СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!» (историко–музыкальный вечер) Памяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается… Методическая разработка общешкольного мероприятия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Ведущий:

 Есть в нашей стране праздник «со слезами на глазах» - праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Да, прошло много лет с той памятной весны 1945 года, когда 2 мая над рейхстагом, разгромленным логовом фашизма, был поднят красный флаг – флаг Победы. 8 мая в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан исторический акт о полной безоговорочной капитуляции фашистской Германии, и тысячи оружейных залпов праздничного салюта 9 мая известили мир об окончании самой жестокой и кровопролитной войны.

      Люди отдают дань любви и уважения воинам – освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.                                                                                                                                                                                         

 

      Его зарыли в шар земной,            читает ученик

      А был он лишь солдат,

      Всего, друзья, солдат простой,

      Без званья и наград.

 

      Ему как мавзолей земля –

      На миллион веков,

      И Млечные Пути пылят

      Вокруг него с боков.

 

      На рыжих скатах тучи спят,

      Метелицы метут,

      Грома тяжелые гремят,

      Ветра разбег берут.

  

      Давным–давно окончен бой…

      Руками всех друзей

      Положен парень в шар земной

      Как будто в мавзолей.

С. Орлов

 

      

 

     Ведущий:

Придя к власти в 1933году, фашисты начали с массовых арестов противников Гитлера среди всех слоев населения. Однако, террор был направлен прежде всего против коммунистов, которые являлись ведущей политической силой, организовали антифашистское национальное движение сопротивления нацистскому режиму.

       Первые концентрационные лагеря были созданы отрядами СД в 1933 году. В 1934 году руководство над всеми концлагерями взяли на себя войска СС. Руководство охранных отрядов осуществлял Гиммлер.

       Были созданы крупные концлагеря Дахау, Заксенхаузен, Равенбрюк, Освенцим. Лагеря, куда были брошены противники гитлеровского, нового порядка из всех европейских стран. В июле 1937 года рядом с городом Веймаром, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности Бухенвальд. Тысячи невинных людей разных национальностей были загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

 

     Цветут в Бухенвальде цветы –   читает  ученик

          Алые маки.

     В музейном покое – щиты,

     А рядом – бараки.

     Цветут в Бухенвальде цветы –

     Алые вспышки.

     На маки глядят с высоты

     Бессменные вышки.

     На вышках эсэсовцев нет.

     Дым не клубится…

     Цветы пламенеют – свет

     Ложится на лица.

     Не ходит по лагерю смерть,

     Не лают собаки,

     А все-таки жутко смотреть

     На алые маки.

 

М. Лисянский

      Ведущий:

Крематорий – последний этап убитых и замученных. Над его трубой днем и ночью стояли гарь и дым. Председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман был привезен гестаповцами в ночь с 17 на 18 августа 1944 года в Бухенвальд из Бауцена и был убит в крематории.

     11 апреля 1945 года подпольный Интернациональный комитет лагеря дал приказ начать вооруженные действия. Военная организация движения сопротивления, состоявшая из 178 групп, которые насчитывали около 850 бойцов, выполнила приказ. 21000 человек были освобождены.

 

 Инсценировка песни «Бухенвальдский набат».

 

     Слушайте!

     Это мы говорим.

     Мертвые.

     Мы.

     Слушайте.

     Это говорим мы.

     Оттуда. Из тьмы.

     Слушайте! Распахните глаза.

     Слушайте до конца.

     Это мы говорим, мертвые.

     Стучимся в ваши сердца.

        На последней строчке очень тихо вступает музыка В. Мурадели «Бухенвальдский набат».

         На фоне музыки первый голос читает:

     Люди мира, на минуту встаньте!

         Начинает петь:

     Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

     Это раздается в Бухенвальде

     Колокольный звон, колокольный звон…

  

      На фоне «Реквиема» Моцарта:

     Ведущий:

Минувшая война была страшна тем, что фашисты не щадили никого: убивали детей и женщин, сжигали целые деревни, пытались уничтожить всю нашу нацию. Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти 40 лет поминальных мгновений.

