Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева
Вид урока:урокполучения новых знаний
Тип урока:устный журнал с элементами анализа поэтического текста.
Цели урока:
1. Обучающие: познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева, художественным своеобразием поэзии автора; определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Тютчева.
2. Развивающие: Развивать связную монологическую речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы беседы; развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой; совершенствовать навыки исследовательской деятельности, работы в группах, навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к чувствам, любовь к поэзии.
Оформление урока:
- у каждого ученика – распечатка стихотворений Ф.И. Тютчева
- на доске - эпиграф: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Портрет Ф.И. Тютчева
- портреты адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева - Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Денисьевой;
- выставка книг о жизни и творчестве Тютчева;
-аудиозапись мелодий М. Леграна «Шербургские зонтики», Бетховена «К Элизе», романс «Я встретил вас»
Ход урока.
«Жизни блаженство в одной лишь любви»
Ф.Тютчев
У. Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть у вас появится хорошее настроение. Садитесь.
( звучит музыка М. Леграна «Шербургские зонтики», учитель читает стихотворение)
Любовь, любовь-гласит преданье-
Союз души с душой родной-
Их съединенье, сочетанье,
И... поединок роковой...
У. Ребята, какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении их авторами?
Ответ. Эта лирическая мелодия и стихотворение говорят о каких-то личных переживаниях человека, о его искренних чувствах, о любви.
У. А вам известно, кто является автором поэтических строк?
Ответ. Тютчев( Слайд 1)
У. Верно. Ф.И.Тютчев, с творчеством которого мы познакомились на прошлом уроке,был не только замечательным лириком-пейзажистом, тонко чувствовавшим мир природы, не только художником слова, в котором отразилось трагическое
мироощущение человека, но и хранителем священного огня поэзии, имя которому -любовь.
Сообщение темы урока.Тема сегодняшнего урока « Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева»(запись в тетрадь).
Как вы думаете, какова цельнашего урока? (называют).
Любовь называют восьмым чудом света. А какое место занимает это чувство в жизни каждого из нас?
Выступление учащегося. Я провел социологический опрос среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 30 человек.( Слайд 2)
Расставьте приоритеты. Что бы вы поставили на первое место в своей жизни?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Слава | | | | | | | | | | | | |
Власть | | | | | | | | | | | | |
Деньги | | | | | | | | | | | | |
Вера | | | | | | | | | | | | |
Семья | | | | | | | | | | | | |
Работа | | | | | | | | | | | | |
Дети | | | | | | | | | | | | |
Богатство | | | | | | | | | | | | |
Здоровье | | | | | | | | | | | | |
Свобода | | | | | | | | | | | | |
Ответственность | | | | | | | | | | | | |
Любовь | | | | | | | | | | | | |
У. А для Т. она была на первом месте. Не случайно для эпиграфа к уроку я взяла строки изего стих-я: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего « радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.
Ребята, урок мы проведем в форме устного журнала.По ходу урока вы должны составить опорный конспект.(Слайд 3)
Перед вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной лирики.И мы открываем первую страницу нашего журнала.(Слайд 4)
1 страница. Выступление 1 группы. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)
У. Ранняя любовная лирика поэта- это стихотворения, написанные в период с 1823 по 1828гг. и посвященные Амалии Лерхенфельд.Как же произошла встреча Т. с Амалией?
1.Ранняя любовь Тютчева — графиня Амалия фон Лерхенфельд, 15-летняя красавица, дочь баварского посланника в Петербурге. Они познакомились в 1823г в Мюнхене. За год знакомства молодая графиня так очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства Александру Крюднеру.
У. Какие стихотворения были посвящены Амалии?.
2. К Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 гг. «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…», «К Нисе». Они запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания. Начинается тютчевский «роман в стихах». В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. А воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет будут тревожить сердце поэта.
У. Встречались ли в дальнейшем поэт и графиня Амалия?
3.Да, спустя тринадцать лет, в 1836 году. Ф. И. Тютчев написал стихотворение « Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости и показывающее, что чувства поэта даже попрошествии более чем десятилетие не остыли.
(Чтение наизусть)
Я помню время золотое
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
Беседа по вопросам:
- Каким настроением окрашены чувства лирического героя?
4.Лирический герой вспоминает о давнем свидании на берегу Дуная, говорит о быстротечности счастья – но эта грусть лишена внутреннего надлома. В стихотворении нет напряжения и трагизма.
- Какое время года и время суток изображает поэт?
5.Здесь изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал».
Как связаны облик возлюбленной и картины природы?
6.Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь.
Как отражается в стихотворении образ времени?
7.Лирическому герою не страшно, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна.
У.Еще одно поэтическое воспоминание о счастливой юности написано в 1870 году, в ту пору Тютчеву было уже 67 лет, и он создает знаменитые стихи:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило…«К.Б.»
(прослушивание романса).
Физминутка.
(Слайд 5)
Следующая 2 страница «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - посвящена первой жене поэта Элеоноре Тютчевой (1799-1838)
1. В 1826 году Ф.М.Тютчев обвенчался с Элеонорой Петерсон.«Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.
2.В мае 1838 года Тютчев ожидал прибытия семьи (он находился в Турине), но на пароходе, с которым следовало его семейство, случился пожар, и он затонул. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги.
3.Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь.
У.До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Элеоноре, но даже те, которые были написаны после ее смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к ней.
(чтение наизусть) «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.)
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,-
Как ночью на небе звезда…
Беседа по вопросам:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
4.Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты.
Назовите ключевые образы?
5.Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический герой не может забыть свою любовь.
Какова смысловая роль второй строфы?
6.Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического героя самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство.(Слайд 6)
3 страница "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)
У.После смерти Элеоноры в 1838 году Ф. И. Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг. Красота в ней сочеталась с блестящим умом, прекрасным образованием. Эрнестина Фёдоровна пережила своего мужа на 21 год. Но их отношения складывались нелегко. Почему?
1. В 1850 году Тютчев влюбился в молодую женщину, Елену Денисьеву, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Как-то Тютчев застал ее сидящей на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу.
У.Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями.Письма берегли, перечитывали.
2.Вот отрывок из письма Тютчева Эрнестине:«Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».
3.А она брала их и бросала в камин. Возможно, испытывая острое чувство горечи, уничтожала часть переписки, что казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички жизни и души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа. Так, в основе этого произведения жизненный факт, который поэт превратил в лирический шедевр.
(выразительное чтение)
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!...
Стоял я, молча в стороне
И пасть готов был на колени,
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.
У.Стихотворение «Она сидела на полу» было в 1858 году, а в 1851, когда новый роковой роман только начинался, Тютчев написал жене стихи «Не знаю я, коснется ль благодать…»
(чтение наизусть)
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!..
У.Стихи, написанные после 1850 года, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении (привязанность к семье, тяга к Денисьевой, чувство вины перед обеими семьями). Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, которое непрочно, как и все на земле. Но в них и утверждение того, что именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья, помогает преодолеть драматизм бытия.(Слайд7)
Страница "Оты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)
У.Елена Александровна Денисьева - последняя любовь поэта. Ее образ является в стихах, написанных с 1850 по 1864 годы, и составляет «денисьевский цикл» – вершину любовной лирики Тютчева.
1.Когда они встретились, ему было 47 лет, ей – 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. У них было трое детей. Это была вторая семья Тютчева. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в душе поэта и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.
2. Эта любовь стала настоящей драмой! Он был женат, имел 6-х детей от двух браков, был на 23 года старше. В глазах света эта связь была скандальной, а вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: отец, живший со второй женой, вдруг объявился — и только для того, чтобы отречься от дочери. Двери всех домов захлопнулись – ее отказались принимать, там, где еще недавно ждали с радостью. Тетка вынуждена была оставить свою должность.
У. Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Тютчев же разрывался на две семьи, между двумя женщинами и ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека! Об этом стихотворение «О, как убийственно мы любим».
(чтение наизусть)
О, как убийственно мы любим
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались воспоминанья...
Но изменили и oнe.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
У.Перед нами «проза любви» - романический мир «достоевских» страстей, и «поединок роковой». Ведь любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий, поэтому в определенных обстоятельствах может привести к гибели, прежде всего гибели души.
У. Какие художественные средства использовал автор в стихотворении? ( называют)
У. Елена Александровна умерла в 1864 году от чахотки. Ей было 38 лет. Поэт видел, как она угасала, и тяжело страдал.
Поэту было суждено пережить возлюбленную, но последние 9 лет жизни без нее, годы, полные горькой безнадежности, он утерял интерес к жизни, постепенно прекратил всякое общение с внешним миром и жил ожиданием смерти и сознанием своей вины перед Еленой и Эрнестиной, перед умершими детьми, а саму жизнь воспринимал, как наказание.(Слайд 8)
Мы перевернули последнюю страницу нашего журнала. Запишите д/з.
Рефлексия.Итог.
1.Беседа.
- С каким замечательным поэтом второй половины XIX века мы познакомились ?
- В чем своеобразие лирики Ф.И.Тютчева?
Художественное своеобразие поэзии Т.
Автобиографичность стихотворений
Психологическая правда в изображении внутреннего мира
Параллелизм в изображении жизни и состояний природы и человека.
Использование многообразных тропов: эпитеты, метафоры, сравнения, звуковой фон и др.
2. «Ассоциативный куст»
Так какой была любовь для Т.?
3. Выставление оценок.
Заключительное слово учителя ( под музыку «К Элизе»)
Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Поэта родит земля, и когда забирает его в себя обратно, навечно, в составе воздуха появляется нечто новое, без чего уже теперь и сам воздух не мыслится. «Продлись, продлись, очарованье» — это навсегда; «мое земное провиденье» — тоже. Страданье и слезы превращаются в озон.
Он просиял и погас, а нам остались проникновенные стихи о самом прекрасном и загадочном чувстве – о ЛЮБВИ!
( Представление выставки книг)
Домашнее задание. 1.Выучить наизусть 1 стихотворение Тютчева(по выбору).
2. Составить в тетради хронологическую таблицу жизни и творчества А.А.Фета.