СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Люди из «Зазеркалья» живут среди нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Люди из «Зазеркалья» живут среди нас.»



Тема проекта:

Люди из «Зазеркалья» живут среди нас.



Введение



Так и есть. Я всё делаю левой рукой.

И это значительно удобнее, чем правой рукой.

Губарев В.Г. «Королевство кривых зеркал»



Так уж вышло, что я - левша. Еще в детском саду я заметил, что дети моей группы держат ложку, рисуют, вырезают ножницами и держат предметы в правой руке, а я держу эти предметы в левой руке и делаю всё с точностью до наоборот. «Люди из Зазеркалья» - так иногда называют левшей. Мы, живем в мире правшей и долгое время, главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем это помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от учителей, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать Поэтому тема данной работы является актуальной для левшей и моей личной проблемой.

В связи с этим целью моего исследования является следующее: выяснить, имеют ли трудности леворукие в праворуком мире.

Исходя из этой цели, я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме леворукости.

  2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности.

  3. Выяснить, с какими трудностями сталкиваются леворукие.

  4. Дать рекомендации взрослым по поводу того, как обращаться с леворукими детьми.

Изучая литературу и другие источники, мною была выдвинута гипотеза: В ходе наблюдения, тестирования, беседы, изучения литературы и интернет-источников я решил разобраться «Что же такое леворукость и каким образом она влияет на развитие ребенка»?


Предметом моего исследования стали:

  1. Мои близкие родственники.

  2. Учащиеся, учителя, родители.

Глава 1.Теоретическая часть
    1. Природа леворукости.

О леворукости мы знаем много и…. почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения. Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Археологические данные дают основания считать, что наши предки в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения – обведенных рук, как правило, левых, значит, древние «художники» работали правой рукой. Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие. Первое письменное свидетельство леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» [1], то есть леворукие были ловкими, меткими умелыми воинами.

Существуют разные гипотезы происхождения леворукости. Первые объясняют леворукость воздействием окружающей среды, вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости.

Но есть и другая гипотеза, так называемая теория «щита и меча», объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие — правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество. Но почему тогда есть леворукие женщины?

Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия и воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Существует и вынужденная (приобретённая) леворукость.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве леворуких, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Это дало основание говорить о патологическом происхождении леворукости. В этом случае леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. А причина — нарушения в развитии мозга.

Итак, мы выяснили, леворукие дети — неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

2.2 Как там, в Зазеркалье?

Время и пространство левши похожи на время и пространство в Зазеркалье Льюиса Кэррола – автора замечательной сказки «Алиса в Зазеркалье». Сам он тоже был левшой, и, по всей вероятности, он описывал свои ощущения и видение окружающего мира в данном произведении. Интересен тот факт, что Белая Королева лучше помнит то, что случится через две недели, чем то, что произошло только что. Там приходится бежать со всех ног, чтобы остаться на месте, а чтобы встретиться, надо идти обратно.

Но сказки сказками, а левши действительно живут в пространстве, отличающемся от пространства правшей. «Праворукая» мышка для компьютера, обычные часы, даже дверные ручки для них «чужие».

Книги, написанные латиницей или кириллицей, для леворуких тоже не удобны.

Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных очертаний букв при чтении и соответственно медленный темп;

  2. формирования зрительного образа букв, цифр (пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб - прямоугольник);

  4. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  5. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

  6. очень медленный темп письма. [2]

Леворукие испытывают неудобства при использовании «праворуких» предметов. У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать непоследовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия «лево», «право», «выше», «ниже».  Левши часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства. Среди левшей много «тугодумов», хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными. [3]

Обычно левши - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина. У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Для левшей также характерно: чувствительность, впечатлительность, эмоциональность, вспыльчивость, непосредственность, доверчивость, открытость. Один из авторов книги «Леворукий ребёнок» М.М. Безруких утверждает, что «леворукий ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим».4, с.17

Глава 2. Практическая часть
    1. Леворукие в цифрах.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как  левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если человек предпочитает все делать левой рукой, то с уверенностью можно утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности. [5]

Изучив литературу и другие источники, мне, как автору работы стало интересно, является ли моё левшество генетическим и есть ли среди моих близких родственников леворукие или левши.

Своё исследование я начал с беседы с мамой.

Вопрос: Мама, сколько мне было лет или месяцев, когда ты заметила, что я левша?

Ответ: В 6 месяца, когда ты уверенно начал брать различные предметы в руки.

Вопрос: А сколько лет было мне, когда ты пришла к выводу, что я леворукий ребёнок?

Ответ: В 1,5 года, когда ты начал пытаться сам есть ложкой. Я вкладывала ложку тебе в правую руку, но ты её перекладывал в левую. Когда ты начал рисовать карандашом, брал ты карандаш в левую руку.

