СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ И А.А. БЛОК»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-поэтическое исследование в фактах, воспоминаниях  и поэтических строках

Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ И А.А. БЛОК»»


О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений их - парадоксов друг.

А.С. Пушкин.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ И А.А. БЛОК»

Научно-поэтическое исследование в фактах, воспоминаниях и поэтических строках

Цели:

1. Повышение познавательной активности учащихся, воспитание интереса к научной деятельности Д.И. Менделеева, к химии как к науке, открывающей законы естествознания.

2. Расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.А. Блока.

З. Интеграция науки и искусства для повышения интереса школьни­ков к обучению, для их эстетического и нравственного развития.

4. Расширение научного, литературного и творческого потенциа­ла, а также воспитание глубоких патриотических чувств современных школьников.

Оборудование. Два увеличенных портре­та - Д.И. Менделеева и А.А. Блока. Над ними крупно дан заголовок ­«ДВА ВЕЛИКИХ ИМЕНИ». Под ними - даты жизни: «1834-1907» и «1880-1921 ». Слева и справа - плакаты с высказываниями: 1. «Посев научный взойдёт для жатвы народной» - Д.И. Менделеев. 2. «Блоку -­ верьте. Это настоящий - волею божьей - поэт и человек бесстрашной искренности» - М. Горький. На авансцене - высокие кафедры для вы­ступающих референтов. В центре небольшой овальный столик, на нём увеличенная фотография Л.Д. Менделеевой и А.А. Блока, обрамлённая двумя горящими свечами в красивых подсвечниках, букет цветов, листы бумаги, старинное перо и чернильница. К этому столику выходят для чтения стихов или воспоминаний чтецы.

Девиз: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образо­ванность от дикости» - А.С. Пушкин.

Действующие лица: 1. Ведущие референты (девушка и юноша) для сообщений о Д.И. Мен­делееве - за одной кафедрой. В тексте РМ - референты Менделеева.

2. Ведущие референты (девушка и юноша) для сообщений об А.А. Блоке - за другой кафедрой. В тексте РБ - референты А. Блок.

  1. Чтецы.

  2. Преподаватель химии и преподаватель литературы за центральным столиком.

Музыкальное сопровождение: музыка Баха, Бетховена, Шостаковича, Дебюсси.

(Раздаются звуки гонга. Звучит торжественная фуга Баха. На авансцену выходит преподаватель химии. Музыка умолкает.)

Преподаватель химии. Сегодня, мы вспомним и отдадим дань благодарной ­ памяти великого человека, принёсшего славу нашему Отечеству. Сто лет назад в 1907 г. перестало биться сердце Дмитрия Ивановича Менделеев разностороннего учёного, профессора Петербургского университета, ставившего более 500 печатных трудно, среди которых «Основы химии» - первое стройное изложение неорганической химии.

1 РМ. Менделеев открыл всемирно периодический закон химических элементов

2 РМ. Автор фундаментальных исследований по химической технологии.

1 РМ. А также по физике, метрологии, воздухоплаванию.

Преподаватель химии. И по сельскому хозяйству, и по экономике, и по народному просвещению.

1 РМ. Менделеев заложил основы теории растворов.

2 РМ. Он предложил промышленный способ фракционного разделения нефти.

1 РМ. Изобрёл вид бездымного пороха.

2 РМ. Пропагандировал использование минеральных удобрений.

Преподаватель химии. Менделеев был организатором и первым директором Российской Главной палаты мер и весов.

1 РМ. А в 1894 г. Дмитрия Ивановича торжественно возвели в степень доктора Оксфордского и Кембриджского университетов.

2 РМ. В его честь назван 101-й Элемент, открытый группой амери­канских учёных в 1955 году. Это менделевий.

Учитель. Да, наука наук, наука основ жизни - это химия!

1 РМ. И в звучании этого слова скрыто великое имя - Дмитрий

Иванович Менделеев. (Показывает на портрет Менделеева.)

2 РМ. Великий русский учёный, наш соотечественник.

Преподаватель химии. Сибиряк, уроженец города Тобольска.

(Звучит гонг. Вступают в разговор референты А.А. Блока.)

1 РБ. Рядом с именем Менделеева очень часто звучит и другое имя - Александр Александрович Блок.

2 РБ. Поэзия романтической мечты, божественной, возвышенной любви, трагических и страшных потрясений переломной эпохи - это Блок!

1 РБ. Великий русский поэт, чьё имя золотыми буквами вписано в историю русской поэзии.

Преподаватель литературы. Учёный и поэт ... Что могло быть общего у них? Что мо­жет связывать эти два знаменитых имени? Может быть, и нет ничего общего?

1 РМ. Первая магистерская диссертация «Удельные объёмы», вто­рая - «Строение кремнеземистых соединений» - это Менделеев.

1 РБ. Первая книга стихов - «Стихи о Прекрасной Даме», вторая ­«Нечаянная радость», затем - «Земля в снегу» ... - это Блок!

(В центре сцены выходит чтец. Звучит тихая музыка.)

Чтец.

Дышит утро в окошко твоё,

Вдохновенное сердце твоё,

Пролетают забытые сны,

Воскресают ведения сны,

И на розовом облаке грёз

В вышине чью-то душу пронес

Молодой, народившийся бог…

Покидай же тлетворный чертог,

Улетай в бесконечную высь,

За крылатым виденьем гонись,

Утро знает стремленье твоё,

Вдохновенное сердце моё!

Преподаватель литературы. Учёный и поэт ... Два великих имени, столь дорогих для сердца русской нации. Их многое и разделяло, и связывало ... Что имен­но - вы узнаете об этом сегодня в нашем совместном научно-поэтиче­ском исследовании в фактах, воспоминаниях и поэтических строках.

(Звучит гонг.)

1 РБ. Дышит утро, - восклицал Блок ...

1 РМ. Утро жизни Менделеева прошло в Тобольске. Его отец, дирек­тор гимназии и училищ Тобольской губернии, к рождению сына ослеп и вышел на пенсию. Воспитанием детей (а их было 14) занималась Марья Дмитриевна, умная и деловая женщина. До последних дней жизни пом­нил Менделеев о матери, был благодарен ей. В 1887 г. Дмитрий Ивано­вич посвятил ей свою научную монографию. Это искреннее посвящение читать без душевного трепета невозможно, в каждой строке - горячая любовь и уважение. Оно дошло до нас и - через 120 лет после написа­ния - прозвучит сейчас в этом зале с небольшими сокращениями.

2 РМ (зачитывает). «Это исследование посвящается памяти матери её последышем ... Она воспитала его примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского обольщения, настаивать в труде, а не на словах, и терпеливо искать божескую или научную прав­ду, ибо понимала ... сколь много ещё должно узнать ... Заветы матери считаю священными».

(Звучит гонг.)

1 РБ. Такая же глубокая и почтительная любовь по отношению к матери - Александре Андреевне - была и у Блока. Семейная жизнь его родителей не сложилась, они разошлись сразу же после рождения сына. И хотя Блок почти не знал отца, позже он расскажет об этом незаурядным человеке в поэме «Возмездие». Мама же на всю жизнь осталась для него самым близким другом. Он не раз повторял: «Мы с мамой - почти одно и то же». Ей посвятил он прекрасные строки стихов.

(На фоне музыке Дебюсси «Арабеска» № 1.)

Чтец.

Друг, посмотри, как в равнине небесной

Дымные тучки плывут под луной.

Видишь, прорезал эфир бестелесный

Свет её бледный, бездушный, пустой?

Полно смотреть в это звёздное море,

Полно стремиться к холодной луне!

Мало ли счастья в житейском просторе,

Мало ли жару в сердечном огне?

2 РБ. Словно предчувствуя свою раннюю смерть (мама пережила его на два года), Блок пророчески написал в 1906 г. (за 15 лет до гибели). (На фоне музыки Шостаковича.)

Чтец.

Сын осеняется крестом,

Сын покидает отчий дом.

В песнях матери оставленной Золотая радость есть:

Только б он пришёл прославленный,

Только б радость перенесть!

Вот в доспехе ослепительном,

Слышно, ходит сын во мгле.

Дух свой предал небожителям,

Сердце матери-земле ...

В сердце матери оставленной

Золотая радость есть:

Вот он, сын мой, окровавленный!

Только б радость перенесть!

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать ... (Музыка затихает. Звучат гонг.)

Преподаватель химии. Где же впервые пересеклись жизненные пути Менделеева и Блока?

1 РБ. В здании Петербургского университета, где в то время были квартиры для профессоров. Дед Блока по материнской линии, Андрей Николаевич Бекетов, учёный-ботаник, был ректором университета, а Менделеев заведовал кафедрой химии.

