СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь – это счастье. Ценность и смысл жизни. Позитивное отношение к жизни. Формирование позитивного образа будущего. Я выбираю жизнь» (Профилактика суицидального поведения учащихся и предупреждение негативных проявлений поведения)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидального и самоповреждающего поведения является одним из приоритетных направлений в работе психолога. Психолог в школе проводит диагностическую, просветительскую и профилактическую работу в данном направлении

Просмотр содержимого документа
«Любовь – это счастье. Ценность и смысл жизни. Позитивное отношение к жизни. Формирование позитивного образа будущего. Я выбираю жизнь» (Профилактика суицидального поведения учащихся и предупреждение негативных проявлений поведения)»


Беседа: «Любовь – это счастье. Ценность и смысл жизни. Позитивное отношение к жизни. Формирование позитивного образа будущего.

Я выбираю жизнь» (Профилактика суицидального поведения учащихся и предупреждение негативных проявлений поведения) 9-10 классы.


Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия жизни как высшей нравственной ценности;

- познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье.


Задачи:

- формирование у обучающихся позитивного и ответственного отношения к собственной жизни, к окружающим, к саморазвитию и творчеству, умению осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;

- воспитание уважительного отношения к жизненным ценностям через принципы нравственности и морали; умения анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

- создание условий для осознания детьми жизненных ценностей и формирования ответственного отношения к ним;

- развитие умения оберегать и ценить свою жизнь и жизнь других людей, коммуникативных навыков.


Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал:

— Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме, попросил:

— Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтобы была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтобы меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Учитель.

- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (Эта притча о счастье).

- Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

- На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

- Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье».


Э. Асадов «Что такое счастье»

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Учитель.

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

– О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово «счастье»?

- Назовите, какие слова «притягивает» это слово, слова-ассоциации.


Учитель.

Счастье (праславянское – объясняют: «хороший» и «часть», то есть «хороший удел») - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо.

Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни.

Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста.

Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает.

Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.

Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Учитель.

- Мы можем много говорить о счастье, но важно знать, что у каждого человека свое счастье.

- Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других …., поэтому рыбка приглашает нас на следующую станцию ЗДОРОВЬЕ


«Смысл жизни в том, чтобы жить».

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (Мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть).

- Может цель нашей жизни в богатстве?

- Власть и слава? (Стремление к славе мы не можем считать целью жизни).

- Жизнь ради детей?

- Жить ради знаний? Так ли это?

Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

- Сохранение здоровья? (Мы можем своими усилиями продлить здоровье).

- Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.


Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.


Сказка о счастье


Один король решил отправиться за счастьем. Он сел в карету и покатил... Оставил свой трон, перестал хныкать, расстался с грустным настроением…

- Во время путешествия возникает много трудностей. Главное – не унывать, уметь радоваться, чаще улыбаться – и все будет хорошо.


4. Рефлексия.

- С какими новыми понятиями работали сегодня?

- Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?

- Дети раскрашивают золотую рыбку, загадывают желание и печатают новые понятия: притча, счастье, ЖИЗНЬ ( в это время звучит гимн жизнестойкости Жить»)









Главные жизненные ценности человека. Сложно очертить их четкий круг. То, что может быть жизненно важно для одного, для другого не имеет принципиального значения. Но все, же можно найти какое-то среднеарифметическое, которое и будет представлять основные жизненные ценности человека. Итак, что же к ним относится?

1. Первое, что назовет каждый – любовь. При чем не только к противоположному полу, но и к родным, близким, друзьям. Любовь порождает сострадание, а без него не обходятся ни один список жизненных ценностей.

2. Понимание – обязательный пункт, который включают в себя жизненные ценности любого человека. Каждый хочет быть понятым, но и понимание других ведет к разрешению и предотвращению конфликтов.

3. Уважение позволяет вдохновляться положительными чертами других, найти недостатки в себе и исправить их. Но что самое приятное – это те жизненные ценности, транслируя которые мы лишь приумножаем их в своей жизни.

4. Дисциплина, которую многие стараются избегать. Мало кто относит ее к жизненным ценностям человека. Многие считают это рутиной, но на самом деле это выполнение своих обязанностей. Не всегда это тяжелый и унылый труд. Выполнять их можно с радостью. 

5. Вера в людей, в том числе и в себя. Транслируя эти жизненные ценности, вы заражаете уверенностью окружающих и укрепляете веру в себя самого. 
6. Благодарность – это то малое, что может поднять в другом волну энтузиазма и дружелюбия. 

7. Прощение помогает нам повернуться лицом к будущему и не мучиться обидами и болями.

8. Дружба – это жизненные ценности человека, на которые он опирается в трудную минуту. 

9. Надежда не дает нам опустить руки, когда кажется, что впереди уже ничего не светит.

10. Оптимизм помогает противостоять плохому – попросту его не замечать.
11. Терпение позволяет принимать верные решения.

12. Толерантность помогает уметь ладить со всеми людьми. Независимо от личных предпочтений.

13. Честность. У кого бы вы ни спросили, какими являются его основные жизненные ценности, место честности найдется всегда. Она помогает признавать свои ошибки, изменить себя к лучшему, выстроить доверительные отношения.


Упражнения

1. «Высказывание великих»

Обучающиеся делятся на 3 группы. Каждой группе раздается ватман, клей, фломастеры и распечатанные высказывания известных людей. Необходимо выбрать одно высказывание, которая группа считает наиболее точным и важным, и наклеить его в центре ватмана.

Высказывания:

1. «Потерять жизнь – это потерять будущее» Поль Валери

2. «Человек, не дорожащий собственной жизнью, опасен для других» Фрэнсис Бэкон

3.«Жизнь не повторяется, щадить ее нужно» Антон Чехов

4. «В конце концов, главное в жизни – это сама жизнь» Теодор Драйзер


Притча о жизни

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили  факт - полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

Теперь, —  обратился мудрец к ученикам, —  я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.

Также и в жизни —  если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи —   находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное —  лишь песок.

Притча о ценностях жизни

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.

Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

— Как тебе понравилось путешествие?

— Это было замечательно, папа!

— Ты увидел насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.

— Да.

— И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.

Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.

У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

— Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?

Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!

Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.

3. «Закончи предложение»

Педагог зачитывает предложение, а каждая группа предлагает вариант «концовки» предложения.

1. Преуспевающий человек – это человек, который...

2. Неудачник – это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности – это ...

6. Мнимые ценности – это …

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..

 Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь - основа жизни.

 Все начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!