Объявление темы, ожидаемых результатов (5 мин) | Анализ стихотворения. Это стихотворение является примером удивительной простоты и ясности. По словам Гоголя «Здесь нет наружного блеска, всё просто. Слов немного, они так точны, что обозначают всё. -Что значит «нет наружного блеска»? -Всего 8 строк(2 четверостишия) Но каких! оно волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли. -Каково основное настроение стихотворения? -Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость -Как построено стихотворение? Какова его композиция? -В стихотворении соотнесены мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира *образы горных вершин *глубокой реки, шумящей в темноте *тишина, которую нарушает только шум реки *ночная мгла -Итак это тёмная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчёркивающего тишину. Не правда ли поэтическая картина? Спокойствие и гармония в природе. -Где мы уже встречались с таким пейзажем? -Как называется такой пейзаж? -Повтор каких звуков подчёркивает это спокойствие и умиротворение А они какие? Как называется повтор согласных? -Для чего здесь используется? -И вот поэт на фоне романтического пейзажа- наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным. -Определите ключевые слова, передающие состояние героя: * грустно и легко *печаль светла *унынье -Достаточно противоречивые чувства: не только разные, но и трудносовместимые понятия. Как называется такое сочетание слов? Причём повторяющийся : 1 - …грустно и легко… -Почему поэту грустно? -Почему же тогда легко? Должно же быть тяжело? -А объяснение даёт выражение «печаль моя светла…» Печаль пронизана светом. -Каким светом? Светом чего? И в следующем стихе мы найдём объяснение: «Печаль моя полна тобою» И именно она становится источником света, т.е.любовь! Ведь это жизнеутверждающее чувство. Поэтому и легко. | Слушают Использовано очень мало выразительных средств: ярких эпитетов, красивых метафор Светлая печаль Элегия Мцыри Романтический повторяющиеся согласные выделяютя другим цветом сонорные, полугласные аллитерация Мелодичность, напевность стиха оксюморон разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе ответы ответы Учащиеся формулируют цель урока: Познакомить с произведением, Уметь выразительно читать и анализировать его. | 1 | 1 | |
Предоставление необходимой информации по новой теме (10 мин) | Что для Пушкина любовь? Это источник света. -Итак ,как же соотносится пейзаж и душевный мир поэта? Герой находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым. Этот параллелизм подчёркивается и системой звуковых повторов ,слова третьего стиха повторяют звуки первого, являясь как бы эхом. Попробуем услышать эхо…(слова по ходу чтения на экране выделяются жирным шрифтом) Грузия-грустно Лежит-легко Ночная-печаль Мгла-моя светла -Обратите внимание, в стихотворении нет ни одного местоимения «Я»,хотя поэт говорит о своих чувствах. А сколько раз повторяется слово тобою?(3) -О чём это говорит? Тот же мотив повторяется и в другом стихотворении, которое мы сегодня услышим. -Как меняется интонация последних стихов? - Сколько глаголов? И что это даёт? - Найдите метафору. Как понимаете «Сердце горит»? А отчего оно горит-живёт оттого, что не любить оно не может. Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь. -Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса, противостоять гонениям судьбы. Именно таков смысл другого пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье» | Ученики слушают рассказ и отвечают на вопросы учителя. Они параллельны Любовь не эгоистичная, для себя, а саможертвенная Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие. 6 Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой горит, пылает, волнует-живёт составной союз перенесён и разделён внутри запятой | | | |
Закрепление изученного материала (выполнение заданий с применением интерактивной методики) (15 мин) | Выступление 1 группы На экране слайд 4 «Первая встреча с А.Керн». Смена слайда (№5) Вторая встреча .Тригорское (фоном звучит музыка романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье»). (Слайд 7.Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» с иллюстрацией) (Слайд 8). (Слайд 9) Повествует о том, как из одного шедевра родился другой: романс М.Глинки (Слайд 10) Звучит романс в исполнении этих учеников (Аккомпанемент и соло) -Итак, первая встреча с Керн. Пушкину только 20 лет. Это период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные стихи: Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты Анализ стихотворения (на экран снова выводится текст стихотворения) -Какие эпитеты употребляет поэт? Что он вспоминает? -С кем сравнивает поэт женщину, которую он так сильно полюбил. Она возвышенная и необыкновенно прекрасная -Что изменилось в жизни поэта после этой встречи? Вся жизнь его, суета, преобразилась с её появлением. Поэт часто слышит её голос -Как меняется настроение поэта в следующих строфах? -При помощи каких средств передаёт это настроение? Поэт страдает оттого, что гений чистой красоты был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке. -Пятая строфа есть почти точное повторение первой. Почему? Это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство -оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг. Любовь - творческое вдохновение. Зачитывается 6 строфа. И сердце бьётся в упоенье И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье И жизнь, и слёзы, и любовь. -Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Услышали ли вы звуковые повторы, повторы слов, повтор строк? -Каким размером написано стихотворение? - Трудно представить Пушкина без любви. Без особого преклонения перед женщиной. