СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Парад гайдаровских героев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством писателя А.П.Гайдара, развитие интереса к чтению детской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Парад гайдаровских героев"»

МБ ОУ Газопроводская СШ









Литературная гостиная

«Парад Гайдаровских героев»



провела: учитель начальных классов Савинова Наталья Васильевна

























Починки 2017

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. П. Гайдара, развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения.

Задачи: прививать интерес к чтению произведений детской литературы; стимулировать познавательную активность учащихся; совершенствовать навыки выразительной речи, самостоятельного чтения; воспитывать, любовь к родному слову.

Оборудование: выставка книг А. П. Гайдара, детские рисунки к произведениям писателя.

Место в классе у доски ( по центру) имитируется под старый сарай: посередине стоит штурвал, на стене (на доске) разместить мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта местности. В углу поставить перевёрнутый фанерный ящик, на нём - телефон. Чуть дальше на доске – имитация небольшого окошка .

Это чердак старого дома.

(Вбегает Женя)

Женя: Какое таинственное местечко! ( оглядывается).Пусть сарай с его верёвками, фонарями и флагами будет большим кораблём. А я буду капитаном!

Не боюсь я никаких бурь и туманов! Ведь я – отважный капитан! Лево руля на борт! (Крутит штурвал. Звук склянок.) Право руля!

( Женя вытирает лоб. Звонит телефон

Тимур:

-Алло! Алло! Отвечайте, какой осёл обрывает провода?

Женя: И никакой это не осёл! (обиженно) Это я – Женя!

Тимур: Сумасшедшая девчонка! Что ты наделала! Оставь штурвал и беги прочь! Сейчас примчатся люди тебя поколотят!

(Женя бросает трубку, оглядывается. Но убежать не успевает, потому что её окружают ребята!)

Женя: (кричит) Кто вы такие?(Вперёд выходит Тимур)

Тимур: Тише, Женя! Кричать не надо! Никто тебя здесь не тронет. Я – Тимур.( показывает на остальных) А это – моя команда.

Женя: Что вы здесь делаете?

Тимур: Не бойся. Оставайся с нами, слушай и тогда тебе всё будет ясно.(обращается к ребятам)Надо срочно исправить оборванные ею провода. Завтра на рассвете я и Колокольчиков займёмся этим. Ну , А теперь, ребята, к делу.( расстилает карту на фанерном ящике)

Нюрка: (рассказывает о делах нашего класса)

1) Наступили холода. Птицам нашей местности очень трудно сейчас. Мы провели экологическую акцию «Каждой пичужке – кормушка». Наши ребята смастерили множество самых разных кормушек: из картонных ящиков, из пластиковых ёмкостей, из тыквы. Теперь мы сможем подкармливать наших птиц. Пташки смогут пережить лютую стужу. А весной они снова будут нас радовать своим пением.(слайд 1)

2)Также в нашем классе прошла акция «Дети России – детям Луганска» .Ученики нашего класса собрали самые необходимые вещи для наших сверстников на Украине: в основном это школьные принадлежности : тетради, альбомы, краски, ручки, карандаши, игры, средства личной гигиены. Так мы внесли свой маленький вклад в большое общее дело.(слайд 2)

3) Мы провели акцию «Игрушки школе-интернату». Там в результате недавно случившегося пожара пострадала игровая комната. Мы собрали игрушки , кассеты с мультфильмами, книги, настольные игры.(слайд 3)

Тимур: Здорово поработали, ребята! А сейчас главный вопрос. 22 января исполнилось 113 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Давайте вместе подумаем , как мы отметим эту дату.

Гейка : Предлагаю провести детский фестиваль и собрать всех активных читателей школьной библиотеки и гостей нашего фестиваля.

Тимур: Какие будут предложения о месте проведения праздника?

Гейка: Как где! Я думаю в Газопроводской школе.

Тимур: Как вы думаете провести фестиваль?

Нюрка: А можно, мы с ребятами подготовим сценку из какого-нибудь произведения А.П.Гайдара ?

Тимур: Это ты, Нюрка, здорово придумала! Действуй!

Таня: Тогда мы посоветуемся и подумаем, кого можно пригласить на праздник.

Тимур: Мне нравится твоё предложение, Таня! А Я организую ребят, и мы приготовим поздравление: подготовим стихи, песни.

