Литературно-инсценированный праздник
«В гостях у С.Я. Маршака»
Цели:
Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
Развивать навыки сознательного чтения.
Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.
Оборудование:
Мультимедиа, презентация, портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), сборники произведений С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям, иллюстрация домика Маршака в Острогожске.
Ход мероприятия
Учитель. Сегодня 3 ноября 2017 года исполняется 130 лет со дня рождения великого русского детского писателя С.Я.Маршака. Мы совершим с вами удивительное путешествие в страну его стихов, песен и сказок. Этот поэт дорог нам ещё и потому, что он наш земляк: родился в Воронеже, а жил и учился некоторое время в Острогожске. А впрочем, давайте послушаем рассказ о его жизни.
Рассказ учащихся сопровождается презентацией.
- Родился Самуил Маршак 22 октября (по старому стилю) или 3 ноября (по новому стилю) 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Фамилия рода «Маршак» в кратком переводе означает – «наш учитель».
- Семья Самуила Яковлевича была небогатой, но очень дружной. Отец, Яков Миронович, был простым рабочим на заводе, очень любил книги, литературу, знал несколько иностранных языков. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Мама, Евгения Борисовна, занималась воспитанием детей, а их в семье было шестеро: 3 мальчика и 3 девочки. Большая семья Маршака подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.
- Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган. Стихотворение «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» он пишет практически о себе.
- Когда Самуилу исполнилось 10 лет, семья переезжает в Острогожск. Здесь Маршак поступил в гимназию. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Здесь же Маршак начал писать свои первые произведения.
- «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать, с четырёх лет», - вспоминал поэт. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения.
- Маршак жил в Острогожске 4 года, а затем приезжал в этот город уже взрослым со своей семьёй. В честь поэта в городе названа улица его именем. А на доме, где он жил есть мемориальная доска.
- Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат, потому что еврейское происхождение мешало поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию.
- В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, а через несколько лет (в 1912г.) он учится в Англии в Лондонском университете на факультете искусств.
- С 1938 года жил в Москве, женился. В семье родилось трое детей.
- Самуил Маршак ушел из жизни в 4 июля 1964 году от рака лёгких в Москве. На похороны из Шотландии был прислан венок из вереска, потому что Маршак был почётным гражданином этого государства за лучший перевод баллад и песен шотландского поэта Роберта Бёрнса.
- Маршак очень любил детей, был их добрым другом. Во время первой мировой войны он помогает осиротевшим детям. Участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок» - комплекс детских учреждений с библиотекой, школой, мастерской и театром. Для театра сам пишет смешные истории.
- Во время Великой Отечественной войны в 1943 году организовывает Неделю детской книги, которая отмечается и сейчас.
Выходит девочка с куклой.
Ребёнок. Маршак всегда мечтал подарить детям куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...» Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Это целая книга стихотворений под названием «Детки в клетке». Посмотрите и послушайте стихотворение из этой книжки.
Видео «Где обедал воробей?»
Учитель. Где же обедал воробей? (ответы детей) Сейчас мы тоже отправимся с вами на экскурсию в зоопарк по стихотворениям Маршака из книги «Детки в клетке». А экскурсоводами у нас будут ученики начальных классов.
Ребята читают стихи. На слайдах картинки с изображением животных.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Совята
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Страусёнок
Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Учитель. Когда Маршак учился в Англии, он увлёкся английской поэзией. Путешествуя по стране, сделал для себя открытие, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. Он стал переводчиком стихотворений и песен английских поэтов. Так мы узнали дразнилку «Робин-Бобин», «Сказку про старушку», стихотворение «Барашек».
Дети читают стихи.
Барашек
- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
— Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка:
Один мешок —
Хозяину,
Другой мешок —
Хозяйке,
А третий — детям маленьким
На теплые фуфайки!
Сказка про старушку
Жила-была старушка в дырявом башмаке.
И было у нее ребят, что пескарей в реке!
Она их выпорола всех, сварила им кисель
И, накормив их киселем, велела лечь в постель.
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел телёнка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен,
Да ещё и недоволен!
Раздаётся мяуканье.
Учитель. А это мяукают котятки из английского стихотворения «Перчатки».
Дети инсценируют стихотворение «Перчатки».
Перчатки
Потеряли котятки
На дороге перчатки
Ив слезах прибежали домой:
– Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
– Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой;
– Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
– Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
Учитель. Животные – излюбленные герои стихотворений Самуила Яковлевича. А знаете почему? Потому что они нравятся детям. Послушайте стихотворение «Серый волк в густом лесу».
Дети инсценируют стихотворение «Серый волк в густом лесу».
Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Учитель. С.Я.Маршак не только развлекал детей своими стихотворениями, но и учил их быть воспитанными и грамотными. Поэтому часто высмеивал лентяев, лодырей, хвастунов. Послушайте стихотворение «Кот и лодыри».
Дети инсценируют стихотворение «Кот и лодыри».
Кот и лодыри
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Учитель. А теперь давайте посмотрим, чем болел мальчик в стихотворении Маршака.
Дети инсценируют стихотворение «Чем болен мальчик».
Чем болен мальчик
Он лежит в постели,
Дышит еле-еле.
Перед ним на стуле
Капли и пилюли
И с водой,
И без воды,
За едой
И без еды,
Порошки
И банки,
Пузырьки
И склянки.
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит:
- Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырит!
Учитель. Маршак очень любил учиться и имел прекрасные знания, поэтому он хотел, чтобы дети понимали ценность той информации, которую они получают в школе. А чтобы им легче запоминался материал, он создавал шуточные стихотворения. Одно из них – «Знаки препинания».
Дети инсценируют стихотворение «Знаки препинания».
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой!
-Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало:
-Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
-Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
- Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,
-Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
-То есть как!
- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.
-Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Учитель. Стихи Маршака – это своеобразные сказочные басни с моралью, нравоучением. А, впрочем, послушайте сами «Сказку про короля и солдата».
Дети инсценируют стихотворение «Сказка про короля и солдата».
Сказка про короля и солдата
Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: - Давай пойдем
И спросим у людей!
Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.
Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.
- Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?
- Ну что ж, - ответил свинопас,
Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!
Ты проживешь без королей?
Солдат сказал: - Изволь!
- А ты без гвардии своей?
- Ну нет! - сказал король.
Учитель. Единица - вот та птица, что испортила дневник, а когда их целых шесть – это просто «жесть». Посмеёмся над лентяем в стихотворении Маршака «Про ученика и шесть единиц».
Дети инсценируют стихотворение «Про ученика и шесть единиц».
«Про ученика и шесть единиц»
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет! -
Промолвил мальчик ей в ответ.
- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?!
- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.
- Ну, а четвертая за что? -
Ответил юноша: - За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.
- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.
- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин...
- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!
Учитель. С.Я.Маршак хотел, чтобы дети выросли добрыми, честными и грамотными людьми, чтобы они полюбили книгу, которая поможет им жить.
Можно жить легко и бездумно. Можно плыть по течению, «куда вывезет». Но это не имеет ничего общего с настоящей жизнью. Маршак любил говорить:
— Лень, тупость, незрячесть — всё это не жизнь, голубчик! Человека иногда заносит туда течение. Что ж! Надо грести. Всю жизнь надо грести...Только тогда «каждый день и каждый час вам новое добудет».
Поэт не желает нам лёгкой жизни. Наоборот, он прямо так и говорит: «Всё хорошее даётся людям очень дорогой ценой. И всё-таки я желаю вам только хорошего!»
11