СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция

с использованием мультимедийной презентации:«Дети и война»

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"»

Литературно-музыкальная композиция

с использованием мультимедийной презентации:«Дети и война»

Вед.1 70 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники и даже младше нас.

Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае…

Фонограмма песни “Священная война”,

Вед. 2 :Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”.
Чтоб дойти до тебя, 45-й
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…

Вед. 1 : Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода.

Вед. 2 : Конечно, историки могут очень точно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…Но не могут они подсчитать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на своих мертвых родных.

Вед. 1: Об этом могут рассказать они сами. Те, кто видел эту войну. Те, кто выжил в ту войну. Те, кто ещё живы. Тем, кому 70 лет назад не было 16… Тем, чьё детство опалено огнём ВОВ, посвящается…И сейчас мы пролистаем странички тех страшных грозных лет.

Вед. 2 : Страшной трагедией для всего советского народа стала блокада Ленинграда . 900 дней и ночей жители этого города находились в кольце немецко-фашистских войск. Блокада - это 125 г хлеба в сутки. Это сотни бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Учитель: Блокада. Далеко как это слово.(слайды о Ленинграде)
От наших с вами светлых мирных дней
Произношу его – и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется,… а над Невою
Клубится пожарища дым
А там, меж сугробов горбатых
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мёртвую мать.

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных – истома
А щёки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

Дома.

А где твой дом, сынок?

Сгорел.

Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает – хлеба нет.....


Вед.1 :Что чувствовали, что переживали дети войны? Вот страшная выдержка из дневника Ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о своей семье.

Вед. 2 : В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.

Песня в исполнении Назарова Юры

Вед. 1 : Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли дом, хлеб, материнскую ласку, детство. Невозможно представить нам, не видевшим войны, даже малую долю того, что видели дети, оказавшиеся в лагерях смерти. Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Бабий Яр – это названия концлагерей, созданных фашистами.

В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей.!!!

Вед.2: Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Вот как об этом вспоминают выжившие дети.

Вед. 1 : Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они разделили: детей – отдельно и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…Я просила и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…». Куда- то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я видела?»

Вед. 2: «Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.»

Отрывок фильма

Песня в исполнении Белохвостовой Марии

Вед. 1: « Хатынь!», «Хатынь!» - гудят колокола.

Пронзили небо строгие березы.

Когда-то деревенька здесь была.

Она жила, не ведая угрозы.

И вдруг пришёл тот самый страшный день,

Когда Хатынь слезами захлебнулась –

Живым кострищем ввысь она взметнулась,

И от неё осталась только тень

Фильм о Хатыни

Песня в исполнении Мартын Ирины

Вед.1: В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях.

Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.

Вед.2 Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Вед. 2 : Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.

Вед. 1: А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

Вед. 2 : Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!

Вед.1 :Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки

Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.


Вед.2 :Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики- нашего народа. !!!



Краткие рассказы о жизни и подвигах детей: (презентация)

  • Лёня Голиков Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Зина Портнова Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Погибла как герой!

  • Марат Казей Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

  • Валя Котик В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Люся Герасименко Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ешё и 11 лет, когда её родной город Минск захватили фашисты. С первых дней оккупации в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем одной из них был отец Люси. Люся стала активно помогать отцу. Серьёзные поручения давали девочке – она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их и на завод, где работал отец, тщательно пряча на дне кастрюльки, в которой несла ему обед… В декабре 1942 г. Люсю с мамой арестовали и бросили в камеру, где находилось более 50 женщин. Девочку вызывали на допросы как и других женщин. Когда увидели, что конфетами Люсю не уговорить, стали бить. Но она молчала… Молчала и тогда, когда гестаповец, избивая её плетью, вырывал волосы, топтал ногами. Фашисты расстреляли Люсю Герасименко вместе с мамой. Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Беларуси. В одном из залов музея войны в Минске висит её портрет.

Песня в исполнении Кирст Вики



Вед.1 : Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Мы знаем имена этих героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Вед.2 : Был враг добит, советская держава
Смела с лица Отчизны злую тень
София, Прага, Берлин, Варшава
Солдат встречали с песней в этот день.

Фонограмма песни “День Победы”,

Вед.1: Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны
Памяти павших будьте достойны.

Вед.2: Их теперь не обнять, не пожать им ладонь
Но восстал из земли негасимый огонь
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.

Фильм и минута молчания

Вед.2: Задохнулись канонады
В мире – тишина
На большой земле однажды
Кончилась война
Будем жить, встречать рассветы
Верить и любить
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари
И кружилась мгла
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда
Эта память – верьте, люди
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.

Песня в исполнении Белохвостовой Марии

Учитель: Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. А сейчас, в наше время, голос прошлого проявляет себя в лице фашистских организаций и группировок, которые вовлекают в свою деятельность молодёжь и подростков. Так что и в наше время имеет место борьба с фашизмом. И если на вашем пути встретится это зло, я надеюсь, что вы выберете верный путь и пойдёте правильной дорогой.

 Благодарю за подготовку концерта: Морозова Владимира Алексеевича-за подготовленный аудио и видео материал

Наших ведущих: Акперову Эльмиру , Блох Екатерину, Батунову Полину, Киселеву Анну

Наших певцов(артистов) :Назарова Юрия. Мартын Ирину, Кирст Полину, Белохвостову марию













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!