 

     И в День Победы, нежный и туманный,

     Когда заря, как зарево, красна,

     Вдовою у могилы безымянной

     Хлопочет запоздалая весна.

 

     Она с колен подняться не спешит,

     Дохнет на почку и траву погладит,

     И бабочку с плеча на землю ссадит,

     И первый одуванчик распушит.

 

     Неугасима память поколений

     И память тех, кого мы свято чтим,

     Давайте, люди, встанем на мгновенье

     И в скорби постоим и помолчим.

А. Фатьянов

 

 

     Минута молчания.

     

     Ведущий:     

На территории лагеря Маутхаузен был заживо заморожен фашистами 70 – летний Дмитрий Михайлович Карбышев, попавший в плен с тяжелым ранением. Он выдержал все нечеловеческие испытания фашистского застенка. Он принял мученическую смерть и был верен присяге и долгу, Родине. Сначала его поливали холодной водой, потом горячей, а на улице был мороз! Постепенно застывая и превращаясь в груду льда, он произнес посиневшими губами: «Думайте о родине, и мужество не покинет вас» Он чувствовал, что его видят заключенные сквозь щели барака и обращался к ним.

     Ведущий:

Судьбы Боброва Николая Изотовича, Крепкова Семена Егоровича, проживающих в поселке Горноправдинск, и Южакова Сергея Федоровича, проживавшего в поселке Бобровский, похожи на судьбу Соколова Андрея, описанную Михаилом Александровичем Шолоховым в рассказе «Судьба человека». По полной мере, с лихвой, испытали они все ужасы фашистского застенка, ужасы, которые выпали на долю узников концлагерей. Как выдержали эти люди такие тяжкие нечеловеческие испытания, приходится только удивляться. Удивляться их мужеству, стойкости, их умению сохранить свое человеческое достоинство.

   Предлагаем вашему вниманию сцену из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (инсценировка, роли исполняют Шумихин Женя и Михайлов Дима)

 

      В ночи гудели печи, не стихая,

      Мой пепел ворошила кочерга,

      Но дымом восходя из труб Дахау,

      Живым я опускался на луга.

      Мне кое с кем хотелось расквитаться,

      Не мог лежать я в прахе и золе,

      Не мог в земле убитым оставаться,

      Пока убийцы ходят по земле!

      Пускай в аду давно уже забито,

      Там явно не хватает многих лиц.

      И песней поднимаю я убитых,

      И песней я зову искать убийц!

      Идите по земному шару гневно,

      Ищите и при свете, и во мгле…

      Как можешь ты синеть спокойно, небо,

      Пока убийцы ходят по земле!

      Восстаньте же, замученные дети,

      Среди людей ищите нелюдей

      И мантии судейские наденьте

      От имени всех будущих детей!

      И вы не спите, вы не спите, люди.

      В Париже, и в Варшаве, и в Орле, -

      Пусть ваша память вас ночами будит,

      Пока убийцы ходят по земле.

      

Е. Евтушенко

     Звучит песня «Облака» в исполнении Шумихина Жени (музыка Егорова)

   

     Имя Мусы Джалиля, поэта – борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы не оставляет равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создает подпольную антифашистскую организацию, которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.

    Звучит стихотворение М. Джалиля «Варварство».(5 «а» класс)

 

   Ведущий:

 Агенты гестапо и СД существовали во всех лагерях для военнопленных. Мюллер в своей директиве от 17 июля 1941 года предписывал им выявлять «все политические, уголовные и другие по каким-либо причинам нежелательные элементы», а также «всех лиц, которые могли быть использованы для возрождения оккупированных территорий, с целью их устранить или подвергнуть «специальному лечению»». Приказ рекомендовал агентам подбирать среди военнопленных также и тех, кто «заслуживает доверия», для организации шпионажа внутри лагеря и выявления тех военнопленных, кого следовало устранить.

    Кадры из документальной хроники, снятые в концлагере Освенцим

      Ведущий:           

Арийская Культура.

       Попал я в лагерь из тюрьмы –

       В такой, где комендант

       Стал неплохим поэтом.

       Рифмует он ладонь с моей щекой

       И звучной рифмой хвалится при этом.

