СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальный вечер , посвященный творчеству М.Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может использоваться как открытый классный час

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальный вечер , посвященный творчеству М.Цветаевой»

ЛИТЕРАТУРН0-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ...»,

Посвящённый М. И. Цветаевой.

Звучит музыка Е. Доги из к/ф «Гонки по вертикали».

Анна

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти -Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам,

( Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Марина. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний: Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

Аня. Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

Карина. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре...» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.

«Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося «Молодец!», холодно прибавляла: «Впрочем, ты ни при чем - слух - от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я - ни при чем; что слух - от Бога. Это охранило меня и от самомнения, и от самосомнения, и от всякого в искусстве самолюбия - раз Слух от Бога. «Твое - только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить», - говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и поэтому запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь».

Илона

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя- Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти- Тем гроб и надгробные плиты...

В купели морской крещена- и в полёте Своём- непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье.

Меня- видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной- воскресаю!

Да здравствует пена- весёлая пена- Высокая пена морская!

Марина . А детство было прекрасным. Детство, юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Оно росла и воспитывалась под надзором гувернанток. С детства она была погружена в атмосферу А. Пушкина, в юности открыв для себя Гете и немецких романтиков, очень любила и прекрасно знала творчество Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». «Пушкин меня заразил любовью.

Темирканова Алана Я подымаюсь по белой дороге,

Пыльной, звенящей, крутой.

Не устают мои легкие ноги Выситься над высотой.

Слева — крутая спина Аю-Дага,

Синяя бездна — окрест.

Я вспоминаю курчавого мага Этих лирических мест.

Вижу его на дороге и в гроте...

Смуглую руку у лба...

— Точно стеклянная на повороте Продребезжала арба... —

Запах — из детства — какого-то дыма Или каких-то племен...

Очарование прежнего Крыма Пушкинских милых времен.

Пушкин! — Ты знал бы по первому слову,

Кто у тебя на пути!

И просиял бы, и под руку в гору Не предложил мне идти.

Не опираясь о смуглую руку,

Я говорила б, идя,

Как глубоко презираю науку И отвергаю вождя,

Как я люблю имена и знамена,

Волосы и голоса,

Старые вина и старые троны, —

Каждого встречного пса! —

Вечное сердце свое и служенье Только ему, Королю!

Сердце свое и свое отраженье В зеркале... — Как я люблю...

Кончено... — Я бы уж не говорила,

Я посмотрела бы вниз...

Вы бы молчали, так грустно, так мило Тонкий обняв кипарис.

Аня. Словом - любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть - книги. С 6 лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «Старофранцузская литература».

Марина. Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Ее мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого А. Рубинштейна. Отец - создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени А.С. Пушкина). Неудивительно, что и Марина была образованнейшим человеком.

Аня. Уже в шестилетнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по - немецки. Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка, дочь известного ученого, профессора Московского Императорского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В книгу вошли стихи, написанные в 15-17 лет (некоторые еще раньше), которые получили высокую оценку известных поэтов - М. Волошина и В. Брюсова. Одобрительно отозвался о книге и Н. Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга, - заключал он свою рецензию, - не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».

Карина .«Здесь истинно угаданы все наиглавнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов». (Н. Гумилёв).

Звучит романс М. Таривердиева «У зеркала» на стихи М. Цветаевой.

Карина. Они встретились- 17-летний и 18-летняя- 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать- красивый грустной, кроткой красотой юноша... с поразительными, огромными, в пол- лица глазами.

Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года за Сергея Яковлевича Эфрона . Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами.Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Марина

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим...

И, наконец, - чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

Карина. Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М. Цветаевой.

Карина

Ждут нас пыльные дороги, шалаши на час,

И звериные берлоги, и старинные чертоги...

Милый, милый, мы как Боги. Целый мир для нас!

Всюду дома мы на свете, всё зовя своим.

В шалаше, где чинят сети, на сияющем паркете...

Милый, милый, мы как дети: целый мир двоим!

Солнце жжёт,- на север с юга или на луну!

Им очаг и бремя плуга, нам простор и зелень луга...

Милый, милый, друг у друга мы навек в плену!

Карина Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

Аня. В 1914 году Серёжа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом, курсировавшим от Москвы до Белостока и обратно, в качестве брата милосердия. Марина остаётся в Москве с дочерью Ариадной.

Исполняется песня «Гребешок»


Аня. Она много пишет, читает свои стихи в многочисленных аудиториях. Стихи нравятся публике. Цветаева пишет в статье «Нездешний вечер»: «Читаю весь свой стихотворный 1915 год - а всё мало, а всё ещё хотят. Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь не ударяю...»

Ведущий 2. А вскоре развернулись в стране решающие события: Октябрьская революция и гражданская война.

Звучит вальс №3 Шопена.

Марина.«Если вы живы, если мне суждено ещё раз с вами увидеться- слушайте... Когда я вам пишу, вы- есть, раз я вам пишу!.. Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака... Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Серёженька. Я написала ваше имя и не могу писать дальше».

До марта 19-ого года она не знала, что муж жив.

Карина.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности жена- не на бумаге!

Чрезмерно узкое еголицо подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза- прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей- две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху-

Такие в роковые времена

Слагают стансы и идут на плаху.

Аня Из книги И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь». «Когда в 1920 году я пробрался из Коктебеля в Москву, я нашёл Марину в исступлённом одиночестве... Весной 1921 года я поехал одним из первых советских граждан за границу, Цветаева попросила меня попытаться разыскать её мужа. Мне удалось узнать, что он жив и находится в Праге. Я написал об этом Марине- она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте».

Исполняется песня «В огромном городе моём...».

Марина. Находясь 17 лет в эмиграции, Марина продолжала любить свою страну и в 1936 году написала пронзительное по чувствам стихотворение- «Тоска по Родине...»

Звучит стихотворение «Тоска по Родине...» в исполнении А. Фрейндлих.

Марина. В 1939 году М. Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

Карина. Жить- это неудачно кроить и беспрестанно латать,- ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, простите мне эту печальную, суровую

игру слов).

Захлёбываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли Две тоненьких моих руки.

Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

Исполняется песня «Я зову дождь».

На фоне песни идёт показ презентации о жизни М. Цветаевой



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!