СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. 2 класс. Тема "Художественный образ в японских трёхстишиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:  Литературное чтение

(Авторы: В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова)

Класс: 2 (УМК Л.В.Занкова)

Тема раздела: Погоня за секретами литературы

По плану: 2 часа  (первый  урок).

Тема урока:  Художественный образ в  японских трёхстишиях.

 

Цель урока: Формирование у детей начального представления о том, что такое художественный образ через знакомство с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Тиё

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 2 класс. Тема "Художественный образ в японских трёхстишиях"»

Протокол урока

Предмет: Литературное чтение

(Авторы: В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова)

Класс: 2 (УМК Л.В.Занкова)

Тема раздела: Погоня за секретами литературы

По плану: 2 часа (первый урок).

Тема урока: Художественный образ в японских трёхстишиях.



Цель урока: Формирование у детей начального представления о том, что такое художественный образ через знакомство с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Тиё.

Задачи урока:

  1. Создать условия для рождения у младших школьников своих художественных образов.

  2. Продолжить формирование понятия «хокку».

  3. Продолжить развитие компетентностных умений обучающихся: наблюдать, анализировать, сравнивать, вчитываться, доказывать, рефлексировать.

  4. Развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческой активности обучающихся.

Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер; цветок (5 лепестков) для рефлексии по количеству обучающихся; 3 кувшина разного размера, вырезанные из бумаги.



I. Организационный момент.

Учитель: - Подарим друг другу улыбки. Поймайте глазками как можно больше улыбок друзей.

II. Актуализация знаний.

Звучит песня соловья.

Учитель: - О чём задумались? Чем хотите поделиться?

Дети: – Птицы поют. Красивая песня. Мне нравится.

- Будто птичья песня рассыпается на хрустальные кусочки…

- А, может, звонят хрустальные колокольчики.

Учитель: - Кто, из известных вам литературных героев, был бы очарован соловьиными перепевами, так же как и вы? Почему?

Дети: - Ёжик. Он любит красоту.

- Медвежонок любуется природой вместе с Ёжиком.

- Ёжик и Медвежонок ценят красоту.

Учитель: - Какую картину вы себе представили?

Дети: - Лето. Соловьи поют на большом дереве. В лесу бурлит жизнь. Но весь лес слушает соловья, как только он начинает петь. Никто не отвлекается.

Учитель: Мы услышали необыкновенно красивую песню соловья, соловушки. Соловей – совершенно незаметный, скромный по внешним данным, «настоящий драгоценный ларец внутренней красоты и таланта: живая душа леса». (2 слайд). Почему соловей - живая душа леса?

Дети: - Красиво поёт.

- Голос от природы.

- Поёт, будто раскрывает душу.

Учитель: - Что возникло в вашей душе?

Дети: - Картина, чувства.

- Мелодия превратилась в образы.

III. Новый материал.

Учитель: - Художественный образ – это тема сегодняшнего урока.

На доске «Художественный образ»

Учитель: - Какие цели вы бы перед собой поставили?

Дети: - Подумать, что такое образ.

- Представлять картины, фантазировать.

- Наблюдать, анализировать, сравнивать, вчитываться, доказывать.

Учитель: Прежде всего, нам необходимо понять, а что такое художественный образ. В этом нам помогут новые литературные произведения. Будем придумывать свои художественные образы. Мы продолжаем погоню за секретами литературы. Начнём кропотливую работу, ведь мы исследователи. Предположите, а что такое художественный образ. Дети: - Когда ты слушаешь и представляешь в душе.

- Фантазируешь, когда слышишь или видишь.

- Рисуешь внутри себя.

Учитель: Согласны ли с нами авторы учебника? Откройте учебник на странице 50. Прочитайте. (Индивидуальная работа, фронтальная работа). Нашли ли вы ответ на наш вопрос? Что такое художественный образ?

Дети: - Образ – это не сам предмет, а его след в нашей душе.

- Мы были правы.

Учитель: - Заметили ли вы что – то интересное в тексте?

Дети: - В словах «изобразят», «отобразят», «вообразим» спряталось слово образ.

- Это корень. Слова родственные.

Учитель: - Представьте себе, что вы фотографы и отправляетесь на прогулку с фотоаппаратом. Какими качествами вам надо обладать, чтобы ваши работы удивили других.

Дети: - Наблюдательность, умение вглядываться.

- Любоваться, видеть образы.

Учитель: - Что бы вам хотелось запечатлеть на память?

Дети: - Что – то интересное, красивое.

Учитель: Перед вами фотографии, сделанные мастерами. Давайте поиграем. Игра называется «На что похоже?» (использование фото).

(3слайд) Дети: - Гриб- зонтик, домик,

- Пальчики дождя трогают жабу,

- Жаба принимает душ,

- Иголочки дождя.

(4 слайд) Дети: - Божья коровка-самолётик, скоростной автомобиль. Цветы – солнышки, аэродром, тарелочки.

(5 слайд) Дети: - Бусинки на нитке,

- Стеклянные шарики, разбросанные по земле.

(6 слайд) Дети: - Пляшущие человечки, лучи солнца.

(7 слайд) Дети: - Огонь, пламя, горб верблюда.

(8 слайд) Дети: - Бриллианты, слёзы, звёздочки.

Учитель:- Почему образы рождались разные?

Дети: - У всех разные чувства.

- Я вижу одно, а другой – другое.

Физминутка.

Учитель: - Каждому видится своё. У каждого свой образ. Мастерами в создании многочисленных образов, человеческих и данных небом, связанных со сменой времен весны, лета, осени и зимы были и остаются японские поэты.

Давайте представим, что хокку – это волшебный кувшин из сказки. (На доску прикрепляются 3 кувшина). Какой из трёх кувшинов вы бы выбрали?

Дети: - Большой кувшин, туда больше влезет.

- А, я считаю, что маленький кувшин. В хокку 3 строчки, а всё понятно.

- Согласна, что маленький кувшин, в хокку всего 17 слогов.

Учитель: - Молодцы! Стихотворение хокку состоит из одной или нескольких фраз, которые вмещены в 17 слогов, внутренне разделенных на 5-7-5 слогов в строке. Традиционно по-японски оно записывалось в одну строку. При переводе на европейские языки записывалось и как четверостишие, и как двустишие, и как трехстишие. В переводах на русский язык всегда записывалось трехстишием.

На непревзойдённую высоту поднял жанр великий японский поэт Мацуо Басё. Его стихи знает наизусть каждый японец. (Слайд 9)

Беру кисть, пытаясь запечатлеть на бумаге свои чувства,

но способности мои так ничтожны!

Хочу отыскать слова, но сердце моё сжимается...

и я только смотрю и смотрю на ночное небо...

Мацуо Басё

Давайте познакомимся с новыми хокку, написанными Басё, с образами, которые рождались в его сердце. Как вы будете читать хокку?

Дети: - Медленно.

-Будем проникать в текст, любоваться.

Учитель: - Для того чтобы понять хокку, его нужно читать медленно, любуясь каждым словом, наслаждаясь прекрасными образами, как будто набросанными на листе бумаги едва различимыми штрихами кисти. Прочитайте первое хокку на странице 51учебника.

Какое сравнение встречаем в этом хокку?

Дети: - Луна – свежий срез дерева.

Учитель: - Почему?

Дети: - И луна и срез круглые, белые, как будто чистые.

Учитель: - А в чём его неподражаемая тайна сравнения?

Дети: - Вокруг среза темно, так же как на небе.

- Ночь. Луна светит и сверху, и снизу.

Учитель: (Слайд 10) - Вы правы. Луна сравнивается со срезом только что спиленного дерева: такая она первозданная, свежая, чистая, только что родившаяся; к тому же эта, красота, которая совсем недавно была спрятана где – то внутри – ведь предполагается, что минуту назад дерево не было спилено и никакого среза не было; ещё одна тайна связана с тем, что луна – на небе, то есть высоко, а срез дерева – тем более, спиленного под корень, - у самой земли: таким образом, создаётся ощущение настоящего чуда, когда настолько красиво, что земля и небо могут даже меняться местами.

Прочитайте следующее хокку Мацуо Басё. Какую картину представите?

Дети: - Соловей на ветке ивы.

- Темно. Всё спит. Тишина. Только журчит вода в ручейке. Соловей отдыхает.

Учитель: - Вы согласны, что соловей отдыхает или он поёт? Как подразумевал поэт?

Дети: - Соловей поёт.

- Соловей не поёт, ведь всё спит.

Учитель: - Почему душу ивы поэт представляет именно в виде соловья?

Дети:- Его не видно, неприметный. А поёт очень красиво, будто душу открывает.

Учитель: (Слайд 11) - Ива – одухотворённое дерево: с её длинными плакучими ветвями люди всегда связывали представления о человеческих переживаниях, о любви и печали.

Соловей скромная незаметная птичка. Обнаруживает свою красоту в момент пения. Так и свойства души: душа – это то, что скрыто от посторонних глаз, но обладает тайной красотой.

По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.

Учитель: - Только ли о природе хокку?

Дети: - Нет. О природе и душе поэта, его чувствах.

Учитель: - Каким поэт воспринимает мир природы?

Дети:- Любуется. У ивы – душа. У луны своя душа. У спиленного дерева тоже душа.

Учитель: - Природа живая. В ней всё взаимосвязано.

Следующее хокку написано японской поэтессой Тиё из Кага. В 16–17 лет она была уже признанной поэтессой. Прочитайте.

- Почему лирический герой принимает решение взять воды у соседа?

Дети:- Не хочет рвать красоту.

Учитель: - Кто из известных тебе литературных героев поступил бы так же?

Дети:- Ёжик. У него сердце от красоты замирало.

Учитель: - Каким общим названием можно объединить все три японских стихотворения: о чём же они?

Дети:- О красоте природы.

Учитель: - Красота - в глубине вещей. Чтобы суметь её заметить, нужен тонкий вкус. Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается её красотой, впитывает её.

Японские поэты видели красоту в малом, главное - заметить ее, любоваться ею, наслаждаться её бесконечной переменчивостью.

Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку - это умение сказать многое в нескольких строчках. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину.

Прочитайте хокку, которое вам понравилось. Объясните свой выбор.

Учитель: - Подведём итог. Что на уроке для вас было открытием?

Дети:- Образ – это не сам предмет, а его след в нашей душе.

- Новые хокку.

Учитель: - Что заинтересовало на уроке?

Дети:- Было интересно придумывать свои образы. Читать хокку и представлять образы.

Рефлексия: «Цветик» (Слайд 12) Раскрасить лепестки цветка, в центре, которого иероглиф, который обозначает слово «любовь»:

В оранжевый цвет, если было интересно.(22 выбора из 26 учеников)

В синий цвет, если было трудно. (11учеников)

В красный цвет, если создавал свои образы. (21 ученик)

В зелёный цвет, если были открытия. (20 учеников)

В жёлтый цвет, если вы хотите новой встречи с хокку. (20 учеников)

Цветы приклеиваются к кувшину и вокруг него.

Учитель: - В чём секрет хокку?

Дети:- В маленький кувшин поместилось много образов.

Учитель: Хокку замечательны тем, что они, как волшебный кувшин из сказки, изнутри больше, чем снаружи.

Домашняя работа 1. Выучить наизусть и выразительно читать хокку, которое больше остальных проникло вам в душу.

2. Найти и познакомиться с другими хокку. Прочитать в классе.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!