Вопрос: Обращалась ли ты за советом к специалистам?

Ответ: Да обращалась, но медработники успокоили меня, и посоветовали не переучивать ребенка.

Вопрос: Какая реакция была у тебя, узнав, что я леворукий?

Ответ: Спокойная.

Вопрос: Пыталась ли ты меня переучить?

Ответ: Нет.

Продолжив исследование, я решил побеседовать со своей бабушкой и выяснил, что мой прадедушка и тётя левши. Продолжая изучать семейный фотоархив, я обнаружил, массу подтверждений, что я уже в раннем детстве отдавал предпочтение левой руке.

В связи с этим я провел несложные тесты для оценки степени праворукости и леворукости среди моих родственников. В тестировании участвовало 5 человек: моя бабушка (Б) с дедушкой (Д), мама (М), мой дядя Дима (д.Д) и я. Из полученных данных видно, что все члены моей семьи – правши, кроме меня. Из одиннадцати поставленных задач, восемь я выполняю левой рукой, три правой. Свои результаты тестирования я поместил в таблицу 1, в которой буквой «п» - отмечен результат – выполнение поставленной задачи, правой рукой, буквой «л» - левой. (Приложение 1).

Обрабатывая результаты теста, я считал, что вся моя семья из пяти человек, включая меня это 100%. Я один левша, что составляет 20% от 100%, все остальные члены семь, правши, что составляет 80% от 100%. Результат тестирования я отобразил в круговой диаграмме. (Приложение 2).

Мне стало интересно, много ли леворуких детей учится в нашей школе. Я с моим классным руководителем провели исследование на праворукость и леворукость в начальных классах нашей школы. Всего в исследовании участвовало 303 человека, это все учащиеся начальных классов. По результатам исследования получилось, что 29 человек - левши, что составляет примерно 10% от общего количества исследуемых. Результаты исследования на праворукость и леворукость приведены в приложение 3.

Затем мы сосчитали количество леворуких учеников в старших классах МБОУ СОШ №5. Оказалось, что из 422 учеников в нашей школе, 51 человек – левши, что составляет 12% от общего количества. Результаты исследования представлены в приложении 4.

Так, результаты моих исследований совпали с общим утверждением, что леворукие составляют в среднем 10-20% населения нашей планеты.

2.2  Проблема адаптации леворуких детей в школе.

Я левша, и не понаслышке знаю, что леворукие дети испытывают трудности на уроках рисования, технологии, физкультуры, но особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Потому что при письме, если сидят леворукий и праворукий ребенок вместе, то их нужно садить как показано на фотографии 1, чтобы они ни мешали друг другу.

А сидя так, как показано на фотографии 2, они, соприкасаясь локтями, мешают друг другу.

В нашем классе есть ещё один мальчик, Шматков Данил, который пишет левой рукой. Вот мы с ним, см. фотографии 3,4:

Проводя практическое исследование, я пришёл к выводу: два леворуких ребёнка за партой при письме могут сидеть «хоть как», они не мешают друг другу.

Проблема учителя заключается в том (если учитель не леворукий), то ему труднопомочь ребёнку при письме, взяв руку ученика в свою руку. Я провел опрос, среди учителей начальных классов, необходимы ли методики и рекомендации по работе с леворукими детьми? Из 11 опрошенных учителей, все считают, что такие рекомендации и методики существуют и применяются для работы с левшой.

Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наша гипотеза о возможности преодоления трудностей леворуких в мире праворуких верна.

  2. Леворукость нельзя считать отклонением в развитии, это не болезнь.

  3. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особенностями работы мозга.

  4. Среди леворуких учащихся в нашей школе есть те, которые учатся на отлично, хорошо и удовлетворительно. Следовательно, можно сделать вывод, что на качество знаний рукость не влияет.

  5. Среди леворуких учащихся нашей школы есть те, которые хорошо рисуют (но не все), хорошо поют (но не все), поэтому можно сделать вывод, что оба полушария головного мозга у этих детей развиваются одинаково.

  6. Так как талантливые люди есть и среди левшей и среди правшей, я сделал вывод, что на одаренность это не влияет.

В результате своих исследований, хочу дать несколько советов взрослым по работе с леворукими детьми, эти советы я представил в памятке: «Маленький левша. Как ему помочь?». (Приложение 5).

2.3 Чем человечество может помочь «Людям из Зазеркалья»?

При соцопросе «С какими сложностями чаще встречаются леворукие?» выявили 5 самых популярных ответов. Леворукие чаще испытывают неудобства при использовании обычной шариковой ручки, мышки для компьютера, ножниц, точилки для карандаша и гитары. В современном мире сформировалась целая специфическая индустрия, делающая жизнь «левого меньшинства» комфортней и безопасней, ведь левши такие же потребители, как и правши.

