СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра «Поле чудес», посвященная 200- летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (с элементами инсценировки)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра    «Поле чудес»,  посвященная 200- летию со дня рождения   Николая Васильевича Гоголя  (с элементами инсценировки)

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра «Поле чудес», посвященная 200- летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (с элементами инсценировки)»




МБОУ «Черемшанский лицей»
















Литературная игра

«Поле чудес»,

посвященная

Николаю Васильевичу Гоголю

(с элементами инсценировки)









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Фролова Т.Вл.
















Цели:


Обучающие:

- продолжить знакомство с жизнью и

творчеством великого русского писателя Н.В. Гоголя;

- учиться обращать при чтении на мелкие детали произведения,

необходимые при его анализе;

- закрепить изученный материал;


Развивающие:

- развивать зрительную и слуховую память, внимание;

- развивать навыки работы в коллективе;


Воспитывающие:

- воспитывать чувство любви и восхищения к слову Н.В. Гоголя;

- воспитывать умение перевоплощения в героев Гоголя, тем самым

чувствовать их внутренний мир, мотивацию их действий;

- учить осознавать ответственность перед членами коллектива;

- укреплять дружеские отношения в классе.


Оформление: доска украшена портретом Н.В.Гоголя рисунками учащихся из произведений Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».


Оборудование: для сценок: накрытый стол (чашки, самовар, блюдца), мешки, нарисованная печь, костюмы и таблички для черта, Солохи и других героев, красочные фишки с именем «Н.В.Гоголь» для подсчета баллов.


Участники: ведущий 1, ведущий 2, Н.В.Гоголь, Солоха, черт, дьяк, Голова, Чуб, Вакула, Оксана, Пузатый Пацюк, члены жюри.
















Ведущий: Добрый вечер! Мы собрались сегодня с вами здесь неслучайно. Мы празднуем замечательную дату – день рождения замечательного русского писателя, владеющего тонким метким искрометным языком и величайшим чувством юмора, Николая Васильевича Гоголя. Он сыграл огромную роль в русской литературе и оставил нам замечательные произведения, которые мы сегодня вспомним, посмеемся и задумаемся над ними. Кто же такой Гоголь? А вот кстати он сам расскажет о себе.

(Выходит Гоголь).


Н.В.Гоголь: Я очень рад, что меня не забывают и помнят многие читатели. Родился я 20 марта 1809 года в Больших Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии. Мой отец был комедиографом и, естественно, во мне развивался интерес к драматическому жанру. Также я очень много читал и очень любил нашу русскую литературу. Вскоре я пошел учиться. Сначала в уездное училище, затем в Нежинскую гимназию, в которой пробыл 7 лет. Одним из моих любимых учителей был Н.Г.Белоусов, который раскрывал нам глаза на жизнь.

В эти годы я сильно интересовался историей, судьбой моего украинского народа. Поэтому я собирал разные предания, пословицы, обычаи, которые вошли в книгу из 498 страниц «Всякая всячина». Эта книга помогла мне в будущем. Я стремился в Петербург, хотел писать. Но столица встретила меня неласково. Много времени я проводил в очередях в поисках работы, и нашел только работу писарщика. Она мне была не по душе!

Я продолжал работать, и это спасло меня. Славу мне принесли рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Над ними смеялись даже типографщики, которым я принес печатать свои рассказы. Я был крайне удивлен. Великим счастьем в моей жизни было знакомство в 1831 году с Александром Сергеевичем Пушкиным. Об этом я мечтал всю жизнь. Он расхваливал мои рассказы, говоря, что во мне скрывается огромный талант. Я был так счастлив! В своей жизни я написал много рассказов, повестей, комедий, в которых всегда смеялся над пороками людей. Из-под моего пера вышли «Ревизор», «Миргород», «Мертвые души» и другие произведения, которые, я надеюсь, вы прочтете. А сейчас послушайте, что я написал. (Гоголь берет в руки книгу и начинает читать):

Сценка «Солоха и мешки»

Мороз увеличился, и стало так холодно, что черт, перепрыгивая с одного копытца на другое, грел себе руки. Не мудрено смерзнуть тому, кто толкался с утра до утра в аду, где поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, и потому, поднявши руки к верху, отставила ногу, и, как человек, летящий на коньках, спустилась по воздуху, будто по ледяной горе, прямо в трубу. Черт таким же порядком отправился вслед за нею и наехал своей подруге прямо на шею.

