Урок № 1.
Тема. Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).
Цель:
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Анкетирование:
- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;
- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;
- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.
III. Изучение нового материала.
Выявление темы, цели.
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.
Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.
3.Беседа
- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?
- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
4. Слово учителя.
- Прочитайте фрагмент статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» СЛАЙД № 2
5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.
6. Слово о Д.С.Лихачёве. СЛАЙД № 3
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.
8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы. СЛАЙД № 4
Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.
Эпос – изображение событий.
Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.
Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.
9. Различие лирики и эпоса
IV. Подведение итогов урока.
- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
V. Практическая работа - Видеоролик.(Учащиеся отвечают на вопросы)
Ответы письменно
VI. Домашнее задание.
1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».
2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике (стр. 6-8).
3.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение о Трофиме Григорьевиче Рябинине;
- подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;
- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;
- подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.
3