СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева»


Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева

Вид урока:урокполучения новых знаний

Тип урока:устный журнал с элементами анализа поэтического текста.

Цели урока:

1. Обучающие: познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева, художественным своеобразием поэзии автора; определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Тютчева.

2. Развивающие: Развивать связную монологическую речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы беседы; развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой; совершенствовать навыки исследовательской деятельности, работы в группах, навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к чувствам, любовь к поэзии.

Оформление урока:

- у каждого ученика – распечатка стихотворений Ф.И. Тютчева

- на доске  - эпиграф: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Портрет Ф.И. Тютчева

- портреты адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева - Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Денисьевой;

- выставка книг о жизни и творчестве Тютчева;

-аудиозапись мелодий  М. Леграна «Шербургские зонтики», Бетховена «К Элизе», романс «Я встретил вас»

Ход урока.

«Жизни блаженство в одной лишь любви»

Ф.Тютчев

У. Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть у вас появится хорошее настроение. Садитесь.

( звучит музыка М. Леграна «Шербургские зонтики», учитель читает стихотворение)

Любовь, любовь-гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И... поединок роковой...

У. Ребята, какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении их авторами?

Ответ. Эта лирическая мелодия и стихотворение говорят о каких-то личных переживаниях человека, о его искренних чувствах, о любви.

У. А вам известно, кто является автором поэтических строк?

Ответ. Тютчев( Слайд 1)

У. Верно. Ф.И.Тютчев, с творчеством которого мы познакомились на прошлом уроке,был не только замечательным лириком-пейзажистом, тонко чувствовавшим мир природы, не только художником слова, в котором отразилось трагическое

мироощущение человека, но и хранителем священного огня поэзии, имя которому -любовь.

Сообщение темы урока.Тема сегодняшнего урока « Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева»(запись в тетрадь).

Как вы думаете, какова цельнашего урока? (называют).

Любовь называют восьмым чудом света. А какое место занимает это чувство в жизни каждого из нас?

Выступление учащегося. Я провел социологический опрос среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 30 человек.( Слайд 2)

Расставьте приоритеты. Что бы вы поставили на первое место в своей жизни?


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Слава













Власть













Деньги













Вера













Семья













Работа













Дети













Богатство













Здоровье













Свобода













Ответственность













Любовь













У. А для Т. она была на первом месте. Не случайно для эпиграфа к уроку я взяла строки изего стих-я: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего « радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.

Ребята, урок мы проведем в форме устного журнала.По ходу урока вы должны составить опорный конспект.(Слайд 3)

Перед вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной лирики.И мы открываем первую страницу нашего журнала.(Слайд 4)

1 страница. Выступление 1 группы. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)

У. Ранняя любовная лирика поэта- это стихотворения, написанные в период с 1823 по 1828гг. и посвященные Амалии Лерхенфельд.Как же произошла встреча Т. с Амалией?

1.Ранняя любовь Тютчева — графиня Амалия фон Лерхенфельд, 15-летняя красавица, дочь баварского посланника в Петербурге. Они познакомились в 1823г в Мюнхене. За год знакомства молодая графиня так очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства Александру Крюднеру.

У. Какие стихотворения были посвящены Амалии?.

2. К Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 гг. «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…», «К Нисе». Они запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания. Начинается тютчевский «роман в стихах». В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. А воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет будут тревожить сердце поэта.

У. Встречались ли в дальнейшем поэт и графиня Амалия?

3.Да, спустя тринадцать лет, в 1836 году. Ф. И. Тютчев написал стихотворение « Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости и показывающее, что чувства поэта даже попрошествии более чем десятилетие не остыли.

(Чтение наизусть)

Я помню время золотое

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

Беседа по вопросам:

- Каким настроением окрашены чувства лирического героя?

4.Лирический герой вспоминает о давнем свидании на берегу Дуная, говорит о быстротечности счастья – но эта грусть лишена внутреннего надлома. В стихотворении нет напряжения и трагизма.

- Какое время года и время суток изображает поэт?

5.Здесь изображены характерные для ли­рики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал».

Как связаны облик возлюбленной и картины природы?

6.Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь.

Как отражается в стихотворении образ времени?

7.Лирическому герою не страшно, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сла­дость непонимания, что жизнь быстротечна.

У.Еще одно поэтическое воспоминание о счастливой юности написано в 1870 году, в ту пору Тютчеву было уже 67 лет, и он создает знаменитые стихи:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило…«К.Б.»

(прослушивание романса).

Физминутка.

(Слайд 5)

Следующая 2 страница «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - посвящена первой жене поэта Элеоноре Тютчевой (1799-1838)

1. В 1826 году Ф.М.Тютчев обвенчался с Элеонорой Петерсон.«Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

2.В мае 1838 года Тютчев ожидал прибытия семьи (он находился в Турине), но на пароходе, с которым следовало его семейство, случился пожар, и он затонул. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги.

3.Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь.

У.До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Элеоноре, но даже те, которые были написаны после ее смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к ней.

(чтение наизусть) «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.)

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой —

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,-

Как ночью на небе звезда…

Беседа по вопросам:

Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утра­ты.

Назовите ключевые образы?

5.Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический герой не может забыть свою любовь.

Какова смысловая роль второй строфы?

6.Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического героя самому себе. Он называет ее образ «не­достижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное пре­восходство.(Слайд 6)

3 страница "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)

У.После смерти Элеоноры в 1838 году Ф. И. Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг. Красота в ней сочеталась с блестящим умом, прекрасным образованием. Эрнестина Фёдоровна пережила своего мужа на 21 год. Но их отношения складывались нелегко. Почему?

1. В 1850 году Тютчев влюбился в молодую женщину, Елену Денисьеву, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Как-то Тютчев застал ее сидящей на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу.

У.Письма как одно из главных средств общения в XIX в. по­рой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями.Письма берегли, перечитывали.

2.Вот отрывок из письма Тютчева Эрнестине:«Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».

3.А она брала их и бросала в камин. Возможно, испытывая острое чувство горечи, уничтожала часть переписки, что казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички жизни и души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «бро­шенным телом», которое покинула душа. Так, в основе этого произведения жизненный факт, который поэт превратил в лирический шедевр.

(выразительное чтение)

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!...

Стоял я, молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне.

Как от присущей милой тени.

У.Стихотворение «Она сидела на полу» было в 1858 году, а в 1851, когда новый роковой роман только начинался, Тютчев написал жене стихи «Не знаю я, коснется ль благодать…»

(чтение наизусть)

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была —

Ты, ты, мое земное провиденье!..

У.Стихи, написанные после 1850 года, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении (привязанность к семье, тяга к Денисьевой, чувство вины перед обеими семьями). Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, которое непрочно, как и все на земле. Но в них и утверждение того, что именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья, помогает преодолеть драматизм бытия.(Слайд7)

  1. Страница "Оты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)

У.Елена Александровна Денисьева - последняя любовь поэта. Ее образ является в стихах, написанных с 1850 по 1864 годы, и составляет «денисьевский цикл» – вершину любовной лирики Тютчева.

1.Когда они встретились, ему было 47 лет, ей – 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. У них было трое детей. Это была вторая семья Тютчева. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в душе поэта и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.

2. Эта любовь стала настоящей драмой! Он был женат, имел 6-х детей от двух браков, был на 23 года старше. В глазах света эта связь была скандальной, а вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: отец, живший со вто­рой женой, вдруг объявился — и только для того, чтобы отречься от дочери. Две­ри всех домов захлопнулись – ее отказались принимать, там, где еще недавно ждали с радостью. Тетка вынуждена была оставить свою должность.

У. Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Тютчев же разрывался на две семьи, между двумя женщинами и ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека! Об этом стихотворение «О, как убийственно мы любим».

(чтение наизусть)

О, как убийственно мы любим

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались воспоминанья...

Но изменили и oнe.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

У.Перед нами «проза любви» - романический мир «достоевских» страстей, и «поединок роковой». Ведь любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий, поэтому в определенных об­стоятельствах может привести к ги­бели, прежде всего гибели души.

У. Какие художественные средства использовал автор в стихотворении? ( называют)

У. Елена Александровна умерла в 1864 году от чахотки. Ей было 38 лет. Поэт видел, как она угасала, и тяжело страдал.

Поэту было суждено пережить возлюбленную, но последние 9 лет жизни без нее, годы, полные горькой безнадежности, он утерял интерес к жизни, постепенно прекратил всякое общение с внешним миром и жил ожиданием смерти и сознанием своей вины перед Еленой и Эрнестиной, перед умершими детьми, а саму жизнь воспринимал, как наказание.(Слайд 8)

Мы перевернули последнюю страницу нашего журнала. Запишите д/з.

Рефлексия.Итог.

1.Беседа.

- С каким замечательным поэтом второй половины XIX века мы познакомились ?
- В чем своеобразие лирики Ф.И.Тютчева?
Художественное своеобразие поэзии Т.

  1. Автобиографичность стихотворений

  2. Психологическая правда в изображении внутреннего мира

  3. Параллелизм в изображении жизни и состояний природы и человека.

  4. Использование многообразных тропов: эпитеты, метафоры, сравнения, звуковой фон и др. 

2. «Ассоциативный куст»

Так какой была любовь для Т.?

3. Выставление оценок.

Заключительное слово учителя ( под музыку «К Элизе»)

Человек-Тютчев был часто слаб, Тют­чев-поэт строил памятник Женщине и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Поэта родит зем­ля, и когда забирает его в себя обратно, навечно, в составе воздуха появляется нечто новое, без чего уже теперь и сам воздух не мыслится. «Продлись, продлись, очарованье» — это навсегда; «мое земное провиденье» — тоже. Страданье и слезы превращаются в озон.

Он просиял и погас, а нам остались проникновенные стихи о самом прекрасном и загадочном чувстве – о ЛЮБВИ!

( Представление выставки книг)

Домашнее задание. 1.Выучить наизусть 1 стихотворение Тютчева(по выбору).

2. Составить в тетради хронологическую таблицу жизни и творчества А.А.Фета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!