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными, любовь за пределами быта, житейской прозы. Стихи Пушкина-это выражение представлений о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин не просто любил женщин, он воспевал их. Любовь-это способность подняться над мелким, обыденным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой переданы в другом стихотворении. Выступление 2 группы На экране имитация бьющегося в такт сердца. Листок…на нём пишу я, И только от чернил следы. Пишу о ней, которую ещё не позабыл. Я много раз любил… И так безудержно, так чисто В душе остался влажный след, Да там других следов немало. Но этот след останется всегда: Не побороть мне этот бред. Как бы хотелось, чтобы сейчас его не стало. Прошу я снова в сотый раз, любимая, Не уходи! Как будто бездна подо мной. Ты говоришь: «Я не твоя!» Таких ведь слов врагу не пожелаешь из уст любимой Вот так и много лет назад, и в нынешнее время Любимыми хотим мы быть! И вот вам стих, что дал мне вдохновенье: Я вас любил, любовь ещё быть может… и т.д по тексту Слайд 11 А.Оленина Слйд 12 Стихотворения, посвящённые Олениной Слайд 13 Стихотворение с иллюстрацией - Это стихотворение по простоте и лаконичности можно соотнести со стихотворением «На холмах Грузии».Опять самое небольшое по объему стихотворение заставляет задуматься о том, что настоящая любовь не может быть эгоистичной, что так порой. Трудно, но необходимо сохранить щедрость души и благородство. -В каком времени использованы глаголы? Почему? -Какая это была любовь? -Как поэт подчёркивает силу уходящей любви? -Какие средства худ. выразительности использует автор в этом стихотворении? -Что придаёт стиху гармоничность и музыкальность? Положены на музыку :романсы Дергомыжского и Шереметьева. Белинский, отмечая просветлённый и одухотворённый характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи-это лелеющая душу гуманность. - Вы согласны с этим? -В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Девой Марией, Пречистой И вот его «Мадонна» … Выступление 3 группы Слайд 15 Слайд 16,17,18,19,20,21,23,24,25 | Мальчик и девочка в образе Керн. Ученик рассказывает о первой встрече поэта с Керн, читает 1-ую часть стихотворения. Воспоминания Керн: первое впечатление о Пушкине. Рассказ о второй встрече после ссылки и чтение 2-ой части стихотворения на фоне автоматически меняющихся слайдов с изображениями Тригорского. Воспоминания ученицы-Керн о подаренном ей стихотворении. Выходит вторая пара учеников. Учащийся рассказывает о другом адресате этого шедевра. Подводит к выводу: «А стоит ли прощаться с легендой?» Слушают Счастливый миг, когда впервые увидел с чем-то неземным, эфемерным, идеальным (нежный, милые черты-эпитеты) (метафора: мрак заточенья, бурь порыв мятежный) (Кольцевая композиция) (Поэт как бы снова перерождается, вновь оживают мечты, он опять по- настоящему счастлив) (ответы) (5стопн.ямб с перекрёстной рифмовкой, чередование муж. и жен. рифмы создаёт невесомость, ритм чёткий, композиция очень музыкальна (рефрены). Девятиклассник под музыку в стиле рэп читает речитативом стихи собственного сочинения, которые плавно переходят в стихотворение « Я вас любил». Выходят трое учеников 1 выступающий -рассказ о любви как неизменном в веках (19 - 21 в.в.) чувстве. 2 выступающий -рассказ о встрече с Олениной 3 выступающий- отказ Олениной Анализ стихотворения (показать, что любовь- прошлое, её не вернуть) (безответная, неразделённая, чистая, лишённая эгоизма, высокая ,бескорыстная, жертвенная) ( троекратное повторение (сколько раз повторяет?); синтаксич. Параллелизм (однотипные конструкции; ) аллитерация: 1 часть- [л] (придаёт нежность, печальность), 2 часть- [р] (символизирует разрыв) (пятистопн. ямб и точные, простые рифмы, отсутствие переносов, перекрёст муж. и жен. рифма) Стихотворение «Я вас любил» пронизано оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека ,в его способность любить и дарить любовь. Инсценировка стихотворения «Мадонна». Пушкин с пером в задумчивости, за столом ученик в том же образе Пушкина. Звучит лирическая музыка. Появляется муза в белом платье в образе Н.Гончаровой .Приходит вдохновение и ученик-Пушкин пишет стихотворение Другой ученик «за кадром» читает ,а на экране плавно по ходу чтения появляется текст). Выходит ученица и рассказывает об истории создания «Мадонны», о последней любви Пушкина, о дуэли, девочка - Гончарова зачитывает отрывки из писем влюблённых и всё это сопровождается слайдами 16,17,18,19,20,21,23,24,25: Бриджуотерская модаонна Рафаэля , репродукции Мадонн Леонардо да Винчи , Рафаэля, Ботиччели , портреты Гончаровой ,цитаты, комментарии , венчание , дуэль, памятник Пушкину и Гончаровой в Петербурге | 1,2 | 1,2 | Традиционное оценивание. |
Итог урока. Рефлексия. Оценка результатов. (6 мин) | Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального духовного смысла. Образ небесной Модоны сопоставляется с образом земной женщины., ведь смысл любви в том ,что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало,основу,образ Божий. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не отзвучит голос девственный, невинный « Алины Осиповой, не сотрётся белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает « мимолётное виденье2 Анны Керн, не забудутся его « ревнивые мечты» об Амалии Ризнич и не перестанет сиять « во славе и лучах» образ Мадонны-Гончаровой .Ведь для Пушкина любовь была светом, любовь была жизнью, любовь была творческим вдохновением. ( На экране слайд 26. Портрет Пушкина, графика , и на его фоне ярким цветом 3 вывода урока) Начали мы урок с Мольера , а закончить хочется словами великого певца любви Шекспира (отрывок из сонета 116). Шекспир написал эти строки в16 веке, у Пушкина сердце горело от любви в 19. Мы живём в 20 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше воображение, волновать и вдохновлять на новые творческие подвиги. Ибо любовь вечна. | Слушают Любовь-могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти. | 3 | 3 | Формативное оценивание. Деформированный текст. Формативное оценивание. Самооценка. |