,
Будь он очень молод или стар, -
Что на свете жил писатель детский,
Синеглазый богатырь Гайдар.
С юности надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою,
Выл он лучшим другом вам, ребята,
И за наше счастье пал в бою.
С.В. Михалков
АРКАДИЙ ГАЙДАР
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой
Гайдар её писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар...
И. Беляев
НАД КНИГОЙ ГАЙДАРА
Читая Гайдара книжку
Вечером вслух втроём,
Вдруг размечтались мальчишки
О будущем своём.
Мечтали, спорили много
И вновь принимались мечтать:
Им каждому в жизни дорогу
В тот вечер хотелось избрать.
В одном согласились без спора
Став взрослыми, Родине в дар
Построить прекрасный город
И дать ему имя - Гайдар.
С портрета в открытой книжке
Гайдар улыбнулся в ответ:
«Мои дорогие мальчишки,
Для вас невозможного нет!»