Сценка: (Солоха отодвинула заслонку печи, посмотрела. Посередине хаты лежит несколько мешков. Вылезает из печи, снимает кожух, отрывает хвост. За ней черт. Солоха начинает убирать в доме и все ставит на свои места. Мешки не трогает):

СОЛОХА: Это что Вакула принес? пусть же сам и вынесет!

Черт (нежится у Солохи: целует ей руку, берется за сердце, охает): Солоха, если вы не ответите мне взаимностью, то я готов на все: брошусь в воду, а душу отправлю пекло в пекло.

( Солоха хочет его поцеловать, как вдруг слышится стук в дверь и голос Головы. Солоха бежит открывать дверь, а черт проворно влезает в мешок.)

ГОЛОВА (отряхивает снег): Пошел я было к дьяку, да разыгралась метель. Вот я увидел свет в твоем окне, любезная Солоха и решил зайти к тебе на огонек. Угостила бы ты меня чайком. ( Выпивает чарку водки и лезет обниматься к Солохе. Вдруг в это время раздается стук и писклявый голос ДЬЯКА).

ГОЛОВА (шепчет): Спрячь меня поскорее куда-нибудь. Мне не хочется встречаться теперь с дьяком.

(Солоха высыпает из мешка уголь, и огромный голова влезает в мешок)

ДЬЯК (входит, покрякивая и потирая руки): Милая Солоха, кхе-кхе, я сердечно рад случаю погулять у тебя, я не испугался метели, любезная, пришел. (Подходит ближе к Солохе, кашляет, усмехается, дотрагивается пальцами до руки Солохи). А что это у вас, великолепная Солоха? (отскакивает назад).

СОЛОХА: Как что? Рука, Осип Никифорович?

ДЬЯК(проходится довольный по комнате. Дотрагивается до ее шеи и отскакивает.): А что это у вас, дражайшая Солоха?

СОЛОХА: Будто не видите, Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто.

ДЬЯК: Монисто! Хе-хе-хе!(потирает руки). А что это у вас, несравненнеая Солоха?(Тянет руку, но в это время раздается стук в дверь и голос Чуба).

ДЬЯК: Ах, боже мой, стороннее лицо! Что теперь будет, если застанут особу моего значения? Дойдет до отца Кондрата! (в сторону) Что станет с моею косицею, если узнает моя вторая половина! (Солохе) Ради бога, добродетельная Солоха! Ваша доброта, как говорит писание Луки глава трина…трина… Стучатся, ей-богу, стучатся! Ох, спрячьте меня куда-нибудь!

(Солоха высыпает уголь из другого мешка, дьяк залезает на самое дно и притихает.)

ЧУБ: Здравствуй, Солоха! Ты, может быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала? Может быть, я помешал? Может быть, вы забавлялись здесь с кем-нибудь?.. может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а? Ну, солоха, дай мне теперь выпить чаю. Я думаю, у меня горло замерзло от этого проклятого морозу. Послал же бог такую ночь перед Рождеством! Как схватилась, слышишь, Солоха, как схватилась… эк окостенели руки: не расстегну кожуха! Как схватилась вьюга…

ВАКУЛА: Отвори! (стучит в дверь).

ЧУБ: Стучит кто-то…

ВАКУЛА: Отвори!

ЧУБ: Это кузнец! Слышишь, Солоха,куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною!

(Солоха испугалась, заметалась по комнате и, забыв, что спрятала в этот мешок дьяка, спрятала Чуба в этот же мешок. Вакула входит и ложится на лавку. Солоха выходит,в дверь, снова кто-то стучится. Вакула встает, оглядывает углы хаты и смотрит на мешки). ВАКУЛА: Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнеси надо их в кузницу!(приседает к мешкам и не может их поднять). Неужели не выбъется из ума моего эта негодная Оксана? Не хочу думать о ней, а все думается только о ней. Кой черт, мешки стали тяжелее прежнего! Дурень я! Я и позабыл, что теперь мне все кажется тяжелее. Прежде я, бывало, мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову, а теперь мешков с углем не подниму. Скоро буду от ветра валиться. Нет! Что я за баба! Не дам никому смеяться над собой! Хоть десять мешков подниму. (взваливает мешки на спину). И этот возьму маленький, тут, кажется, я положил свой струмент. (выходит из хаты и напевает песню):

Мене с жинкой не возиться.