Колокольчиков: Ну а я возьму на себя песни из Гайдаровских фильмов и о Гайдаре.

(Появляется Мишка Квакин и Фигура)

Квакин: Здорово, комиссар!

Тимур: Здорово, атаман.

Квакин: Да, хорошее вы задумали дело – празднование 113 годовщины со дня рождения А.П.Гайдара. (скривил лицо) Только праздник у вас получается какой-то скучный: песенки, стишки. Надо включить побольше игр. Вот тогда интересно будет!

Тимур: А ты здорово мыслишь, атаман! Вот и займись этим.

Фигура: А ещё можно придумать вопросы, и чтобы все на них отвечали. Мы хоть и лазим по чужим огородам, а читать книга Гайдара любим. Я бы взялся за подготовку викторины. Можно?

Тимур: Конечно, можно! Ну а ты, Женя, оставайся за дежурного. Обо всех выполненных заданиях докладывать Жене.

(Все разбегаются, Женя остаётся одна.)

Ведущий: Здравствуй, Женя!

Женя: Здравствуйте! Как хорошо , что я вас встретила. Мы с ребятами решили отпраздновать день рождения А.П.Гайдара. Вы поможете нам?

Ведущий (учитель): Да, конечно. Чем я могу вам помочь?

Женя: Давайте расскажем немного об этом удивительном человеке. Все мы знаем его как известного детского писателя. Любимыми книгами детей всегда были и остаются «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Школа» ,»Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка».

Ведущий: Гайдар прожил недолгую, но удивительную жизнь. Его родина - г. Льгов Курской области. Там 22 января 1904 году он появился на свет. Но писатель очень смутно помнил этот город., потому что когда ему было 5 лет семья Голиковых(так звучит настоящая фамилия писателя) переехала в Нижний Новгород. А ещё через три года, в 1912 году , в Арзамас. Здесь и прошло детство и юность будущего писателя. Учёбу Аркадий начал в частноприготовительной школе Хониной, а 1914 году продолжил её в реальном училище. Год поступления в реальное училище совпал с началом первой мировой войны. Отца забрали на фронт. 10- летний Аркаша тоже хотел убежать на войну. Но через три дня его поймали и вернули домой, в Арзамас.

Женя: Но мальчик не отчаялся. Его увлечения были разносторонними. Он был заводилой, первым выдумщиком и организатором детских игр. Никто лучше его не мог затаиться в игре в прятки, дальше послать мяч в игре в лапту. Несколько Аркадий участвовал в детских спектаклях. Так, в постановке «Времена года» он играл «Зиму», а в спектакле «Среди цветов» играл садовника. Но с особым удовольствием он играл мальчика Мцыри - главного героя лермонтовской поэмы.

Ведущий: Из Арзамаса в 1918 году в декабре, Аркадий Петрович ушел на фронт с Красной Армией. Ему было 14 лет и 11 месяцев. Кстати в конце 1919 года Гайдар еще помощник командира взвода, а в 1921 — уже командир полка. На тот момент ему было всего 17 лет.

Женя: Арзамас сыграл важную роль в жизни писателя. Именно его Аркадий Гайдар считал своей родиной. И арзамассцы по праву гордятся, что именно с их городом связана жизнь писателя. Здесь всё напоминает о нём.

Спуститесь вниз по улице Горького, и вы увидите пруды, один из которых называют гайдаровским. Ведь именно он изображается в повести «Школа». ( слайд4 )

Пройдите по улицам и площадям Арзамаса Здесь вы не раз встретите имя Гайдара. Его носил Арзамасский педагогический институт. ( слайд 5)

На месте Березовой рощи горожане создали прекрасный парк культуры и отдыха, дав ему имя Гайдара. Здесь в детские годы Аркадий Голиков любил играть с приятелями, ходил сюда за грибами и ягодами. ( слайд 6)

В литературно-мемориальный комплекс входят дом- писателя и детская библиотека им.А.П.Гайдара . В этом небольшом домике прошли детские и отроческие годы знаменитого земляка. Здесь будущий писатель сочинял стихи, писал письма отцу на фронт, переносился в своих мечтах в «дальние страны». ( слайд 7,8 )

В городе есть школа №7, носящая имя А.П.Гайдара. ( слайд 9)

Тимур: Женя! Задание выполнено! Я привёл группу активных читателей нашей школьной библиотеки . Они приготовили стихи об Аркадии Петровиче Гайдаре.