1 РМ. Здесь же родилась и дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна, она была на год младше Саши, и они не раз могли встречаться на про­гулках с нянями, но пока, конечно, просто не замечали друг друга.

2 РБ. В «ректорском доме» на Университетской набережной было уютно. Маленького Сашу обожали все в этой дружной стародворянской семье высокой духовной культуры. Бабушка Елизавета Григорьевна, писательница и переводчица, мама Блока и её сестра, ставшая впослед­ствии первым биографом поэта, музицировали, сочиняли, издавали домашние рукописные журналы. В их издании принимал, конечно, и Саша Блок. На ранних фотографиях мы видим изящного дворянско­го мальчика с гордым лицом и доверчивыми, серьёзными огромными глазами. Было в всём облике его какое-то врождённое благородство, прямота и простодушие, он никогда не умел лгать, жаловаться на других, хитрить. Во многом от матери унаследовал Блок высокую духовность, нравственный максимализм, мятежность и стремление к музыке в ро­мантическом смысле.

Преподаватель литературы. А как относился к музыке, поэзии и литературе Дмитрий Иванович?

2 РМ. Его сын, Иван Дмитриевич, записал в своих воспоминаниях.

(Выходит чтец с книгою в руках, зачитывает выразительно.)

Чтец. «Мне не раз приходилось убеждаться, что отец тонко знал и понимал поэзию ... Иногда он вдруг цитировал наизусть целое сти­хотворение ... Все его симпатии были на стороне Ф. Тютчева. Лю­бимое стихотворение - тютчевское «Молчание», я думаю, с этими строчками:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

1РБ. Тайная жизнь души не могла не волновать и поэта Блока.

Чтец.

Я вышел в ночь - узнать, понять

Далёкий шорох, близкий ропот,

Несуществующих принять,

Поверить в мнимый конский топот.

Дорога, под луной бела,

Казалось, полнилась шагами.

Там только чья-то тень брела

И опустилась за холмами.

И слушал я - и услыхал:

Среди дрожащих лунных пятен

Далёко, звонко конь скакал,

И лёгкий посвист был понятен.

Но здесь и дальше - ровный звук,

И сердце медленно боролось,

О, как понять, откуда стук,

Откуда будет слышен голос?

(Звучит гонг.)

Учитель. И в прошлом веке, как и сейчас, любили различные ан­кеты. Полезно будет сравнить литературные, исторические и просто житейские склонности и интересы наших героев. Любимые русские писатели Менделеева?

1 РМ. Пушкин, Гоголь.

1 РБ. У Блока - Пушкин, Жуковский.

Учитель. Любимые иностранные писатели?

2 РМ. У Дмитрия Ивановича - Шекспир, Жюль Верн.

2 РБ. У Блока тоже Шекспир - и только Шекспир.

Учитель. Любимый герой в действительной жизни для Менделеева?

1 РМ. Пётр Первый.

1 РБ. ДЛЯ Блока тоже Пётр Первый, но ещё Иван Грозный и Александр Второй.

Учитель. Любимые цветы поэта и учёного?

2 РБ. Роза!

2 РМ. Полевые цветы!

Учитель. Любимое качество поэта?

1 РБ. Ум!

Учитель. Учёного?

1 РМ. Правда, труд, прощение!

1 РМ. Вдумайтесь, как благороден этот ответ! В нём философия истинно мудрого человека.

Учитель. Любимое место, где любил жить Менделеев?

1 РМ. Боблово.

2 РБ. Шахматово!

Учитель. Не зря два этих слова рядом! Две усадьбы в Подмоско­вье - это места, которые тесно связали, объединили семьи Бекетовых и Менделеевых, два дома находились по соседству. Вот что вспоминает Александр Блок:

Чтец (зачитывает). «Дмитрий Иванович играл большую роль в на­шей семье. И дед, и бабушка мои были с ним дружны. Менделеев и дед мой вскоре после освобождения крестьян съездили в Московскую гу­бернию и купили в Клинском уезде два имения по соседству: менделе­евское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова. В юности я стал бывать там часто».

1 РБ. На всё лето Бекетовы вместе с Сашей уезжали в своё Шахмато­во. Этот клочок земли Блок всю жизнь любил нежно и пристрастно. Лю­бил дом на холме под раскидистым тополем, зеленеющий на горизонте лес и широкие просторы, открывающиеся с холма: бедные крестьянские избы, излучины медленной речки ... Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России и вечной живой любовью.