ВЕДУЩИЙ: А мы с вами начнем игру-викторину по повестям «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь, или Утопленница». Каждый ученик, который читал эти повести, сможет

принять участие. Условие игры: никаких выкриков и никаких подсказок. В случае нарушения этого условия право ответа переходит другому, а нарушивший игрок пропускает ход. В начале я выберу первую тройку игроков. Кто ответит на мои вопросы и поднимет руку, тот и будет участником игры. За каждую правильно угаданную букву дается фишка. Итак, мы начинаем отбор в первый тур.

1 тур

1 вопрос (1 тур)

В книге Н.С.Шер «Рассказы о русских писателях» говорится: «Н.В.Гоголь в ящике своего письменного стола хранил большую тетрадь в 490 страниц. Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов – предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки». Как называлась эта тетрадь и кто ее автор? («Книга всякой всячины» Н.В.Гоголь)

2 вопрос (1 тур)

Почему 1831 год можно назвать одним из самых знаменательных для Н.В.Гоголя? (Знакомство с А.С. Пушкиным)

3 вопрос (1 тур)

Что значит колядовать? Что такое колядки? (Рождественский обряд, сопровождающийся песнями, играми, угощениями)

Игроки 1 тура – (имена называются). Внимание: вопрос! (На доске табличка из 5 букв).

«Нет, этот,- подумал Вакула, - еще ленивее Чуба». Кого имел в виду Вакула?(Пацюк)

П

А

Ц

Ю

К


(Кто отгадывает слово, тот становится победителем этого тура). Победителем этого тура становится ----------------. А у нас рекламная пауза.

Сценка «Вакула в гостях у Пацюка».

ВАКУЛА: Куда я, в самом деле бегу? Как будто уже все пропало. Попробую я еще одно средство: пойду к запорожцу Пузатому Пацюку. Он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет. Пойду, ведь душе все же придется пропадать! (за его спиной мешок). (Вакула отворяет дверь и увидел, что на полу сидит Пацюк и ест галушки. Миска стоит наравне с его ртом. Хлебает через край воду.)

ВАКУЛА: (в сторону) Нет, этот еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере ест ложкой, а этот и руки не хочет поднять! (отвешивает поклон) Я к твоей милости пришел, Пацюк! (Пацюк продолжает есть) Ты, говорят, не во гнев будет сказано… Я веду речь не для того, чтобы нанести тебе обиду – приходишься немного сродни черту. (Пацюк хлебает галушки). Пропадать приходится мне грешному! Ничто не помогает мне на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что же мне делать, Пацюк?

ПАЦЮК: Когда нужно черта, тогда и ступай к черту! Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами!

(В это время появляется миска с варениками. Вареник обмакнулся в сметану, подскочил и запрыгнул в рот Пацюку.)

ВАКУЛА: (в сторону) Ничего не понял, что он сказал? Вишь, какое диво! Сегодня голодная кутья, а он ест вареники, да еще со сметаною! Что я в самом деле за дурак, стою и греха набираюсь! Назад! Бежать надо! (Кузнец убегает).

2 тур

ВЕДУЩИЙ: А мы начинаем второй тур нашей игры

1 вопрос (2 тур)

От чьего лица написана повесть «Ночь перед Рождеством»? (Пасечник Рудый Панько)

2 вопрос (2 тур)

Почему черт поклялся мстить кузнецу Вакуле? (Вакула нарисовал черта в церкви, мучающегося в аду)

3 вопрос (2 тур)

По какой причине панночка из повести «Майская ночь, или Утопленница» бросилась в воду и утонула? (Мачеха издевалась над ней и выгнала из дома)

Внимание! Вопрос 2 тура: (на доске слово из 7 букв)

«..Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранных ландышами, рабашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак, и как будто светилось насквозь на серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся ближе. Послышались голоса. «Давайте в ворона, давайте играть в ворона!» - зашумели все, будто тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра. «Кому же быть вороном?» Кинули жребий – и одна девушка вышла из толпы. Левко принялся разглядывать ее. Лицо, платье, все на ней такое же, как и у других. Заметно только было, что она неохотно играла эту роль. Толпа вытянулась вереницей и быстро перебегала от нападений хищного врага. «Нет, я не хочу быть вороном!» - сказала девушка, изнемогая от усталости: «Мне жалко отнимать цыпленков у бедной матери! » «Ты не ведьма!» - подумал Левко. «Кто же будет во ы.

роном?» Девушки снова собирались кинуть жребий. «Я буду вороном!» - вызвалась одна из середины. Левко стал пристально вглядываться ей в лицо. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать что- то особенное в этой девушке…» Что стал замечать Левко в теле этой утопленницы? (называется имя победителя). (Чернота)


Ч

Е

Р

Н

О

Т

А


3 тур

Мы начинаем отбор участников 3 тура.

1 вопрос (3 тур)

Что обещал Оксане Вакула? (Черевички)

2 вопрос (3 тур)

Как звали императрицу, к которой отправился Вакула за подарком своей ненаглядной Оксане? (Екатерина )

3 вопрос (3 тур)

Сколько гостей побывало у Солохи в Рождественскую ночь?

Участниками 3 тура стали – имена----------------.

Вопрос (на доске табличка из 7 букв)

«Казак идет по улице … и подтанцовывает. Вот он тихо остановился перед дверью хаты…. Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны….» На каком музыкальном инструменте играл Левко? (Бандура)


Б

А

Н

Д

У

Р

А


Итак, победителем этого тура становится …. . А сейчас у нас игра со зрителями. Вопрос: «Боже мой, сколько тут панства!» Кем были сказаны эти слова и где? (Вакулой в Петербурге) (Зритель, получивший фишку, может передать ее любому игроку-финалисту).


Сценка «Сватовство Вакулы к Оксане»

На сцене Вакула, Оксана и Чуб.

ВАКУЛА: (кланяется Чубу в ноги и говорит умоляющим голосом) Помилуй, батько! Не гневись! Вот тебе нагайка: бей сколько душа пожелает.

ЧУБ (Чуб с удовольствием ударяет его три раза) Ну, будет с тебя, вставай! Старых людей всегда слушай! Забудем все, что было меж нами! Ну, теперь говори, чего тебе хочется?

ВАКУЛА: Отдай, батько, за меня Оксану!

ЧУБ: Добро! Посылай сватов!

ОКСАНА: Ай!

ВАКУЛА (дает ей черевички) Погляди, какие я тебе принес черевики! Те самые, которые носит царица.

ОКСАНА (машет руками и глядит ему прямо в глаза) Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! Я и без этих черевиков…(смущенно отводит глаза в сторону).

Вакула подходит, берет ее за руку и целует ее.

финал

ВЕДУЩИЙ: Участниками финала становятся (называет имена). (На доске табличка из 5 букв). Вопрос: В повести «Майская ночь, или Утопленница» Левко обращается к своей девушке «Галю, Галю». Назовите ее второе имя. (Ганна)


Г

А

Н

Н

А


суперигра

Победителем финала становится ---------. И нас ждет суперигра.

(На доске 2 таблички по 4 и 11 букв каждая. Разрешается открыть 5 букв) Вопрос: Назовите имя дьяка из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». (Осип Никифорович)


О

С

И

П


Н

И

К

И

Ф

О

Р

О

В

И

Ч



ВЕДУЩИЙ: Вот и закончилась наша игра. Наши герои обрели счастье. Только благодаря силе любви, умению добиваться своего можно достичь своей цели в жизни. Этому нас учит великий русский писатель Н.В.Гоголь. Помните его, читайте и любите его произведения, которые доставят вам лучшие минуты жизни! Мы поздравляем победителя!






Литература:

  1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. - М.: Детская литература, 1964.- 239 с. 

  2. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Государственное издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1960
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!