(ученики читают стихи)

(вбегает Таня)

Таня:

Женя, задание выполнено! Разрешите представить гостей фестиваля . Сегодня на нашем празднике присутствует учитель географии Илюшечкина С.Ю. в 1973-1976г.г. 3 секретарь Починковского райкома ВЛКСМ. Она расскажет, как в нашем районе действовало тимуровское движение школьников (Таня проводит интервью)

Ведущий: Часто мимо дома Голиковых с грохотом пробегали зелёные поезда. Аркадий и его сёстры знали, что все эти шумные составы вместе с большими и маленькими пассажирами едут в дальние страны. Он очень завидовал тем людям, что едут за синие леса, высокие горы, к далёким морям, которым нет ни конца, ни края.

Женя: Так в семье Голиковых родилась игра «Дальние страны». Собирались все стулья, табуретки в доме и составлялись в одну линию – получался поезд. Но какой же поезд без паровоза? Табуретки ещё кое-как сходят за вагоны. Но паровоз должен гудеть, свистеть и издавать пар.

Ведущий: Эту должность на себя брал Аркадий. Остальные были пассажирами.

Квакин: Женя! Вот бы нам, «тимуровцам» и «квакинцам» сразиться в «снежную крепость».

Женя: А что это за игра?

Квакин: А вот слушай, Женя. Все вместе строили снежную крепость. А потом, одна команда её защищала, а другая пыталась взять её штурмом. Аркадий Петрович неизменно назначался комендантом крепости. Стойко отбивал он со своей командой атаки мальчишек с соседней улицы. которые пытались разрушить снежную крепость. Сам Гайдар получал жестокие «контузии» снежками и всё-таки войска противника никак не могли взять крепость.

Игровая часть фестиваля

1)Проводится игра. Дети делятся на 2 команды и встают напротив друг друга на некотором расстоянии. Заранее каждый ученик приготовил по два бумажных комка. По сигналу под весёлую музыку каждая из команд катает снежки в сторону противника. Победит та команда, на территории которой после остановки музыки окажется меньше снежков.)

2)Конкурс «Наноси воды»

( Ребята вспоминают, как ловко и быстро тимуровцы наполнили бочку водой. Ученикам предстоит наполнить водой стаканы. Работать им предстоит обычными столовыми ложками. Чья команда быстрей?)

Ведущий: Задушевность, светлая поэтичность, проникновенная музыкальность его произведений привлекает многих читателей. Почти в каждом произведении Гайдара звучит народная, детская или революционная песня.

Женя: Помолчим, погрустим о былом,

О друге большом и любимом

И о том, что всегда, все года

Память сердце хранит нерушимо.

Ведущий: Много лет это было назад .

Не забыть нам с тобою, гитара,

Как от песни хорошей теплели глаза

У весёлого друга Гайдара.

Как любимые песни его

Мы не раз повторяли сначала

И как тёмная ночь за высоким окном

По –гайдаровски нам подпевала.

Женя : А какое музыкальное произведение больше всего любил Гайдар?

Ведущий: Его друзья , как один называли «Жаворонок» М.И. Глинки. Он напевал эту мелодию, склоняясь над работой. Он напевал её, глядя в ясное небо, прислушиваясь к пению птиц. А также он любил романс «Гори, гори, моя звезда».

Колокольчиков: Женя, задание выполнено! (обращается к ребятам)

Послушаем и мы любимую песню Аркадия Петровича.

( дети исполняют романсы М.И.Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника , "Гори, гори моя звезда..." - русский романс П. Булахова на слова В. Чуевского)

(после исполнения романсов вбегает Фигура с обломками голубой чашки )

Фигура: Женя, случилось большое несчастье. Разбилась голубая чашка.

Женя : Может мы попытаемся её склеить?

Фигура: Это невозможно!

Ведущий: А вот я так не думаю. У меня есть план. Фигура, ты выполнил своё задание?

Фигура: Да, я пригласил библиотекаря нашей школы Марину Ивановну Андрееву. Она приготовила интересную викторину по произведениям писателя.

Ведущий: Вот и хорошо! Если отвечаете правильно на вопросы викторины, значит, склеиваете осколки чашки.