(Чтец читает на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.)

Чтец. Огромный тополь серебристый

Склонял над домом свой шатёр,

Стеной шиповника душистой

Встречал въезжающего двор ...

И дверь звенящая балкона

Открылась в липы и в сирень,

И в синий купол небосклона,

И в лень окрестных деревень ...

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля ...

И всей весенней красотою

Сияет русская земля ...

1 РМ. Ну а Менделеев покупает имение, имея в виду ещё одну цель - научную, чтобы доказать, что в России можно вести хозяйство с помощью «улучшений» и получать прибыль. Ему предрекали неуспех, но через 5 лет учёному удалось удвоить урожайность земли! На его «опытных» полях проходили практику студенты Петровской сельхоз-академии, приезжали сюда такие учёные, как Тимирязев, Докучаев, Сеченов.

(Звучит музыка Дебюсси.)

1 РБ. Здесь, в Боблово, 17-летний Александр Блок влюбился в юную Любу Менделееву, дочь Дмитрия Ивановича. Молодёжь увлекалась театром, а в то лето (1898 г.) решили поставить шекспировского «Гам­лета». Блок играл, конечно, печального принца, она - Офелию. Перед спектаклем очень волновались. Много лет спустя Любовь Дмитриевна вспоминала.

Чтица (зачитывает). «Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, рас пу­щенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен ... Блок в чёрном берете, колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами в полутайне, пока готовили сцену. Блок ... сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чём-то более личном, чем всегда, а главное: я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разгово­ра ... В стране чёрных плащей, шпаг и беретов, в стране безумной Офелии, склонённой над потоком, где ей суждено погибнуть».

2 РБ. Гамлет и Офелия - вот они на старых фотографиях. (На экране высвечивается слайд.)

Поэтесса Павлович пишет: «У обоих удивительные лица. Никогда, ни в одном девичьем лице, не видела я такого выражения невинности, какое было у неё. Это полудетское, чуть скуластое, некрасивое по чертам лицо было прекрасно. А у него лицо человека, увидевшего небесное виденье».

Чтец.

Приближается звук. И, покорна щемящему звуку.

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку.

Не дыша.

Снится - снова я мальчик, и снова любовник,

И овраг, и бурьян,

И в бурьяне - колючий шиповник,

И вечерний туман.

Сквозь цветы, и листы, И колючие ветки, я знаю,

Старый дом глянет в сердце моё,

Глянет небо опять, розовея от краю до краю,

И окошко твоё.

1 РБ. С этого лета Блок записывает строки, давшие начало знамени­тому циклу «Стихов о Прекрасной Даме» - океану любовных гимнов, обращённых к дочери Менделеева, молитвенное поклонение любимой. Она сон, она святая, Величавая, Небесная, Вечная Женственность и в то же время Милая. Она существует в ином, высшем, нездешнем мире, то сеть нетленна и бестелесна, но должна спуститься, «снизойти» на землю, и тогда жизнь обновится, станет счастливой и идеальной.



Чтец.

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньях красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты!

Преподаватель литературы. В ноябре 1902 г. произошло решительное объяснение. Любовь Дмитриевна пишет жениху:

1 РМ. «Милый, дрогой, не знаю, как и начать рассказывать. Папа согласен на свадьбу летом! Он откладывал только, чтобы убедиться, прочно ли всё это, не поссоримся ли мы ... Папа спросил, на что ты ду­маешь жить ... он может мне давать в год 600 рублей. Теперь он только хочет поговорить с твоей мамой о подробностях, узнать, что они ду­мают ... » Дмитрия Ивановича, конечно, беспокоила судьба дочери, как и всякого любящего отца!

1 РБ. Свадьба была сыграна в августе 1903 г. с венчанием в церкви, обсыпанием молодожёнов хмелем, с певчими и подаренными гусями. Жених и невеста всем казались Царевичем и Царевною, которые вышли прямо из русских сказок.

2 РМ. Вспоминает племянница Менделеева: «Дмитрий Иванович во фраке, лентах и звездах, со своими длинными седыми волосами и боро­дой имел то размягчённое и нежное выражение лица, которое так шло к нему и выдавало наружу его любовь к детям ... »

Преподаватель литературы. Вы спросите, а как относился к знаменитому учёному Блок? Он сам ответил на этот вопрос с присущей ему прозорливостью. Вот письмо его к Любе 15 мая 1903 г ... И каждая строка дышит огром­ным уважением!

