2 4 2 3 2 1 4 1. Работа с фрагментом «Дубёнка» из книги В. Бахревского, Г. Цыферова «Ты, Россия моя». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название книги. Мы полностью будем её читать? Как называется отрывок? – Что такое Дубёнка? Рассмотрите иллюстрацию. Что она вам подсказала? (Дубёнка – это река.) Интересное название у реки. Сравните: дуб, дубрава, Дубёнка. А на рисунке нет дубов, а есть ива. – Чем привлекает Дубёнка? Почему авторы о ней рассказали? Что можете предположить? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух комбинированное и про себя), диалог с автором, комментированное чтение. Владислав Бахревский, Геннадий Цыферов Из книги «ТЫ, РОССИЯ МОЯ» ДУБЁНКА Я живу в Орехово-Зуеве. (Это город в Московской области.) Все наши ребята плавать учатся на Дубёнке. Потом они вырастают и купаются на Клязьме, на Исаакиевском озере, уезжают к морям. Некоторые мои друзья пересекали экватор, были в Бразилии, Сингапуре. Но все они возвращались на Дубёнку. (Почему, как вы думаете? Что можете предположить?) Она у нас за городом, в сосновом лесу и в болотистых лугах, там, где много мать-и-мачехи, кашек и бархатных палочек камыша. (Представили?) Возвращаясь от синего Иссык-Куля (это озеро в Киргизии, в горах, очень красивое), от янтарного Белого моря, от спокойных сибирских рек, я всегда прихожу на Дубёнку, крошечную речку, которую кое-где можно перешагнуть. (Почему? Есть ли «между строк» ответ на этот вопрос? (Несмотря на красоту других рек и морей, хочется возвращаться на речку своего детства…) * * * Лежал я однажды на берегу, не думал ни о чём. Вечер был спокойный. Тишина была. Вдруг плеснуло! Будто рыба метровая хвостом по воде ударила. Удивился я: откуда ей взяться здесь? (Значит, рыбы крупной в Дубёнке нет.) Смотрю, скачет лягушка. Прыжки саженные, (Это какие? – Очень большие! Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см) сама чумовая (значит, одуревшая), хлопнулась в траву – и ни звука. (Что это с лягушкой такое? Вопрос риторический, ответа не требует.) Посмотрел я на воду и всё понял. Плывёт у самого берега уж. (То есть лягушка… закончите мысль. Испугалась ужа.) Осторожно плывёт, одна голова наружу. Кувшинка на чёрной ножке. (Какое удивительное сравнение: головка ужа торчит из воды, как кувшинка на чёрной ножке. Представили?) Вот и всё происшествие. Они на Дубёнке редко бывают. Плеснёт где-то – и опять тишина. * * * Здесь была речка. Но речка давно убежала. А берега остались. По берегам – лес. На правом – еловый, тёмный, на левом – берёзовый. Там, где шумела вода, – травы. У берегов душные кашки, колокольчики. Посередине, на самой глубине, – осока. (Представили эту картину?) Я ещё издали слышал, как сухо шелестит она на ветру. Потом стало тихо. Я раздвинул ольховые ветки и увидел... спящий ветер. (О чём хотите спросить авторов? (Как это можно увидеть спящий ветер?) Есть ли свои ответы у вас?) Полегла осока волнами, ужиными струями, и была она мягкая, как перина, и ни одна травинка не шелохнулась на заросшем русле. Ветер спал. (Вот так отвечает текст: осока полегла волнами – это от ветра; но ни одна травинка не шевелилась: ветер спал…) * * * Есть на Дубёнке место. С обоих берегов наклонились над водой ольховые кусты. Там, где тень погуще, почти у самого берега, возле паукастых корневищ, кружится водяная лунка. (Как вы себе представляете «паукастые корневища» – т.е. корни деревьев – они какие?) Она беззвучная, гладкая, без единой морщинки. Может быть, потому, что кружится слишком давно. Здесь луга, и пахнет горькими стебельками одуванчиков. Я пришёл сюда полежать на траве. Но место оказалось занятым. Под ольховым кустом лежал мальчишка и, не отрываясь, смотрел на воду. (Интересно, что он увидел? Или хочет увидеть?) – Что там? – спросил я. – Старая щука. – Где? – Здесь, – мальчишка показал на лунку. – У неё брюхо к земле приросло. Очень старая. (А говорили, большой рыбе неоткуда взяться в Дубёнке…) – Не вижу, – сказал я. – Тут она. Пасть разинула и стоит. Как верша (это плетёная рыболовная снасть в виде воронки). Что попадёт, то её. Мы долго лежали в траве и смотрели на воду. – Я один раз видел её, – сказал мальчишка. – Погода была ясная, и я видел. Мы опять лежали, смотрели и молчали. Мы думали о разном, и о щуке тоже. Каждому из нас хотелось побыть в одиночестве. Про всё такое лучше