СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А. П. Чехова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А. П. Чехова»

Просмотр содержимого документа
««Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А. П. Чехова»»

Литературная беседка по Антону Павловичу Чехову.

1 Чтец.

Ах, зачем нет Чехова на свете!

Сколько вздорных – пеших и верхом,

С багажом готовых междометий

Осаждало в Ялте милый дом…

День за днем толклись они, как крысы,

Словно он был мировой боксер.

Он шутил, смотрел на кипарисы

И прищурясь слушал скучный вздор.

Я б тайком пришел к нему, иначе:

Если б жил он,-горькие мечты!-

Подошел бы я к решетке дачи

Посмотреть на милые черты.

А когда б он тихими шагами

Подошел случайно вдруг ко мне-

Я б, склонясь, закрыл лицо руками

И исчез в вечерней тишине.

2 Чтец.

А. П. Чехов(1860-1904) вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел выявить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые мотивы поступков и слов. Развивая тему «маленького человека», традиционную для русской прозы XIX века, Чехов сделал акцент на ответственности самого человека за свое унижение.

В середине прошлого века Таганрог был шумным торговым городом. В его гавань плыли корабли из Италии и Испании, Англии и Египта. Они везли вина, фрукты, пряности. Отсюда вывозились сотни тысяч четвертей зерна.

Таможня работала круглые сутки. На набережной у пакгаузов, в итальянской опере, в кофейнях наравне с русской звучало греческая, турецкая, итальянская речь.

3 Чтец

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 17(29) января 1860 г. Отец его, Павел Егорович, происходил из крестьян Воронежской губернии. Дед великого писателя, Егор Михайлович Чех, был крепостным помещика Черткова, отца того самого В.Г. Черткова, который был близок с Л.Н. Толстым. Откупившись на волю, Егор Михайлович переселился на Дон и стал управлять громадными имениями графа Платова. Отец Антона Павловича был человеком набожным, крутого нрава. Взрослым уже Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства».

Учился будущий писатель в местной Таганрогской гимназии. «Был хороший ученик, но особенно не выдавался»,-сказано у Филевского.

Известный биограф ЧеховВ. Тан-Богораз в своем произведении. « На родине Чехова» писал:

«На окончательном экзамене Стефановский[учитель словесности] обратил внимание педагогического совета на необыкновенную литературную отделку и смысл сочинения ученика Антона Чехова».

4 Чтец

После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет университета. Еще студентом он работает в больницах под Москвой в качестве врача. Антон Павлович проявляет исключительное внимание к больным, необычайно добросовестное отношение к делу.

В это время выходят сборники его рассказов. Имя Чехова становится широко известным, дорогим для множества людей.

О детской литературе Чехов высказывался парадоксально: «Так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых». Он считал, что лучше не писать специально для детей, а « выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений». « Так называемая детская литература» вызвала у него стойкое неприятие, которое выражалось в остроумных замечаниях, насмешливых подражаниях плохим нравоучительным стихам, а то и в злой сатире и фальшь и безграмотность иных детских рассказов («Сапоги всмятку»).

Чтец [У детей был дедушка Пантелей Тараканович. Он день и ночь спал за ширмочкой, где его кусали клопы и блохи. Клопов он давил на стене, а блох между ногтями. От него пахло табаком, уксусом и еще чем-то таким, что неприлично сказать: бедняжка часто расстраивал себе желудок! Ходил он в синих брюках, так как черные были съедены мышами. К счастью Мерлитон Пантелеич завел кошку, а то мыши съели бы и остальные брюки и дедушка при гостях должен был бы прятаться. Прислуг было двое: лакей Никита и кухарка Перепетуя. Когда они на кухне дрались, или опрокидывали на пол соус, то папаша грозил им кулаком. Брючкины жили богато: у них в конюшне была лошадь, которая быстро бегающая. На ней ездили кататься. Но, к сожалению, осла у них не было. Было у них много мебели: стол, самоварная труба, утюг, намордник, клещи и прочие вещества, необходимые для хозяйства. Папа покупал прошлогодние газеты, которые читал и рвал на небольшие кусочки, которые мял...]

