СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-инсценированный праздник «В гостях у С.Я. Маршака»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится для учащихся 1-9 классов малокомплектной школы. Участвуют практически все учащиеся. Дети читают стихи, инсценируют песенки, сказки.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-инсценированный праздник «В гостях у С.Я. Маршака»»

Литературно-инсценированный праздник

«В гостях у С.Я. Маршака»



Цели:

  1. Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

  2. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.

  3. Развивать навыки сознательного чтения.

  4. Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

Мультимедиа, презентацияпортрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),  сборники произведений С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям, иллюстрация домика Маршака в Острогожске.


Ход мероприятия



Учитель. Сегодня 3 ноября 2017 года исполняется 130 лет со дня рождения великого русского детского писателя С.Я.Маршака. Мы совершим с вами удивительное путешествие в страну его стихов, песен и сказок. Этот поэт дорог нам ещё и потому, что он наш земляк: родился в Воронеже, а жил и учился некоторое время в Острогожске. А впрочем, давайте послушаем рассказ о его жизни.



Рассказ учащихся сопровождается презентацией.



- Родился Самуил Маршак 22 октября (по старому стилю) или 3 ноября (по новому стилю) 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Фамилия рода «Маршак» в кратком переводе означает – «наш учитель».



- Семья Самуила Яковлевича была небогатой, но очень дружной. Отец, Яков Миронович, был простым рабочим на заводе, очень любил книги, литературу, знал несколько иностранных языков. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Мама, Евгения Борисовна, занималась воспитанием детей, а их в семье было шестеро: 3 мальчика и 3 девочки. Большая семья Маршака подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.

- Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган. Стихотворение «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» он пишет практически о себе.

- Когда Самуилу исполнилось 10 лет, семья переезжает в Острогожск. Здесь Маршак поступил в гимназию. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Здесь же Маршак начал писать свои первые произведения.

- «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать, с четырёх лет», - вспоминал поэт. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения.

- Маршак жил в Острогожске 4 года, а затем приезжал в этот город уже взрослым со своей семьёй. В честь поэта в городе названа улица его именем. А на доме, где он жил есть мемориальная доска.

- Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат, потому что еврейское происхождение мешало поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию.

- В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, а через несколько лет (в 1912г.) он учится в Англии в Лондонском университете на факультете искусств.

- С 1938 года жил в Москве, женился. В семье родилось трое детей.

- Самуил Маршак ушел из жизни в 4 июля 1964 году от рака лёгких в Москве. На похороны из Шотландии был прислан венок из вереска, потому что Маршак был почётным гражданином этого государства за лучший перевод баллад и песен шотландского поэта Роберта Бёрнса.

- Маршак очень любил детей, был их добрым другом. Во время первой мировой войны он помогает осиротевшим детям. Участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок» - комплекс детских учреждений с библиотекой, школой, мастерской и театром. Для театра сам пишет смешные истории.

- Во время Великой Отечественной войны в 1943 году организовывает Неделю детской книги, которая отмечается и сейчас.

Выходит девочка с куклой.

Ребёнок. Маршак всегда мечтал подарить детям куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...» Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Это целая книга стихотворений под названием «Детки в клетке». Посмотрите и послушайте стихотворение из этой книжки.



Видео «Где обедал воробей?»



Учитель. Где же обедал воробей? (ответы детей) Сейчас мы тоже отправимся с вами на экскурсию в зоопарк по стихотворениям Маршака из книги «Детки в клетке». А экскурсоводами у нас будут ученики начальных классов.



Ребята читают стихи. На слайдах картинки с изображением животных.

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Совята

Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Страусёнок

Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.


Учитель. Когда Маршак учился в Англии, он увлёкся английской поэзией. Путешествуя по стране, сделал для себя открытие, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. Он стал переводчиком стихотворений и песен английских поэтов. Так мы узнали дразнилку «Робин-Бобин», «Сказку про старушку», стихотворение «Барашек».


Дети читают стихи.


Барашек

- Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

— Не стриги меня пока.

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок —

Хозяину,

Другой мешок —

Хозяйке,

А третий — детям маленьким

На теплые фуфайки!

Сказка про старушку

Жила-была старушка в дырявом башмаке.

И было у нее ребят, что пескарей в реке!

Она их выпорола всех, сварила им кисель

И, накормив их киселем, велела лечь в постель.

Робин-Бобин

Кое-как

Подкрепился

Натощак:

Съел телёнка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен,

Да ещё и недоволен!

Раздаётся мяуканье.


Учитель. А это мяукают котятки из английского стихотворения «Перчатки».


Дети инсценируют стихотворение «Перчатки».

Перчатки
Потеряли котятки
На дороге перчатки
Ив слезах прибежали домой:          
– Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
– Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой;
– Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
– Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!


Учитель. Животные – излюбленные герои стихотворений Самуила Яковлевича. А знаете почему? Потому что они нравятся детям. Послушайте стихотворение «Серый волк в густом лесу».