Проведя исследования научной литературы и статей в сети Интернет, я смог составить небольшой перечень специальных канцелярских товаров, разработанных для левшей. Я думаю, что, если ребёнок с самого начала обучения в школе будет пользоваться специальными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.

1

Рисунок 2. Ручки для левшей

. Ручки для левшей. Уникальная форма ручки для левшей со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев делает письмо левой рукой очень комфортным и удобным. Среди таких ручек имеются и с быстросохнущими чернилами, которые не размазываются рукой при письме и формируют красивый почерк.

2. Ножницы для левшей. В ножницах для левшей лезвия перевернуты в зеркальном отображении к обычным. Благодаря этому они легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при работе левой рукой сгибают и мнут бумагу.

Рисунок 3. Ножницы для левшей



3

Рисунок 4. Точилки для левшей

. Точилки. Когда левша затачивает карандаш, ему приходится совершать непривычные и неудобные движения: вращать карандаш на себя. Избежать неудобств можно с помощью точилки для левшей, в которой лезвие перевернуто в другую сторону.




4. Линейки. Левшам неудобно работать с обычной линейкой, это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.

5

Рисунок 5. Ластики треугольной формы

. Ластики. Левшам очень нравится работать с ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.




6. Существует гитара для левшей, клавиатура и мышка для компьютера, тетради, ручные часы и многое другое.

Глава 3. Известные левши и интересные факты про них.

На всех пяти континентах, независимо от пола, возраста о расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Но прежде чем броситься переучивать «слева направо» маленького левшу, подумайте – а не нанесёте ли вы ребёнку непоправимую травму на всю жизнь. Может, ему лучше остаться таким, каким задумала его Природа: быть «не таким, не значит быть «плохим».

Когда я собирал информацию для статьи, то наткнулся на любопытные исторические и статистические данные о левшах. Оказалось, что 13 августа отмечается Международный день леворуких людей. Во время спортивных соревнований 40 % золотых медалей выигрывают левши.

Левшами были и есть многие известные люди. Среди них:

Х

Рисунок 6. Леонардо да Винчи

удожник Леонардо да Винчи (Рисунок 6). Официальные документы Леонардо да Винчи заполнял правой рукой, а левой рукой писал картины. Таким образом, художник является амбидекстером. Леонардо да Винчи обладал способностью также писать зеркально — справа налево. Амбидекстр – человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсут ствие правшества или левшества, леворукости). [6]



Ц

Рисунок 7. Александр Македонский

арь Македонии, выдающийся полководец и завоеватель Александр Македонский. (Рисунок7). Леворукость была не единственной особенностью завоевателя. У него, например, была гетерохромия (разный цвет глаз). Знаменитый левша использовал свою необычность с пользой. Александром Македонским была создана особая армия, в составе которой были отряды, состоявшие из левшей. Мало кто мог победить этих необычных бойцов.

Известный писатель Лев Толстой. Знаменитый левша также хорошо владел и правой рукой. Глядя на рукописи, невозможно понять, какой рукой они написаны. Возможно, в этом кроется секрет, как писателю удавалось так много времени проводить за созданием произведений.

Ф

Рисунок 8. Диего Марадона

утболист Диего Марадона. (Рисунок 8). Диего Марадона обратил на себя внимания после матча юниоров с «Ривер Плейт» в 1970 г. Тогда команда Марадоны выиграла со счётом 7:1, при этом десятилетний Диего забил пять мячей. За свою спортивную карьеру Марадона забил 353 гола и всего 3 из них правой ногой. Именно левоногость сделала звезду футбола таким опасным соперником. Отразить удар, отправленный левой ногой, очень сложно.

Актер Чарли Чаплин. В 1903 г. он получил постоянную работу в театре и роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». В это время Чарли был практически неграмотным и боялся, что его попросят прочитать вслух несколько абзацев. Чарли Чаплин был не только гениальным актёром, создавшим образ забавного бродяги, но также писал сценарии и музыку к кинолентам, занимался монтажом и продюсированием. Страстью актёра была игра на скрипке и виолончели. Чтобы наслаждаться любимым занятием, Чарли Чаплин переделал музыкальные инструменты под левую руку. [7]

Конечно, не все известные люди левши попали в данный список.

Но не все левши по натуре добрые и милые. Можно отдельно выделить левшей-злодеев. Столетие назад левша Джек-Потрошитель наводил ужас в Лондоне, также как и известный враг США — Усама бен Ладен. В этот список можно добавить и Гитлера – самого коварного злодея всех времен и народов.

Глава 4. Заключение.