Чтец. «Твой папа вот какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает ... При нём вовсе не страшно, но всегда не спокойно ... То, что другие гово­рят, ему почти всегда скучно, потому что он всё знает лучше всех ... ».

1 РБ. Да, поэт действительно понял гениальность Менделеева и со­общает об этом просто, искренне. Породнились два великих русских человека, оказавшись тесно связанными и в семье и в истории России. Обоих к тому же сближало и глубоко патриотическое чувство к Родине. Блоку Россия дорога не только как мать, но и как невеста, жена. Он обручился с ней на доброе, и на злое, и на жизнь, и на смерть. Такой любви можно только позавидовать!

(На фоне музыки. Звучит сонатина Бетховена.)

Чтец.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи ...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

­Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу ...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

­Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты ...

Ну, что ж? Одной заботой боле

­Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей ...

2 РМ. Всем широко известны и слова Дмитрия Ивановича Менде­леева: «Я люблю свою страну, как мать, а науку, как дух ... » Подводя итог сделанному за долгую жизнь, великий учёный-энциклопедист пи­шет о своих трёх «службах Родине»: «Первая - служба моя научная ... Периодический закон, исследование газов, понимание растворов как диссоциации и «Основы химии». Тут всё моё богатство. Плоды моих трудов - В научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую, русскую ...

1 РМ. Вторая служба - просвещение, преподавательство в течение 35 лет. «Из тысяч моих учеников, - с гордостью отмечает Менделеев, ­много теперь повсюду видных деятелей, профессоров ... и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».

2 РМ. Третьей своей службой, которой гордился он не менее дру­гих, была промышленность. Происхождение нефти, бездымный порох, кораблестроение, воздухоплавание, освоение Арктики, металлургия, строительство железных дорог, электрификация - поистине интересы его были безграничны.

Преподаватель химии. А как Менделеев относился к своему зятю, понимал ли его?

1 РМ. Об этом есть свидетельство - воспоминания Ивана Дмитриевича, его сына.


Чтец (зачитывает). «К поэту Александру Блоку, который с дет­ства бывал в нашей семье, отец относился с нежностью, понимал его дар и брал часто под защиту от близоруких нападок ... «Об этом нельзя рассуждать так плоско, - говорил отец. - Есть углублённые области соз­нания, к которым следует относиться внимательно и осторожно. Иначе мы нс поймём ничего» Но перегибы Саши в сторону модного тогда декадентства всё же вызывали в нём тревогу».

1 РБ. И Люба Менделеева и Александр Блок были творческими личностями. Поэзия, музыка, живопись, театр - их интересовало всё. Разделял ли их взгляды Дмитрий Иванович?

1 РМ. Да, Менделеев не был сухим схоластом, он любил оперу, его другом был знаменитый A.II. Бородин - автор оперы «Князь Игорь» и одновременно учёный-химик. Очень нравились Дмитрию Ивановичу опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро». В большой квартире Менделеевых по средам часто собирались видные композиторы, музыканты, деятели театра, художники, среди которых были И.Е. Репин, А.И. Куинджи, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин.

Сам хозяин считался строгим критиком и ценителем искусства, а стены квартиры украшала богатая коллекция картин русских художников. Известно, что он работал много над созданием особых - долговечных красок - мечте всех художников!

(Звучит гонг.)

Преподаватель литературы. В нашем небольшом исследовании мы объединили два имени - великого учёного и великого поэта, чьи жизни прошли на ру­беже 19 и 20 столетий – в трагически сложную, переломную эпоху войн и революций.

Чтец.

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделённую любовь.

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет, лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет.

Преподаватель химии. Да, они не знали покоя, два великих сына России!

(Звучит прелюдия Баха. На фоне торжественной музыки.)

Преподаватель литературы. Наше исследование закончено, и я подвожу итоги. И Дмитрий Иванович Менделеев, и Александр Александрович Блок без остат­ка отдали свои жизни служению России, науке и творчеству, являясь гордостью всей русской нации! Благодарная память потомков навсегда сохранит их имена!

Спасибо тем, кто подготовил это исследование, спасибо слушателям. (Аккорды торжественной симфонии Шостаковича заключают мероприятие.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!