       Танцоры, преуспевшие вполне,

       Достигшие заслуженного ранга,

       Умеют вытанцовывать на мне

       И румбу, и фокстрот, и даже танго.

       Художники

       От пояса до плеч

      

       Мне кистью – плетью расписали спину

       Так, что ее хочу я приберечь

       Для выставки как новую картину.

       А русские, невежды все подряд,

       Фашистов бьют,

       На запад гонят сдуру.

       Вот варвары!

       Наверное, хотят

       Разрушить всю «арийскую культуру»!

Н. Фомичева

     

      Ведущий:

 В сентябре 1944 года с инспекцией в Маутхаузен прибыл Гиммлер. В качестве развлечения ему показали казнь 50 советских офицеров. Такова странная природа германской «военной чести», которая прекрасно была описана в книге «Майн Кампф» Гитлером.     

    Монтаж:

    Мы дождались хохота, смеха.

    Гром, огонь и смерть позади.

    Но войны тяжелое эхо

    Все поет еще в нашей груди.

  

     Все поет еще голосом фронта

     Над строкой пролетая гроза.

     И порой к черте горизонта

     Поднимаем с опаской глаза…

 

     Горячие точки планеты,

     Где кровью решается спор.

     Там дышат тревогой рассветы,

     Там ночи, как выстрел в упор,

 

     Меня ваша боль убивает,

     Горячие точки земли.

     Страданий чужих не бывает,

     И все ваши слезы – мои!

 

      Горячие точки планеты

      Враждой небывалой больны,

      Не ласкою солнца согреты,

      А страшным дыханьем войны.

 

       Безжалостно смотрят ракеты,

       Огнем полыхает простор.

       Горячие точки планеты,

       Вы всем равнодушным – укор!

 

       Горячие точки планеты:

       Все шире зловещая тьма.

       Как руки в проклятье воздеты –

       Сожженных кварталов дома.

 

        Пока солнце светит в зените

        И дым небеса не затмил,

        Трубите тревогу, звоните,

        Весь мир поднимите за мир!

 

    Звучит песня «Война» в исполнении Шумихина Жени (из репертуара группы «Фактор – 2»)

     

      Ведущий:

 

      Давнее.

       Я, как блиндаж партизанский, травою пророс.

       Но, оглянувшись, очень отчетливо вижу:

       Падают мальчики, запнувшись за мину, как за порог,

       Наткнувшись на очередь, словно на ленточку финиша.

       Падают мальчики, руки раскинув просторно

       На чернозем, от безделья и крови жирный.

       Падают мальчики, на мягких ладонях которых

       Такие прекрасные, такие длинные линии жизни.

Р. Рождественский

      Звучит песня «Тишина» (из репертуара группы «Ариэль»).

    

     Под реквием Моцарта - заключительный монтаж:

   

     Разве для смерти рождаются дети, Родина?

     Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

     Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?

     Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

     

      Мы от свинцовых розг

      Падали в снег с разбега,

      Но  - подымались в рост

      Звонкие, как победа!

 

      Люди! Покуда сердца стучатся, помните,

      Какою ценой завоевано счастье,

      Пожалуйста, помните!

      Мечту пронесите через года

      И жизнью наполните,

      Но о тех, кто уже не придет никогда,

      Заклинаю, помните!

 

 

      Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили,

      Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

       Встречайте трепетную весну,

       Люди земли! Убейте войну, прокляните войну!

 

      Памяти павших будьте достойны!

      Вечная слава героям!

      Но зачем она им, эта слава, - мертвым?

      Для чего она им, эта слава, - павшим,

      Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет.

      Знаю, песня тяжелых могил не откроет.

 

      Но от имени сердца,

      От имени жизни повторяю:

      Вечная слава героям!

      Вспомним всех поименно,

      Горем вспомним своим…

      Это нужно - не мертвым!

      Это нужно живым!

Список использованной литературы.

 

  1. Тисленкова В. И., Гражданско-патриотическое воспитание, В., Учитель, 2007
  2. Сборник мероприятий ко дню победы, дню защитника отечества и другим патриотическим праздникам, В., Учитель, 2006
  3. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», №1, 2008

     

     

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!