В ходе исследования наша гипотеза нашла подтверждение: владение рукой зависит не от желания ребёнка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга. Мне было интересно изучать литературу и проводить исследовательскую работу. Ведь я узнал в первую очередь, свои особенности. Леворукие люди, несомненно, отличаются от праворуких. Все левши имеют свои трудности. Тема исследования была очень интересна и актуальна, ведь именно в последние годы возросло число левшей, это означает, что часть товаров должна выпускаться и для леворуких, что б им было удобней жить в праворуком мире. Я не переживаю из-за того, что я всё делаю левой рукой. Праворуким я не завидую. А почерк у меня неплохой, пишу я левой рукой. Ещё я занимаюсь плаванием, увлекаюсь бальными танцами, люблю помогать дедушке и бабушке по дому. Хорошо владею компьютером и учусь только на «четыре» и «пять».

Жюль Верн в книге «Двадцать тысяч лет под водой» писал о том, что «В природе движение идёт справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. Завитки раковины, за редкими исключениями, завёрнуты справа налево. И если попадается раковина- левша, знатоки ценят её на вес золота» [8,с. 278] Золото возможностей вашего ребёнка – левши требует своей обработки. Маленький левша нуждается в нестандартном подходе.


























Список литературы
  1. ЛопухинА.П. / https://azbyka.ru/ /https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_07/20

  2. Ломтева Т.А. / https://www.7ya.ru / /https://www.7ya.ru/article/Psihologicheskie-osobennosti-levorukih-detej-ili-Shkolnye-problemy-levshej/

  3. Арестова А.Ю. Музыкальное развитие леворукого ребенка – М.: Прометей, 2012 г.

  4. Безруких М.М. Леворукий ребенок – М.: Вентана-Граф, 2008 г.

  5. Ломтева Т.А. / https://после-уроков.рф/ / https://после-уроков.рф/shkolnye-problemy-levshej/

  6. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008

  7. https://www.publy.ru/post/31170

  8. Жюль Верн, Двадцать тысяч лет под водой – М.: Молодая гвардия, 1955 г.































Приложение 1.



Таблица 1. Результаты теста на оценку праворукости и леворукости в моей семье.

Задание

Б

Д

М

д. Д

Я

1

«Найди спичку в одном из нескольких спичечных коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

п

п

п

п

п

2

«Открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками». Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.

п

п

п

п

п

3

«Развязать несколько узлов из шнурка средней толщины». Ведущая рука развязывает узел, неведущая-держит.

п

п

п

п

л

4

«Протереть стол, шкаф тряпкой». Активные действия выполняет ведущая рука.

п

п

п

п

л

5

«Поймать мяч одной рукой». Активные действия выполняет ведущая рука.

п

п

п

п

л

6

«Раздавать карты». Ведущая рука раскладывает карты.

п

п

п

п

п

7

«Хлопать в ладоши». Ведущая рука сверху.

л

п

п

п

л

8

«Погладить игрушку, держа ее в руке». Ведущая рука гладит.

п

п

п

п

л

9

«Переплетение пальцев рук». Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

п

п

п

п

л

10

«Скрещивание рук». Кисть ведущей руки на предплечье другой.

л

п

п

п

л

11

«Провести вертикальные линии на расстоянии 1-2 сантиметра друг от друга сначала правой, потом левой рукой за определенное время». Большее количество линий проводится ведущей рукой.

п

п

п

п

л


Итого:

9-п

2-л

11-п

11- п

11-п

3-п

8-л


Вывод: 1 человек из 5-и – левша, 4 человека – правши.

Приложение 2.


Диаграмма «Результат теста на оценку праворукости и леворукости в моей семье».


В тестировании участвовало 5 человек, из которых 4 человека – правши, что составляет 80% от общего количества участвующих в тестировании. И 1 человек левша, что составляет 20% от общего количества.

























Приложение 3.

Результаты исследования на праворукость и леворукость учащихся начальных классах МБОУ СОШ № 5 2018-2019 учебный год.

Результаты исследования на праворукость и леворукость учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 5 2018-2019 учебный год


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


а

б

а

б

в

а

б

в

а

б

в


2

3

3

3

1

5

2

1

3

2

4

Итого левшей по классам:

5

7

8

9

Итого левшей в начальных классах:

29



Всего учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 5 2018-2019 учебный год – 303 человека. Из них – 274 человека правши, и 29 человек левши, что составляет примерно 10% от общего количества учащихся начальных классов.









Приложение 4.

Результаты исследования на праворукость и леворукость учащихся старших классов МБОУ СОШ № 5 2018-2019 учебный год.



Всего учащихся старших классов МБОУ СОШ № 5 2018-2019 учебный год – 422человека. Из них – 371 человек правши, и 51 человек левши, что составляет примерно 12% от общего количества учащихся старших классов.

Всего учащихся Старших классов МБОУ СОШ № 5 2018-2019 учебный год

Левши

Правши

422

51

371














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!