(Библиотекарь проводит викторину по прочитанным произведениям. )

Ведущий: Раскроешь страницы Гайдаровских книг

И в мир легендарный уносишься вмиг.

Пусть светит «Четвёртый блиндаж», «Чук и Гек»,

Чудесный Тимур – дорогой человек.

Вот «Школа»- читаешь, дыханье таишь.

Вот бьёт буржуинов Мальчиш-Кибальчиш.

Женя: Он дальние страны для нас открывал

Военную тайну он нам доверял.

О горных вершинах он песню любил

И нас эту песню он нас научил.

На чаще всего вспоминается мне,

Походная сумка на жёлтом ремне

В той сумке всегда он хранил про запас

То песню, то сказку, то просто рассказ.

Нюрка: Задание выполнено Женя!

Герой, расскажи, как попал ты в рассказ?

Ты был или не был на свете?

Жиган: Ходил я в атаки на белых не раз,

Вот там и писателя встретил.

Мы вместе сражались тогда на войне,

Как знамя присягу храня.

Потом он и вспомнил видать обо мне.

И снова боец я, а он – командир.

И светят нам звёзды с небес,

Зовут его звонко «Аркадий Гайдар»

А книгу зовут «Р.В.С.»

(инсценировка отрывка из книги)

Ведущий: Женя! А давай ещё раз грохни по сигналу №1 общий позывной!

(Звук сигнала. Все тимуровцы собираются)

Тимур: Все в сборе! Женя , докладывай о результатах.

Женя: Задание выполнено! Праздник, посвящённый дню рождения детского писателя А.П.Гайдара прошёл успешно!

Тимур: Если скажут, что много лет Гайдару

Не поверим и ответим - нет!

Никогда не сможет стать он старым,

И ему всегда 17 лет.

Гейка: Кто сражался честно за победу,

Кто прошёл через сраженья дым,

Тот, кто отдал жизнь свою народу,

Остаётся вечно молодым!

Фигура: Вот стоит он весёлый навечно,

И улыбка по-детски проста

Будто снова он прибыл в Заречье,

В арзамасские эти места.

Таня: И сейчас, за рекой у оврага

От разведчиков ждёт новостей

Поведёт он ребячью ватагу

На штурм ледяных крепостей.

Нюрка: Поведёт раз пятнадцатый , сотый,

Сам шагая в ребячьем строю,

Чтобы знали мальчишки, высоты

Покоряют в суровом бою.

Коля: Чтобы знали, за счастье людское,

Надо биться удар на удар.

И работать, забыв о покое

Как работал писатель Гайдар.

Квакин: Мы- тимуровцы, внуки Гайдара,

Это значит всегда мы в пути.

И недаром, ребята, недаром

Наш девиз «Людям радость нести»!

Женя: Если скажут, что много лет Гайдару

Не поверим и ответим - нет!

Никогда не сможет стать он старым,

И ему всегда 17 лет.

(Все исполняют песню «Гайдар шагает впереди)

Приложение



С.Я. Маршак



ПАМЯТИ ГАЙДАРА

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым.

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя большевика.

Погиб он где-то под Леплявою,

Как партизан, в тылу врагов,

И, осенённый вечной славою,

Спит у днепровских берегов.

И каждый день к могиле воина

Приносит весточку волна,

Что расцвело и что построено

На тех полях, где шла война.

Чтобы земля гудела стройкою

Там, где гулял войны пожар,

Добыли мир отвагой стойкою

Такие люди, как Гайдар.









С.Я. Маршак

***

Знает каждый гражданин советский,

Будь он очень молод или стар, -

Что на свете жил писатель детский,

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою,

Выл он лучшим другом вам, ребята,

И за наше счастье пал в бою.





С.В. Михалков

АРКАДИЙ ГАЙДАР

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой

Гайдар её писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...





И. Беляев

НАД КНИГОЙ ГАЙДАРА

Читая Гайдара книжку

Вечером вслух втроём,

Вдруг размечтались мальчишки

О будущем своём.

Мечтали, спорили много

И вновь принимались мечтать:

Им каждому в жизни дорогу

В тот вечер хотелось избрать.

В одном согласились без спора

Став взрослыми, Родине в дар

Построить прекрасный город

И дать ему имя - Гайдар.

С портрета в открытой книжке

Гайдар улыбнулся в ответ:

«Мои дорогие мальчишки,

Для вас невозможного нет!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!