ПРОЕКТ УРОКА в 3 классе
по Литературе
ФИО Федотовских Галины Олеговны
Образовательная программа: Школа 2100
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Тема урока: «Люблю я пышное природы увяданье…»
Цель: Познакомить учащихся с творчеством русских поэтов, проникать в глубину содержания произведений, развивать мышление, речь учеников, воспитывать интерес к изучению литературы.
Задачи урока
Образовательная:
-Знать содержание стихотворений А.С. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева
- Понимать, как авторы относятся к осени
- Уметь выразительно читать стихотворение, выделять выразительные средства языка (олицетворение, метафора, эпитет)
-Анализировать настроение стихотворения
Синтезировать: делать выводы о роли изобразительных средств, в создании внутреннего мира читателя
Воспитательная:
- Формировать уважение к мнению товарищей, анализ своей деятельности и работы своих товарищей
Развивающая:
- Способствовать развитию освоения нового способа действия- анализ настроения автора
Просмотр содержимого документа
««Люблю я пышное природы увяданье…» 3 класс»
ПРОЕКТ УРОКА в 3 классе
по Литературе
ФИО Федотовских Галины Олеговны
Образовательная программа: Школа 2100
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Тема урока: «Люблю я пышное природы увяданье…»
Цель: Познакомить учащихся с творчеством русских поэтов, проникать в глубину содержания произведений, развивать мышление, речь учеников, воспитывать интерес к изучению литературы.
Задачи урока
Образовательная:
-Знать содержание стихотворений А.С. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева
- Понимать, как авторы относятся к осени
- Уметь выразительно читать стихотворение, выделять выразительные средства языка (олицетворение, метафора, эпитет)
-Анализировать настроение стихотворения
Синтезировать: делать выводы о роли изобразительных средств, в создании внутреннего мира читателя
Воспитательная:
- Формировать уважение к мнению товарищей, анализ своей деятельности и работы своих товарищей
Развивающая:
- Способствовать развитию освоения нового способа действия- анализ настроения автора
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи:
- Литература
Оборудование:
-учебник 3го класса по русскому языку, интерактивная доска
Ресурсы:
Учебник 3го класса по литературе
интернет
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
Мотивация к обучению и познанию | Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса | Умение работать по предложенному учителем плану | Оформление своих мыслей в устной форме | Умение выделять выразительные средства языка (олицетворение, метафора, эпитет) |
Технология изучения темы
Этап I. Самоопределение к деятельности
Цель | № | Ситуативные задания (Деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Форма работы |
| | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок литературы. На фоне Музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года», «Октябрь. Осенняя песня» я читаю отрывок из стихотворения «Иней» Б. Пастернака Глухая пора листопада, Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает ее перед сном. Порядок творенья обманчив, Как сказка с хорошим концом. - Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? -Верно. И тема нашего сегодняшнего урока «Люблю я пышное природы увяданье…» - Откройте страницу 175. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать? - Прочитайте название раздела - Как вы понимаете это предложение? - Давайте прочитаем, как об этом рассуждают наши герои, Настя и ее семья. -чтение текста | Об осени Глухая пора листопада | |
Этап II. Изучение нового содержания
Цель | № | Учебные задания и методы работы с информацией (Деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Форма работы |
| | - Прочитайте какая проблема волнует Настю? - Почему пора листопада названа глухой? - Эти слова записаны в кавычках. Как вы поняли слово «цитата»? - Цитата может быть одна строка, несколько предложений или фрагмент текста. Цитата заключается в кавычки. Название раздела – цитата из стихотворения Б.Пастернака «Иней» - Как вы думаете, почему поэт называет пору листопада «глухой»? - Как на этот вопрос ответил папа Насти? Прочитайте в тексте. - Почему у всех членов семьи Насти были разные представления об осени? - Можно по-разному увидеть и услышать осень. И помогут нам в этом стихи русских поэтов. Они были написаны в разное время. Каждый по-своему увидел и описал осеннюю природу, но в стихах есть общее. Что же, попробуем ответить на этот вопрос чуть позже - При чтении вы встретите слова, значение которых нужно уточнить (очарование – поддаться очарованию; восхищению, лазурь- светло синий цвет, багрец- густо красный; темного оттенка, благовонье- аромат; приятный запах, серп- ручное орудие; изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня, праздная борозда – отдыхающая; т.к. с нее уж убрали урожай) | - строки взятые из авторского текста | |
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Цель | № | Варианты заданий (Деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Форма работы |
| | - Начинаем поэтический листопад - Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Осень»и определите какой настроение у стихотворения. - Звучит стихотворение - Какое настроение передает стихотворение? - Посмотрите на доску. Какая из картин, больше напоминает описанною нам Осень. - Скажите, как вы понимаете выражение «Унылая пора»? - С кем автор сравнил эту пору? - Нарисовать осеннюю пору можно по-разному: художник с помощью красок, композитор с помощью звуков, а писатель и поэт рисует словами. Попробуйте увидеть эти слова в стихотворении на стр176-177. - Скажите, как они называются? - Найдите в текcте эти слова - Как вы понимаете эти выражения? Почему поэт красоту осени называет «прощальной»? - Объясните значение слов «пышное увядание» -А сейчас послушайте стихотворение К.Бальмонта «Осень»,а потом скажите какое настроение у этого стихотворения? - Звучит стихотворение -Скажите изменилось ли настроение стихотворения? -Какое оно стало? - Посмотрите на доску. Какая из картин напоминает нам стихотворение Бальмонта? - Есть другие слова – краски, которые помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомо и привычном нам. О природе поэт говорит как о живом существе. Это прием называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. - Попробуйте найти эти строчки на стр. 177 - Попробуйте заменить эти строки обычным описанием. Что изменится? | Метафора- скрытое сравнение Эпитеты- художественные определения, которые используются авторами для выражения чувств, настроения. помогают описать вид предметов - Прощальная пора, пышное увядание - представить в образе живого существа -Солнце реже смеется. Осень скоро проснется | |
Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
№ | | Варианты заданий (Деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Форма работы |
| | - Давайте прослушаем еще одно стихотворение, а после вы мне скажите, отличается ли настроение стихотворения от 2х предыдущих. - Звучит стихотворение - Скажите, какое настроение у этого стихотворения. - Посмотрите на доску. Какое изображение осени, больше подходит под описание в стихотворении? - Попробуйте найти в стихотворении ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - Скажите, какой прием использовал поэт в этой строке: «Весь день стоит как бы хрустальный… - Как много можно увидеть и почувствовать, если внимательно читать | - серп гулял, отдыхающее поле Сравнение- слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому | |
Этап V. Рефлексивная деятельность
Цель | № | Варианты заданий (Деятельность учителя) | Самоанализ и самооценка ученика | Форма работы |
| | - Ребята о чем мы с вами говорили? - Как вы думаете, что объединяет стихи Пушкина, Бальмонта и Тютчева об осени? Дом задание: Выучите понравившееся стихотворение наизусть | - Любовь к родной природе, умение увидеть поэзию осенней природы и передать с помощью волшебных слов-красок | |