2 4 2 1 3 I. Чтение фрагмента из повести А. Чехова «Степь». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо ли оно вам? (Дети могут вспомнить рассказы для детей «Каштанка» и «Белолобый».) – Антон Павлович Чехов – один из великих русских писателей. С его творчеством вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его «взрослых» произведений вполне можно выбрать отрывки, которые будут близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из произведения. – Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.) – Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать словами? – Кто знает, что такое степь? (Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём.) – Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала? (Телега с лошадью называлась подвода. Несколько подвод – обоз.) – Что может предвещать это небо, какую опасность? Проверим наши предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. Читает учитель, по ходу чтения делая необходимые комментарии, помогающие детям увидеть мастерство Чехова, представить картины грозы в степи. Кроме того, по ходу чтения учитель объясняет значения слов: рогожа – грубая плетёная ткань из мочала; фосфорическая – светящаяся бледным светом; обложной (дождь) – продолжительный, затяжной, во время которого всё небо покрыто тучами; перекати-поле – сухие круглые степные растения, которые срываются ветром и катаются по степи. 2. Повторное самостоятельное чтение детей, выполнение задания 1 учебника (с.91). – Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. Найдите в тексте и отметьте, где говорится о ветре, туче, громе, рогожке, как о живых существах. (Выборочное чтение.) 3. Обобщающая беседа. а) Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет природу? б) В каком стихотворении мы совсем недавно тоже встречались с этим приёмом? (С. Есенина.) в) А какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы мы представляем очень отчётливо.) г) Чьими глазами мы видим картину грозы? Что чувствует мальчик? д) А вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка? В отрывке из повести А.П. Чехова «Степь» мы увидели картины летней грозы. Давайте посмотрим, какие картины летней природы нарисовал Михаил Пришвин. II. Чтение рассказа «Золотой луг». 1. Работа с текстом до чтения (учебники закрыты). – Что можно предположить о теме, содержании рассказа, если автор его – Михаил Пришвин, а название – «Золотой луг»? (Обращаем внимание на запись темы урока на доске. Дети высказывают предположения, вспоминаем рассказы Пришвина, которые читали раньше, – «Медведь», «Берестяная трубочка» и др.) – Откройте с. 106 учебника, посмотрите на иллюстрацию, уточните свои предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором. Михаил Пришвин ЗОЛОТОЙ ЛУГ У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?) Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. («В пяту» – т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?) «Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. (О чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что можно предположить?) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». (Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа. А золотой луг – он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. (Догадались почему?) Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (Что же произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете объяснить почему?), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.) 2. Выявление первичного восприятия. – Так одуванчики – интересные или неинтересные цветы? – Вас что-то удивило в этом рассказе? 3. Обобщающая беседа, выборочное чтение. а) Какое же открытие сделал рассказчик, когда был ещё мальчиком? Можно ли считать это открытием? б) С чем сравнивает рассказчик цветок одуванчика? (С человеческой ладонью.) в) Что можно сказать о герое-рассказчике, какой он? г) А вам случалось делать свои открытия в природе? Расскажите. 3. Работа с текстом после чтения. Творческое задание (выполняется по вариантам, в группах, парах или как домашнее): выписать (подчеркнуть) слова, выражения, с помощью которых поэты и писатели передают краски (I вариант) и звуки (II вариант) лета. Задание выполняется на текстах А.П. Чехова, М.И. Пришвина, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |