СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ребята погружаются в малоизвестную страницу жизни И.С.Тургенева и вяснить, почему герои романа "Отцы и дети" проходят испытание любовью. Какой бывает любовь? Написать письмо одному из  понравившихся героев.

Просмотр содержимого документа
«Любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

Открытый урок литературы в 10 классе

«Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети».

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев.

Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока)

Цели урока:

раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

понять, для чего автор испытывает героев любовью.

Задачи:

Дидактические:

продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения

художественного произведения.

Развивающие:

развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение

своего представления о героях произведения;

совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать,

формулировать обобщенные выводы.

Воспитательные:

воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

воспитывать любовь к чтению классической литературы.


Ход в урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Более 2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”.

Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)

- Любовь… Сколько счастья и страдания приносит она человеку.

3. Малоизвестная страница жизни писателя «История любви, длиною в целую жизнь...».

В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Сегодня на нашем уроке хотелось бы обратиться к малоизвестной странице жизни писателя: к любви яркого представителя «золотого века» русской прозы и знаменитой испанской певицы. Теперь, ребята, давайте перенесёмся в Петербург начала 40-х годов XIX столетия…

Сообщение подготовленного ученика.

Музыкальный сезон 1843-44 годов был удивительным: в северной столице возобновились представления парижской Итальянской оперы. Среди знаменитых исполнителей особо выделялась 22-летняя примадонна Полина Виардо (дочь знаменитого испанского певца Мануэля Гарсиа родом из Севильи, который блистал на оперных сценах многих стран мира), успевшая покорить Европу своим голосом. Именно её пение, игра на сцене потрясли восторженного молодого Тургенева, которому едва тогда минуло 25 лет.

Авдотья Панаева, русская писательница, современница Тургенева, вспоминала: «Такого влюблённого, как Тургенев, я думаю, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чём другом не говорил, как о Виардо, с которой он познакомился».

1 ноября 1843 года стал незабываемым днём для Ивана Сергеевича, его представили знаменитой певице, рекомендовав как «великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника». Тогда же, на охоте, Тургенев знакомится с мужем Полины – известным критиком и искусствоведом, директором парижской Итальянской оперы Луи Виардо.
Вскоре молодой писатель предложил Полине Виардо свои услуги в качестве учителя русского языка. Ей это было необходимо, так как по желанию здешней публики приходилось петь на сцене русские песни и романсы.
По общим отзывам, Виардо (обратим внимание на портрет) не была красива. Сутуловатая, с крупными чертами лица и выпуклыми глазами, она многим казалась даже уродливой, но то была пленительная дурнушка. Один бельгийский художник сказал её будущему мужу Луи Виардо в день их помолвки: «Она отчаянно некрасива, но если бы увидел её ещё раз, я бы влюбился».
Восторженные отзывы о Полине Виардо оставили многие её современники, среди них основатель Русского музыкального общества и первой консерватории в России А. Г. Рубинштейн: «Никогда, ни прежде, ни после не слыхал я ничего подобного…»

В репертуаре певицы были романсы на музыку Глинки, Даргомыжского, Верстовского, Кюи, Бородина, Чайковского, исполняемые ею на русском языке. Будучи ученицей Листа и Шопена, она изумительно играла на рояле. Полина Виардо сама сочиняла музыку к романсам, среди которых многие были написаны на стихи русских поэтов. Русский стал одним из шести европейских языков, которыми владела Полина.
Для Тургенева же Полина была красавицей. И такого мнения он оставался до конца своей жизни. По завершению гастролей Полина Виардо приглашает Тургенева во Францию. И тот, против воли своей матери, без денег, ещё никому не известный, уезжает со своей возлюбленной и её мужем в Париж. Там он познакомился и подружился с семьей Виардо, жившей в Куртавнеле. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, чтобы в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь уехать: Берлин, затем Лондон, Париж, турне по Франции и опять Санкт-Петербург. Он мечется по Европе за тенью своей любимой: «Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, – я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, – день, когда мне не светили ваши глаза, – день потерянный».
И мало, кто мог подумать тогда, что этот русский, ставший вскоре признанным писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит до конца дней горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведёт большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать у себя на родине. Это знакомство продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире...

Но несмотря ни на что, в то время и позже, с годами, чувство Тургенева к Полине не ослабевало. Тургенев – Виардо: «Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!».

Любовь Тургенева доставляла ему не только душевные радость и страдания. Она была источником его творческого вдохновения, поэтому в 60-е годы ХIХ века Тургенев постоянно в разъездах, а маршрут почти всегда один: Россия – Франция – Россия.
Но всё чаще им овладевало меланхоличное настроение… Всё больше тянуло на родину. Однако приезды его сюда были только для того, чтобы вновь и вновь возвращаться к Ней. По словам его близких друзей, ни раз «Тургенев начинал заговаривать о том, чтобы подольше остаться в России, пожить у себя в Спасском. Но достаточно было малейшего подозрения там, в Париже, довольно было одного письма оттуда – и все завязавшиеся связи мгновенно разрывались, Тургенев бросал всё и летел туда, где была Виардо…»
Прожив в тесном общении с семьею Виардо около 40 лет, он, всё-таки, чувствовал себя глубоко и безнадёжно одиноким. На этой почве выросло тургеневское изображение любви, герои Тургенева всегда робки и нерешительны в своих сердечных делах: таким был и сам Иван Сергеевич. Вместе с тем, никто из русских писателей не уделил столько внимания любви, никто в такой мере не идеализировал женщину как он. Это было выражением его стремления забыться в мечтах, грёзах, иллюзиях...


Действительно, любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.

4. Любовь в жизни человека.

Любовь... Как много это слово значит в жизни каждого из нас. В самом раннем возрасте люди начинают задумываться об этом чувстве. Любовь занимает одно из основных мест в жизни человека. Любовь бывает разная: она может быть счастьем, а может и наоборот - несчастьем. Это чувство почти у каждого человека ассоциируется с чем-то добрым, светлым, теплым. Сколько слез и нервов бывает потрачено на это, казалось бы, самое лучшее чувство. Так что же такое любовь для нас всех: награда или наказание? Как не ошибиться в выборе возлюбленного или возлюбленной? Любовь – это вечное чувство? Да, много вопросов возникает. Я предлагаю порассуждать вам, выбрав для группы «Сердце с проблемным вопросом».

На доске прикреплены красные сердца, на обратной стороне которых написаны вопросы.

    1. Любовь это чувство, которое испытывают один раз в жизни или возможно испытать его несколько раз?

    2. Как не ошибиться в выборе «адресата» любви?

    3. Нужно ли добиваться взаимности в любви или стоит смириться с безответным чувством?

    4. Пропадает ли чувство любви в браке или есть способ сохранить его?

Вывод: Как мы видим, что однозначного ответа на каждый из предложенных вопросов просто невозможно найти. Думаю, что ответы ваши могут измениться, когда это чувство всколыхнет вас лично, заставит задуматься об этом состоянии еще глубже.

5. Аналитическая работа в группах.

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. 

(Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева)

- Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии, назовите их.

  1. Базаров и Одинцова.

  2. Павел Петрович и княгиня Р.

  3. Аркадий и Катя.

  4. Николай Петрович и Фенечка

У нас четыре группы, каждая группа будет представлять свою любовную линию.

1 группа. «Знатоки истории любви Павла Петровича Кирсанов и княгини Р.»

Задание: Подготовиться к работе в группе. Подобрать цитаты, характеризующие взаимоотношения героев. Выписать их в тетрадь, сделать пометки в тексте, подготовить развернутые ответы.

1. Рассказать историю любви Павла Петровича к княгине Р.

2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича?

3. Как любовь Павла Петровича к княгине Р. Помогает понять образ Базарова?


Любовь Павла Петровича к княгине Р – это любовь – наваждение, она «сломала» жизнь Павла Петровича. Он не сделал успешную карьеру, впал в уныние, ушел от мира. Герой не может жить по-прежнему. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки.

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.Если любовь – это преодоление собственного несовершенства, пробуждение лучшего в человеке, то Павел Петрович был раздавлен своим чувством, значит, не выдержал ее испытания

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.



2 группа. «Знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки»

Задание: Подготовиться к работе в группе. Подобрать цитаты, характеризующие взаимоотношения героев. Выписать их в тетрадь, сделать пометки в тексте, подготовить развернутые ответы.

1. Рассказать историю любви к Фенечке. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?

2. Как характеризует Николая Петровича история любви и выбор женщин?

История любви Николая Петровича и Фенечки очень естественна и проста. Долгое время Николай Петрович не мог сделать предложение Фенечке, боясь мнения брата и общества. Их любовь – это прежде всего семья, сын… Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.


3 группа. «Знатоки истории любви Евгения Базарова и Анны Одинцовой»

Задание: Подготовиться к работе в группе. Подобрать цитаты, характеризующие взаимоотношения героев. Выписать их в тетрадь, сделать пометки в тексте, подготовить развернутые ответы.

1. Используя текст 7, 14, 17 глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

2. Дайте анализ характеристику душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой. Покажите, как любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису. /Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

3. Расскажите об Одинцовой, докажите , что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите своё мнение, используя текст 16 и 18 глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову взаимностью? /Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? /Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.Базаров и Одинцова. До встречи с Одинцовой Базаров относился к женщинам потребительски. Он ценил женскую красоту, но любовь в смысле идеальном, называл «белибердой, непростительной дурью». Евгений находит возможность говорить о ней цинично: «…баба с мозгом», «Однако, вишь, как она себя заморозила» и т.д. Тургенев во второй части романа «переносит» героя в новую обстановку, в новые условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров оказывается охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру. Она покорила его своей красотой, необычностью поведения. Он стал конфузиться перед ней, волноваться при встрече, много говорить и даже краснеть. «Он с негодование сознавал романтика в самом себе».

У Базарова любовь – это страсть, из грубого и циничного нигилиста он превратился в романтика. Испытание любовью показало, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Одинцова А. С. - аристократка, красавица, вдова в 28 лет, до встречи с Базаровым многое успела пережить в жизни. Умна, независима, горда. Но встреча с Базаровым поразила ее воображение. Этот человек заставил ее много думать о нем. Но душевное спокойствие и равновесие – вещи, которые имеют для нее настоящую ценность! Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого, значительного человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить


С помощью истории княгини Р. Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.


4 группа. «Знатоки истории любви Аркадия Кирсанова и Кати»

Задание: Подготовиться к работе в группе. Подобрать цитаты, характеризующие взаимоотношения героев. Выписать их в тетрадь, сделать пометки в тексте, подготовить развернутые ответы.

1.Как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой? (гл.14)

2.Зачем в романе показана влюблённость Аркадия в Анну Сергеевну?

3.Как Аркадий меняется под влиянием Кати (гл.25,26). Используя текст, докажите эти перемены.

4. Счастливы ли Аркадий и Катя?

Аркадий и Катя – это история типична для дворянской молодежи 60-х годов 19 века. Аркадий временно попадает под влияние нигилизма Базарова. Понадобятся всего несколько месяцев, чтобы от нигилизма его не осталось и следа. Их чувства романтические. Нет здесь страданий и мук, только чистая светлая, безмятежная любовь, которая перейдет в приятную и спокойную семейную жизнь. Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей.

6. Вывод по работе в группах.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”.

Можно ли сказать, что тема любви, действительно, одна из самых важных?

Да, не имея возможности показать героя на широкой арене гражданской борьбы служения, автор показывает, как он глубоко может чувствовать, как достойно принимает испытание и выдерживает его, последним подвигом станет смерть.

Все герои романа Тургенева любят. Для одних это любовь – счастье, для других – трагедия. Нравственные универсалии ценятся Тургеневым выше, чем взгляды нигилиста Базарова. «Только ею, только любовью движется жизнь».

Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди, повторюсь, перед Богом, перед природой, перед этими таинственными силами. Олицетворяют эти силы в «Отцах и детях» княгиня Р. (для Павла Петровича) и Одинцова (для Базарова). Другими словами, Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь. Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.

Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев?

Базаров и Одинцова – любовь-страсть

Павел Петрович и Княгиня Р – любовь –наваждение

Аркадий и Катя – земная любовь

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья.

6. Составление синквейна.

Любовь - это божий дар. Любить может не каждый человек. Но жить без любви нельзя.

Я предлагаю вам охарактеризовать (показать) любовь, которую вы увидели между героями. Необходимо поработать творчески в группах и составить синквейн. Ключевое слово: любовь.

Схема синквейна перед вами, (слайд)

Алгоритм написания синквейна

1-я строка (одно слово)- существительное, главная тема, мысль.

2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

3-я строка (три слова) - глаголы, действия первого слова.

4-я строка суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.

5-я строка (одно слово)- существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Любовь!

Вечная, сильная.

Окрыляет, возвышает, околдовывает.

Любовь - это дыхание, жизнь.

Счастье!

Зачитать примеры сочинённых синквейнов каждой группы.

6. Итоги урока:

Ребята, какой бы разной ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Закончить наш урок мне бы хотелось словами Омар Хайяма:

Изначальней всего остального – любовь.

В песне юности первое слово – любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - … («любовь»,- говорят все хором)

- Какое синтаксическое средство использовал Омар Хайям в этом стихотворении для раскрытия его идеи? (Эпифору)

Домашнее задание:

Напишите частное неофициальное письмо понравившемуся персонажу, о котором говорили сегодня на уроке. В послании выразите своё отношение к чувству, которое испытал герой (героиня)/испытанному героем.

Используйте в работе речевые конструкции, характерные для написания писем.

Правила написания писем остались незыблемыми, не смотря на то, что жизнь изменилась. А ведь этот жанр был излюбленным совсем недавно, в 20 веке, не говоря о веке 18 и 19 , когда особую популярность имела эпистолярная литература, основные жанры которой - стихотворное послание и роман в письмах.

Сегодня редко встретишь человека, который пишет письма на бумаге руками. Их заменили смс,  электронная почта и мессенджеры.  Поэтому письма стали короче и лаконичней. При этом эпистолярный жанр никуда не исчез. Каждому из нас надо помнить и соблюдать нормы этикета, чтобы доносить свои мысли и чувства до адресата.

Задача для вас еще больше осложняется тем, что текстом надо суметь выразить свое отношение к чувству, которое испытал герой.

Правила написания личных писем

1.Начинать письмо следует с обращения к адресату.

2.Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.

3. Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».

4. Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что  волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

5. После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.

6. Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от Вас весточку» и т.д.

7. В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.

Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.( слайд 32)Пусть этот афоризм Тургенева станет для вас путеводной звездой! Цените те чувства, которые приходят к вам, не бегите от них, ибо именно они дарят нам самые счастливые неповторимые моменты, которые потом так дороги нам.




































Приложение 1

О Полине Виардо

Музыкальный сезон 1843-44 годов был удивительным: в северной столице возобновились представления парижской Итальянской оперы. Среди знаменитых исполнителей особо выделялась 22-летняя примадонна Полина Виардо (дочь знаменитого испанского певца Мануэля Гарсиа родом из Севильи, который блистал на оперных сценах многих стран мира), успевшая покорить Европу своим голосом. Именно её пение, игра на сцене потрясли восторженного молодого Тургенева, которому едва тогда минуло 25 лет.

Авдотья Панаева, русская писательница, современница Тургенева, вспоминала: «Такого влюблённого, как Тургенев, я думаю, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чём другом не говорил, как о Виардо, с которой он познакомился».

1 ноября 1843 года стал незабываемым днём для Ивана Сергеевича, его представили знаменитой певице, рекомендовав как «великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника». Тогда же, на охоте, Тургенев знакомится с мужем Полины – известным критиком и искусствоведом, директором парижской Итальянской оперы Луи Виардо.
Вскоре молодой писатель предложил Полине Виардо свои услуги в качестве учителя русского языка. Ей это было необходимо, так как по желанию здешней публики приходилось петь на сцене русские песни и романсы.
По общим отзывам, Виардо (обратим внимание на портрет) не была красива. Сутуловатая, с крупными чертами лица и выпуклыми глазами, она многим казалась даже уродливой, но то была пленительная дурнушка. Один бельгийский художник сказал её будущему мужу Луи Виардо в день их помолвки: «Она отчаянно некрасива, но если бы увидел её ещё раз, я бы влюбился».
Восторженные отзывы о Полине Виардо оставили многие её современники, среди них основатель Русского музыкального общества и первой консерватории в России А. Г. Рубинштейн: «Никогда, ни прежде, ни после не слыхал я ничего подобного…»

В репертуаре певицы были романсы на музыку Глинки, Даргомыжского, Верстовского, Кюи, Бородина, Чайковского, исполняемые ею на русском языке. Будучи ученицей Листа и Шопена, она изумительно играла на рояле. Полина Виардо сама сочиняла музыку к романсам, среди которых многие были написаны на стихи русских поэтов. Русский стал одним из шести европейских языков, которыми владела Полина.
Для Тургенева же Полина была красавицей. И такого мнения он оставался до конца своей жизни. По завершению гастролей Полина Виардо приглашает Тургенева во Францию. И тот, против воли своей матери, без денег, ещё никому не известный, уезжает со своей возлюбленной и её мужем в Париж. Там он познакомился и подружился с семьей Виардо, жившей в Куртавнеле. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, чтобы в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь уехать: Берлин, затем Лондон, Париж, турне по Франции и опять Санкт-Петербург. Он мечется по Европе за тенью своей любимой: «Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, – я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, – день, когда мне не светили ваши глаза, – день потерянный».
И мало, кто мог подумать тогда, что этот русский, ставший вскоре признанным писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит до конца дней горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведёт большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать у себя на родине. Это знакомство продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире...

Но несмотря ни на что, в то время и позже, с годами, чувство Тургенева к Полине не ослабевало. Тургенев – Виардо: «Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!».

Любовь Тургенева доставляла ему не только душевные радость и страдания. Она была источником его творческого вдохновения, поэтому в 60-е годы ХIХ века Тургенев постоянно в разъездах, а маршрут почти всегда один: Россия – Франция – Россия.
Но всё чаще им овладевало меланхоличное настроение… Всё больше тянуло на родину. Однако приезды его сюда были только для того, чтобы вновь и вновь возвращаться к Ней. По словам его близких друзей, ни раз «Тургенев начинал заговаривать о том, чтобы подольше остаться в России, пожить у себя в Спасском. Но достаточно было малейшего подозрения там, в Париже, довольно было одного письма оттуда – и все завязавшиеся связи мгновенно разрывались, Тургенев бросал всё и летел туда, где была Виардо…»
Прожив в тесном общении с семьею Виардо около 40 лет, он, всё-таки, чувствовал себя глубоко и безнадёжно одиноким. На этой почве выросло тургеневское изображение любви, герои Тургенева всегда робки и нерешительны в своих сердечных делах: таким был и сам Иван Сергеевич. Вместе с тем, никто из русских писателей не уделил столько внимания любви, никто в такой мере не идеализировал женщину как он. Это было выражением его стремления забыться в мечтах, грёзах, иллюзиях...

«История любви, длиною в целую жизнь...»

Путешествуя по Европе, в 1843 году Тургенев знакомится с Полиной Виардо, и с тех пор его сердце принадлежит только ей одной. Ивана Сергеевича не волнует то, что его любовь замужем, он с удовольствием соглашается на знакомство с мужем Полины Луи Виардо. Зная, что Полина счастлива в браке, Тургенев даже не настаивает на интимной близости с возлюбленной и довольствуется ролью преданного обожателя.

Мать Тургенева жестоко ревновала сына к «певичке», а потому путешествие по Европе (которое вскоре свелось лишь к посещению городов, где гастролировала Виардо) приходилось продолжать при стесненных финансовых обстоятельствах. Но разве могут быть такие мелочи, как недовольство родных и отсутствие денег, остановить обрушившееся на Тургенева чувство! Семья Виардо становится частицей его жизни, в те годы Тургенев практически жил в семье Виардо. Он прекрасно понимал свое неоднозначное положение в доме Виардо, ему не раз приходилось ловить на себе косые взгляд парижских знакомых, которые недоуменно пожимали плечами, когда Полина, представляя им Ивана Сергеевича, произносила: «А это наш русский друг, познакомьтесь, пожалуйста». Тургенев чувствовал, что он потомственный русский дворянин, постепенно превращается в комнатную собачку, которая начинает вилять хвостом и радостно повизгивать, стоит хозяйке бросить на нее благосклонный взгляд, но ничего поделать со своим нездоровым чувством он не мог. Без Полины Иван Сергеевич чувствовал себя по-настоящему больным и разбитым: «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею», - писал он Полине.

Популярность Тургенева-писателя растет. В России уже никто не воспринимает Ивана Сергеевича как начинающего литератора – теперь он почти, что живой классик. При этом Тургенев свято верит, что своей известностью он обязан Виардо. Перед премьерами спектаклей, поставленных по его произведениям, он шепчет ее имя, считая, что оно приносит ему удачу.

В 1852-1853 годах Тургенев живет в своем имении практически под домашним арестом. Властям очень не понравился некролог, написанный им после смерти Гоголя, - в нем тайная канцелярия увидела угрозу императорской власти.

Узнав, что в марте 1853 года Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову. Ему удается добыть фальшивый паспорт, с которым переодетый мещанином писатель отправляется в Москву на встречу с любимой женщиной. Риск был огромным, но, к сожалению, неоправданным. Несколько лет разлуки охладили чувства Полины. Но Тургенев готов довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами.

Тургенев делал несколько попыток наладить свою личную жизнь. Но чем дольше продолжались его романы с женщинами, тем чаще писатель вспоминал о Полине Виардо.

В 1882 году Тургенев тяжело заболел раком. В начале 1883 года он был прооперирован в Париже, а в апреле он просит проводить его в дом Виардо, где его ждала Полина.

Когда Тургеневу оставалось жить недолго, рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3 сентября 1883 года Тургенев скончался.




Приложение 2

Аналитическая работа «Любовь в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева»















































Приложение 3



    1. Любовь - это чувство, которое испытывают один

раз в жизни или возможно испытать его несколько раз?




    1. Как не ошибиться в выборе «адресата» любви?





    1. Нужно ли добиваться взаимности в любви или стоит

смириться с безответным чувством?






    1. Пропадает ли чувство любви в браке или есть способ сохранить его?
















Распределение по группам

1.Базаров и Одинцова.

1. Мигаль А.

2. Бондарева В.

3. Демин С.

4. Золотарев Д.

5. Федоряк В.

6. Ерина Е.

7. Симонова Е.



2. Павел Петрович и княгиня Р.

1.Акимова К..

2.Тофан Е.

3. Печникова П.

4. Кириллов А.

5. Гутникова А.

6. Нехорошева В.


3. Аркадий и Катя.

1. Кузнецова А.

2. Токташова Я.

3. Сергей Л.

4. Грибанова Е.

5.Викулова А.

6. Попова О.




4.Николай Петрович и Фенечка

1. Прохорова В.

2. Каличкина М.

3. Смускина А.

4. Карамышев Ф.

5. Чепурко П.

6. Чунта С.

7. Бронникова П.



Приложение 4

    1. Любовь - это чувство, которое испытывают один

раз в жизни или возможно испытать его несколько раз?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!