Дети инсценируют стихотворение «Серый волк в густом лесу».


Серый волк в густом лесу...

Серый волк в густом лесу

встретил рыжую лису.

- Лисавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела. Голова еще цела.

- Где ты был? - На рынке.

- Что купил? - Свининки.

- Сколько взяли? - Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

- Кто отгрыз? - Собаки!

- Сыт ли, милый куманек?

- Еле ноги уволок!


Учитель. С.Я.Маршак не только развлекал детей своими стихотворениями, но и учил их быть воспитанными и грамотными. Поэтому часто высмеивал лентяев, лодырей, хвастунов. Послушайте стихотворение «Кот и лодыри».

Дети инсценируют стихотворение «Кот и лодыри».

Кот и лодыри

Собирались лодыри 
На урок,
А попали лодыри 
На каток.

Толстый ранец с книжками 
На спине,
А коньки под мышками 
На ремне.

Видят, видят лодыри: 
Из ворот
Хмурый и ободранный 
Кот идёт.

Спрашивают лодыри 
У него:
- Ты чего нахмурился, 
Отчего?

Замяукал жалобно 
Серый кот:
- Мне, коту усатому, 
Скоро год.

И красив я, лодыри, 
И умён,
А письму и грамоте 
Не учён.

Школа не построена 
Для котят. 
Научить нас грамоте 
Не хотят.

А теперь без грамоты 
Пропадёшь, 
Далеко без грамоты 
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, 
Ни поесть, 
На воротах номера 
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям, 
Что-то лень. 
На коньках катаемся 
Целый день.

Мы не пишем грифелем 
На доске,
А коньками пишем мы 
На катке!

Отвечает лодырям 
Серый кот:
- Мне, коту усатому, 
Скоро год.

Много знал я лодырей 
Вроде вас,
А с такими встретился 
В первый раз!



Учитель. А теперь давайте посмотрим, чем болел мальчик в стихотворении Маршака.



Дети инсценируют стихотворение «Чем болен мальчик».

Чем болен мальчик

     Он лежит в постели,

      Дышит еле-еле.

      Перед ним на стуле

      Капли и пилюли

      И с водой,

      И без воды,

      За едой

      И без еды,

      Порошки

      И банки,

      Пузырьки

      И склянки.

Доктор выслушал младенца,

      А потом и говорит:

      - Инфлюэнца-симуленца,

      Притворенца, лодырит!


Учитель. Маршак очень любил учиться и имел прекрасные знания, поэтому он хотел, чтобы дети понимали ценность той информации, которую они получают в школе. А чтобы им легче запоминался материал, он создавал шуточные стихотворения. Одно из них – «Знаки препинания».

Дети инсценируют стихотворение «Знаки препинания».

Знаки препинания

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...

Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой!

-Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало:

-Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

-Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

- Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,

-Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Вопросительный знак
Удивился:

- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:

-То есть как!

- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.

-Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.



Учитель. Стихи Маршака – это своеобразные сказочные басни с моралью, нравоучением. А, впрочем, послушайте сами «Сказку про короля и солдата».


Дети инсценируют стихотворение «Сказка про короля и солдата».


Сказка про короля и солдата

Солдат заспорил с королем:

Кто старше, кто важней?

Король сказал: - Давай пойдем

И спросим у людей!

Вот вышли под вечер вдвоем

С парадного крыльца

Солдат под ручку с королем

Из летнего дворца.

Идет навстречу свинопас,

Пасет своих свиней.

- Скажи, приятель, кто из нас,

По-твоему, важней?

- Ну что ж, - ответил свинопас,

Скажу я, кто важней из вас:

Из вас двоих важнее тот,

Кто без другого проживет!

Ты проживешь без королей?

Солдат сказал: - Изволь!

- А ты без гвардии своей?

- Ну нет! - сказал король.



Учитель. Единица - вот та птица, что испортила дневник, а когда их целых шесть – это просто «жесть». Посмеёмся над лентяем в стихотворении Маршака «Про ученика и шесть единиц».

Дети инсценируют стихотворение «Про ученика и шесть единиц».

«Про ученика и шесть единиц»

Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -

И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет! -
Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?!
- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.

- Ну, а четвертая за что? -
Ответил юноша: - За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.

- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.

- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин...
- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать! 



Учитель. С.Я.Маршак хотел, чтобы дети выросли добрыми, честными и грамотными людьми, чтобы они полюбили книгу, которая поможет им жить.

Можно жить легко и бездумно. Можно плыть по течению, «куда вывезет». Но это не имеет ничего общего с настоящей жизнью. Маршак любил говорить:

— Лень, тупость, незрячесть — всё это не жизнь, голубчик! Человека иногда заносит туда течение. Что ж! Надо грести. Всю жизнь надо грести...Только тогда «каждый день и каждый час вам новое добудет».

Поэт не желает нам лёгкой жизни. Наоборот, он прямо так и говорит: «Всё хорошее даётся людям очень дорогой ценой. И всё-таки я желаю вам только хорошего!»












11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!