думать в одиночестве. (Про что – «про всё такое»?) Мальчишка несколько раз скосил на меня сердитые глаза, (Почему сердится? – Хочет побыть один.) но я упрямый. (Значит… не хочу уходить, мне здесь тоже нравится, любимое место!) Тогда он поднялся и, не прощаясь, ушёл в лес. Я выждал, пока смолкнут кусты, разделся и полез в воду. (Оказывается, вот ещё почему: хотелось здесь искупаться в одиночестве.) Вода тёплая, вечерняя. Здесь было неглубоко. Едва доходило по грудь. Нырнул. Дно было песчаное, чистое. Я перевернулся на спину и увидел над собой пролитое на воду солнце. Оно собиралось со всех сторон в лунке, и лунка сияла, как лампочка. (А теперь можем ответить на вопрос, почему герой всегда возвращался на Дубёнку, в родные места?) Потом я перенёс одежду на другой берег. Лежал в траве, смотрел на закат и думал о том, какой я простофиля. Поверил в щуку, у которой брюхо от старости приросло к земле. (Значит, мальчик нафантазировал?) * * * В воздухе мечутся серебряные рыбы – ива роняет листья. (Представили? Листья ивы серебряного цвета; осенью они опадают и похожи на серебряных рыб!) Дубовые листья падают тяжело, переворачиваясь с боку на бок, как подстреленные птицы. (Представили?) А черёмуха давно сгорела. Голая, чёрная, скрюченная. («Сгорела» от первого мороза, все листья опали…) * * * Мир нашей Дубёнки так же велик, как любой другой мир. Здесь свои радости, трагедии, своя жизнь. (Какая? – Лягушка, уж, похожий на кувшинку; старая щука, гладкая кружащаяся лунка воды, спящий ветер…) Надо только почаще останавливаться и слушать шёпот листьев или рассматривать траву под ногами, и он откроется, этот мир, примет вас, одарит своим богатством. (Так же думает и пишет о родной земле… К.Г. Паустовский). 2. Выявление первичного восприятия. – Вы заметили что-то общее у героев рассказов «Бескорыстие» и «Дубёнка»? – Почему им всегда хочется возвращаться: одному в Мещёрский край, другому – на берега Дубёнки? 3. Выборочное чтение. – Прочитайте строчки, которые больше всего тронули вас, оставили след в душе. 4. Обобщающая беседа. а) – О чём авторы просят нас задуматься? (О том, что надо учиться любви к Родине, которая делает человека духовно богаче и лучше.) б) – О малой или большой Родине пишут авторы? в) – Почему они решили рассказать о малоизвестной реке? г) – Какими чувствами проникнуто это произведение? 2. Чтение стихотворения Б. Окуджавы «Песенка об Арбате». 1. Работа с текстом до чтения. – Кто автор стихотворения? Что вы знаете о Б. Окуджаве? – Как называется стихотворение? Что такое Арбат? (Старая улица Москвы, любимое место Б. Окуджавы, где прошло его детство.) Интересно, почему эта улица дорога поэту? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). 2. Беседа после чтения. – Чем Арбат напоминает реку? – Что такое призвание? (Дело жизни, то, для чего предназначен человек.) – Как понимаете строчку: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия…»? Как сказать по-другому? (Ты моя вера.) – Надо ли излечиваться от любви к родному месту? – Почему автор пишет: «никогда до конца не пройти тебя»? (Никогда Арбат не надоест, изменяется человек и другими глазами смотрит, и открывает заново знакомую улицу, возвращается туда вновь.) 3. Выразительное чтение. 4. Прослушивание песни в грамзаписи. – Арбат – это малая родина Б. Окуджавы. Заключительная беседа. – Что объединяет рассказ К. Паустовского, произведение В. Бахревского и Г. Цыферова, стихотворение Б. Окуджавы? – Киргизский поэт Барктабас Абакилов написал стихотворение «Вошло с детства». В чём оно перекликается с прочитанными произведениями? Что объединяет людей разных стран, национальностей? Вошло с детства В родных местах сладка и лебеда, Вкуснее хлеб, сильнее светит солнце. И холодна прозрачная вода в палящий зной На дне степных колодцев. Наверно, с детства в нас вошло – Ведь родину себе не выбирают. И мы живём, неся в душе тепло И негасимый свет родного края. И нам всегда отрадно сознавать, Что есть ещё тот старый дом на свете, Где доживают век отец и мать, Которые и встретят, и приветят, Что где-то есть заветное окно, Светящееся в заверти метели, И есть земля, которой суждено Навеки нам остаться колыбелью. – Почему в родных местах всё кажется лучше? Какие строчки из «Дубёнки» созвучны строчкам стихотворения? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |