СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Тема раздела: РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). 

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)»

Литературное чтение

Тема раздела: РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Цели:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ


Ι. Актуализация знаний.


1 2

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть. Выставка рисунков.

2. Чтение учителем фрагмента из книги К. Паустовского «Мещёрская сторона».

«Что можно увидеть в Мещёрском крае?.. лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Что можно услышать в Мещёрском крае?.. Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа…»

Выставка детских рисунков «Мой уголок Земли» и маленькие рассказы-комментарии по содержанию иллюстрации.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

















2 4 2 3 2 1 4

1. Работа с фрагментом «Дубёнка» из книги В. Бахревского, Г. Цыферова «Ты, Россия моя».

1. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте название книги. Мы полностью будем её читать? Как называется отрывок?

Что такое Дубёнка? Рассмотрите иллюстрацию. Что она вам подсказала? (Дубёнка – это река.) Интересное название у реки. Сравните: дуб, дубрава, Дубёнка. А на рисунке нет дубов, а есть ива.

Чем привлекает Дубёнка? Почему авторы о ней рассказали? Что можете предположить?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух комбинированное и про себя), диалог с автором, комментированное чтение.


Владислав Бахревский,

Геннадий Цыферов

Из книги

«ТЫ, РОССИЯ МОЯ»

ДУБЁНКА

Я живу в Орехово-Зуеве. (Это город в Московской области.) Все наши ребята плавать учатся на Дубёнке. Потом они вырастают и купаются на Клязьме, на Исаакиевском озере, уезжают к морям. Некоторые мои друзья пересекали экватор, были в Бразилии, Сингапуре.

Но все они возвращались на Дубёнку. (Почему, как вы думаете? Что можете предположить?)

Она у нас за городом, в сосновом лесу и в болотистых лугах, там, где много мать-и-мачехи, кашек и бархатных палочек камыша. (Представили?)


Возвращаясь от синего Иссык-Куля (это озеро в Киргизии, в горах, очень красивое), от янтарного Белого моря, от спокойных сибирских рек, я всегда прихожу на Дубёнку, крошечную речку, которую кое-где можно перешагнуть. (Почему? Есть ли «между строк» ответ на этот вопрос? (Несмотря на красоту других рек и морей, хочется возвращаться на речку своего детства…)


* * *

Лежал я однажды на берегу, не думал ни о чём. Вечер был спокойный.

Тишина была. Вдруг плеснуло! Будто рыба метровая хвостом по воде ударила. Удивился я: откуда ей взяться здесь? (Значит, рыбы крупной в Дубёнке нет.)

Смотрю, скачет лягушка. Прыжки саженные, (Это какие? – Очень большие! Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см) сама чумовая (значит, одуревшая), хлопнулась в траву – и ни звука. (Что это с лягушкой такое? Вопрос риторический, ответа не требует.) Посмотрел я на воду и всё понял. Плывёт у самого берега уж. (То есть лягушка… закончите мысль. Испугалась ужа.) Осторожно плывёт, одна голова наружу.

Кувшинка на чёрной ножке. (Какое удивительное сравнение: головка ужа торчит из воды, как кувшинка на чёрной ножке. Представили?) Вот и всё происшествие. Они на Дубёнке редко бывают. Плеснёт где-то – и опять тишина.

* * *

Здесь была речка. Но речка давно убежала.

А берега остались. По берегам – лес. На правом – еловый, тёмный, на левом – берёзовый.

Там, где шумела вода, – травы. У берегов душные кашки, колокольчики. Посередине, на самой глубине, – осока. (Представили эту картину?)

Я ещё издали слышал, как сухо шелестит она на ветру. Потом стало тихо. Я раздвинул ольховые ветки и увидел... спящий ветер. (О чём хотите спросить авторов? (Как это можно увидеть спящий ветер?) Есть ли свои ответы у вас?)

Полегла осока волнами, ужиными струями, и была она мягкая, как перина, и ни одна травинка не шелохнулась на заросшем русле.

Ветер спал. (Вот так отвечает текст: осока полегла волнами – это от ветра; но ни одна травинка не шевелилась: ветер спал…)


* * *

Есть на Дубёнке место. С обоих берегов наклонились над водой ольховые кусты. Там, где тень погуще, почти у самого берега, возле паукастых корневищ, кружится водяная лунка. (Как вы себе представляете «паукастые корневища» – т.е. корни деревьев – они какие?) Она беззвучная, гладкая, без единой морщинки. Может быть, потому, что кружится слишком давно. Здесь луга, и пахнет горькими стебельками одуванчиков. Я пришёл сюда полежать на траве. Но место оказалось занятым. Под ольховым кустом лежал мальчишка и, не отрываясь, смотрел на воду. (Интересно, что он увидел? Или хочет увидеть?)

Что там? – спросил я.

Старая щука.

Где?

Здесь, – мальчишка показал на лунку. – У неё брюхо к земле приросло. Очень старая. (А говорили, большой рыбе неоткуда взяться в Дубёнке…)

Не вижу, – сказал я.

Тут она. Пасть разинула и стоит. Как верша (это плетёная рыболовная снасть в виде воронки). Что попадёт, то её.

Мы долго лежали в траве и смотрели на воду.

Я один раз видел её, – сказал мальчишка. – Погода была ясная, и я видел.

Мы опять лежали, смотрели и молчали. Мы думали о разном, и о щуке тоже.


Каждому из нас хотелось побыть в одиночестве. Про всё такое лучше думать в одиночестве. (Про что – «про всё такое»?) Мальчишка несколько раз скосил на меня сердитые глаза, (Почему сердится? – Хочет побыть один.) но я упрямый. (Значит… не хочу уходить, мне здесь тоже нравится, любимое место!) Тогда он поднялся и, не прощаясь, ушёл в лес. Я выждал, пока смолкнут кусты, разделся и полез в воду. (Оказывается, вот ещё почему: хотелось здесь искупаться в одиночестве.)

Вода тёплая, вечерняя. Здесь было неглубоко. Едва доходило по грудь. Нырнул. Дно было песчаное, чистое. Я перевернулся на спину и увидел над собой пролитое на воду солнце. Оно собиралось со всех сторон в лунке, и лунка сияла, как лампочка. (А теперь можем ответить на вопрос, почему герой всегда возвращался на Дубёнку, в родные места?)

Потом я перенёс одежду на другой берег. Лежал в траве, смотрел на закат и думал о том, какой я простофиля. Поверил в щуку, у которой брюхо от старости приросло к земле. (Значит, мальчик нафантазировал?)


* * *

В воздухе мечутся серебряные рыбы – ива роняет листья. (Представили? Листья ивы серебряного цвета; осенью они опадают и похожи на серебряных рыб!)

Дубовые листья падают тяжело, переворачиваясь с боку на бок, как подстреленные птицы. (Представили?)

А черёмуха давно сгорела. Голая, чёрная, скрюченная. («Сгорела» от первого мороза, все листья опали…)

* * *

Мир нашей Дубёнки так же велик, как любой другой мир. Здесь свои радости, трагедии, своя жизнь. (Какая? – Лягушка, уж, похожий на кувшинку; старая щука, гладкая кружащаяся лунка воды, спящий ветер…) Надо только почаще останавливаться и слушать шёпот листьев или рассматривать траву под ногами, и он откроется, этот мир, примет вас, одарит своим богатством. (Так же думает и пишет о родной земле… К.Г. Паустовский).

2. Выявление первичного восприятия.

Вы заметили что-то общее у героев рассказов «Бескорыстие» и «Дубёнка»?

Почему им всегда хочется возвращаться: одному в Мещёрский край, другому – на берега Дубёнки?

3. Выборочное чтение.

Прочитайте строчки, которые больше всего тронули вас, оставили след в душе.

4. Обобщающая беседа.

а) – О чём авторы просят нас задуматься? (О том, что надо учиться любви к Родине, которая делает человека духовно богаче и лучше.)

б) – О малой или большой Родине пишут авторы?

в) – Почему они решили рассказать о малоизвестной реке?

г) – Какими чувствами проникнуто это произведение?

2. Чтение стихотворения Б. Окуджавы «Песенка об Арбате».

1. Работа с текстом до чтения.

Кто автор стихотворения? Что вы знаете о Б. Окуджаве?

Как называется стихотворение? Что такое Арбат? (Старая улица Москвы, любимое место Б. Окуджавы, где прошло его детство.) Интересно, почему эта улица дорога поэту?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (про себя).

2. Беседа после чтения.

Чем Арбат напоминает реку?

Что такое призвание? (Дело жизни, то, для чего предназначен человек.)

Как понимаете строчку: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия…»? Как сказать по-другому? (Ты моя вера.)

Надо ли излечиваться от любви к родному месту?

Почему автор пишет: «никогда до конца не пройти тебя»? (Никогда Арбат не надоест, изменяется человек и другими глазами смотрит, и открывает заново знакомую улицу, возвращается туда вновь.)

3. Выразительное чтение.

4. Прослушивание песни в грамзаписи.

Арбат – это малая родина Б. Окуджавы.

Заключительная беседа.

Что объединяет рассказ К. Паустовского, произведение В. Бахревского и Г. Цыферова, стихотворение Б. Окуджавы?

Киргизский поэт Барктабас Абакилов написал стихотворение «Вошло с детства». В чём оно перекликается с прочитанными произведениями? Что объединяет людей разных стран, национальностей?


Вошло с детства

В родных местах сладка и лебеда,

Вкуснее хлеб, сильнее светит солнце.

И холодна прозрачная вода в палящий зной

На дне степных колодцев.

Наверно, с детства в нас вошло –

Ведь родину себе не выбирают.

И мы живём, неся в душе тепло

И негасимый свет родного края.

И нам всегда отрадно сознавать,

Что есть ещё тот старый дом на свете,

Где доживают век отец и мать,

Которые и встретят, и приветят,

Что где-то есть заветное окно,

Светящееся в заверти метели,

И есть земля, которой суждено

Навеки нам остаться колыбелью.


Почему в родных местах всё кажется лучше? Какие строчки из «Дубёнки» созвучны строчкам стихотворения?


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


ΙΙΙ. Итог.


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?




IV. Домашнее задание.

1. Пересказать две части «Дубёнки» близко к тексту или выучить стихотворение Б. Окуджавы.

2. Подобрать 2–3 пословицы о Родине.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!