5 Чтец

Многие другие его рассказы вскоре после публикации во «взрослых» журналах входили в детское чтение. В основе этих рассказов лежит глубокая любовь к детям, выражавшаяся не только в произведениях о них, но и в непосредственном общении писателя с детьми. Об этом свидетельствуют воспоминания его современников. «Все, что он говорит, выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо и верно»,- так высказывался о Чехове Максим Горький.

6 Чтец

Писателем создано более 20 рассказов, главные герои которых дети и подростки. Здесь мы встречали малышей - дошкольников, делающих свои первые шаги по земле и первые важные для них открытия («Гриша», «Событие»), детей младшего возраста, пытливых, начинающих осваивать сложный мир человеческих отношений и выявлять свою индивидуальность («Детвора», « Беглец», «Ванька», «Степь»), подростков, то романтически настроенных, активных, то вялых, инертных, запуганных зубрежкой и побоями(«Мальчики», «Случай с классиком»).

7 Чтец

Чехов исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребенка-от младенца до подростка. В рассказе «Гриша» маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару. Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет.

Чтец [Вечером он никак не мог уснуть. Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые пуговицы - все это собралось в кучу и давит его мозг. Он ворочается с боку на бок, болтает и, в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать. « А у тебя жар!» - говорит мама, касаясь ладони его лба. «Печка!»- плачет Гриша. «Пошла отсюда, печка!». «Вероятно, покушал лишнее», - решает мама.]

8 Чтец

«Дети и детская душа выходят у господина Чехова поразительно»,- писал один из критиков после появления рассказа « Детвора». У детей, изображенных здесь писателем, были реальные прототипы; наблюдения над ними и легли в основу рассказа. Дети в отсутствие родителей играют в лото; играют они на деньги, но реальная их цены не представляют: копейка для них дороже рубля.

Сценка из четырех человек [Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой и т. д. Игра идет бойко.

Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено косим!
— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!
— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. — Шесть!

Партия! У меня партия! — кричит Соня. 

В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.
— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.

Ставь копейку!

Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.

Нет, нет, нет... копейку ставь!

Дураки вы. «Ведь рубль во всяком случае дороже копейки», — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.

Нет, пожалуйста! Уходи!

В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише, придя из кухни. — Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну продай мне за рубль десять копеек.
«— Не хочу», — говорит он]

Неоднократно переиздававшийся чеховский сборник о детях был назван по заглавию этого рассказа: «Детвора». Лев Николаевич Толстой и его относил к числу лучших произведений писателя.

9 Чтец

Своеобразие психики ребенка пристально исследовано Чеховым в рассказе «Дома». Внимание писателя сосредоточенно на том, как взрослый, разумный человек, искренне желающий контакта с сыном, никак не может найти с ним общего языка. «У него свое течение мыслей …»- думает отец .-«У него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и что не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно потасовываться под его язык, но нужно так же уметь и мыслить на его манер». В « диспуте» о вреде курения побеждает ребенок, который один за другим разрабатывает взрослые доводы против вредной привычки. Из ежедневных наблюдений за сыном отец понял, что у детей свои художественные воззрения. И, он, наконец, находит действенное средство в борьбе с вредным увлечением сына: он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лет и оставил старика-отца и государство на верную гибель.

Чтец [Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: - Не буду я больше курить…].





10 Чтец

Изображение тончайших проявлений психологии подростков дано в рассказе « Мальчики». Характеры и обстоятельства рассказа типичны для чеховских времен. Незадолго до его написания Чехов отмечал, что еще недавно, начитавшись рыцарских романов, уходили в Дон Кихоты, а теперь, под влиянием книг Майн Рида и Купера, мальчишки удирают в Америку. Мальчики сосредоточены на своих мыслях, молчаливы и лишь иногда произносят « странные фразы» - как например: «А в Калифорнии вместо чаю пью джин».


Сценка из 4 человек [— Вы читали Майн-Рида?

Нет, не читала... Послушайте, вы умеете на коньках кататься?

Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:

Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.

Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:

А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.

А что это такое?

Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?

Господин Чечевицын.

Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Чтец [Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.

Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?

Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.

Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко.

Ты говори: поедешь или нет?

Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить.

В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!]

11 Чтец

Как мастер изображения детских мыслей, чувств и переживаний, Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, положившего в русской литературе начало художественному изображению «диалектики души» ребенка.

В некоторых рассказах трагическая нота звучит столь сильно, что превращает эпизоды из жизни детей страстный призыв к человеческой совести, горестное напоминание о том, что всегда где- то рядом страдает ребенок. Своеобразие рассказов Чехова «Ванька», «Спать хочется», «Беглец» заключается в сочетании социальной остроты сюжета с углубленным проникновением автора в психологии герое, в особом, мягком, иногда грустном юморе.

Глубокая социальная и психологическая правда лежит в основе сюжетов этих произведений. В мольбе о помощи Ваньки Жукова, в его письме, отправленном «На деревню дедушке», в бегстве из больницы Пашки, испуганного зрелищем человеческого страдания и смерти из рассказа «Побег»), в бессознательном трагическом преступлении Варьки из рассказа «Спать хочется» – в каждом эпизоде отразились типические судьбы обездоленных детей, полуголодных, забитых, лишенных заботы и ласки, вынужденных подчас с малолетства заниматься тяжёлым трудом.

Чтец [«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку».]

12 Чтец

«В воспитании … детей, - заметил Чехов в рассказе «Событие», - домашние животные играют едва заметную, но, несомненно, благотворную роль… Мне даже иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации…».

Представить детям мироощущение животного Чехов стремился в двух своих «специально» детских рассказах, которые он называл: «две сказки из собачьей жизни». Это «Каштанка». Впервые текст «Каштанки» был опубликован в газете «Новое время». Подготавливая рассказ к изданию отдельной книжки, писателя интересовало все: формат книги, бумага, рисунки. Чехов сам отыскивает для книги художника-иллюстратора (А. Степанов), «яркого охотника, изучившего собак до мозга костей», вместе с ним ищет лучшее решение обложки, следит за выполнением рисунков. Чехову всегда нравился цирк, поэтому он и выбрал реальный сюжет, связанный с цирком. Его рассказал Чехову известный дрессировщик зверей того времени, В. Л. Дуров. В «Каштанке» повествуется о крепкой привязанности, верной дружбе, сердечности и благородстве.

Чтец [Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания. Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать.]

Разработка Чеховым темы детства, психологии героя-ребенка оказала влияние на творчество его современников А. И. Куприна, М. Горького, Б. Житкова, Ю. Нагибина.

В рассказах о детях и животных Чехов доказывает, что чем больше втя­нут человек в призрачную, условную жизнь общества, тем больше он обезличен и опустошен, и, напротив, чем он дальше от этой жизни и ближе к природе, тем силь­нее в нем естественно-человеческие чувства добра, спра­ведливости, красоты, мечты о свободе и счастье. Эти чувства живы не только у простых людей, близ­ких природе, но и у детей. (Музыка)

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины». Максим Горький

«Я не сделаю никакого преувеличения, если сравню некоторые его письма с письмами Пушкина. Та же искренность, та же простота, та же независимость мысли от какого-нибудь направления. В нем соединялся поэт и человек большого здравого смысла. Все было в нем просто и натурально. Он был как будто выражением всей той обыденной жизни, которую он изображал так превосходно, как настоящий мастер, и в которой герои и героини такие же обыкновенные люди, как и он. Все живое, волнующее и волнующееся, все яркое, веселое, поэтическое он любил и в природе и в жизни. Это как бы определяло два свойства его таланта - грустное и комическое, печаль и юмор, слезы и смех над собой и над окружающими». Алексей Суворин

«Близко то время, когда Чехову предстоит быть прочитанным по – новому. Прекрасным писателем он останется, но грядущий, завтрашний читатель уже не то извлечет из Чехова, что извлекал вчерашний». Владислав Ходасевич.

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства.

«Меня будут помнить от силы лет семь, семь с половиной, а потом забудут»… Чехов А. П.

… В жизни о был именно тем, чем был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства: воспитанности и изящества в самом лучшем знании этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.

Иван Алексеевич Бунин «Памяти Чехова»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!