Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема: Проверка уровня развития читательских умений (А.Н. Толстой «Весна», глава из повести «Детство Никиты»)
Цели:
• самостоятельно формулировать главную мысль текста;
• находить в тексте материал для характеристики героя;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
На материале текста А.Н. Толстого «Весна» проверяются читательские умения третьеклассников, а именно:
1) умения вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел);
2) умение ориентироваться в структуре текста;
3) умение видеть и понимать используемые в тексте языковые средства;
4) умение определять жанровую и тематическую принадлежность текста;
5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Задания на проверку перечисленных умений предложены в «Тетради для чтения» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 3-е. – М.: Баласс, 2007).
Организация и проведение работы.
1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 182–183 самостоятельно про себя.
2. Письменно выполняют задания 1–20. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет и то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения.
План проверочной работы
За полностью выполненное задание № 9, 11, 18, 19 ученик получает 2 балла, за частично выполненное задание – 1 балл.
Порядок оценивания
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий.
Если в результате выполнения всей работы ученик набрал менее 10 баллов – это недостаточный уровень подготовки (отметка 2); если от 10 до 12 баллов – низкий уровень (отметка 3); от 13 до 17 баллов – средний уровень (4); от 18 до 24 баллов – высокий уровень (5).
Ответы:
1. – 3 (1 балл)
2. Кукушка закуковала в воскресенье, в солнечное утро, у пруда.
(1 балл)
3. (1 балл)
4. – 2 (1 балл)
5. – 1 (1 балл)
6. – 4 (1 балл)
7. С сереньким платочком. (1 балл)
8. Птицы заливались, хрипели, насвистывали; иволга свистела, кукушка куковала (любые три глагола или больше).
(1 балл)
9. Чувства радости, бодрости, удовольствия, ему хорошо, приятно и т.д. В качестве подтверждения дети могут выписать одно-два предложения из последнего абзаца (2 балла). При оценивании учитывается не количество слов и выписанных предложений, а умение соотнести названное чувство с предложением из текста.
10. – 3 (1 балл)
11. (2 балла)
12. – 2 (1 балл)
13. (1 балл)
14. – 1 (1 балл)
15. – 2 (1 балл)
16. – 4 (1 балл)
17. – 3 (1 балл)
18. (2 балла)
19. (2 балла)
20 – 3 (1 балл)