Логопедичні домашні завдання для дітей 5-6 років з ЗНМ з лексичних тем :
"Побутова техніка "," Одяг", " Взуття","Книги. Бібліотека "," Казки"(Всього12 тем ).
Іванова Надія Євгенівна, учитель-логопед вищої категорії КЗ «Маріупольська міська психолого - медико- педагогічна консультація Маріупольської міської ради»
Тема: « Бытовая техника »
Ребёнок должен усвоить: что такое бытовая техника, как и для чего используется; меры предосторожности; части электроприборов.
Игра «Кто больше?» Назови электроприбор на этот звук:
[Фь] - ..., [Мь] - ..., [С] - ..., [У] - ..., [Ть] - ..., [М] - ..., [Х] - ..., [К] - ..., [Ль] - ..., [Вь] - ..., [Э] - ..., [П] - ..., [Р] - ...
Игра-упражнение с мячом «Сосчитай!» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Один фен, два фена,… пять фенов.
(утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка).
Игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно–ласкательной форме)чайник-чайничек,(фен, пылесос, мясорубка, телефон, плита, утюг, холодильник, кофемолка, магнитофон…)
Игра «Четвёртый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)
Холодильник, мясорубка, утюг, чайник.
Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка.
Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.
Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.
Игра «Умные ладошки » (поделить слова на слоги):
Фен, пы-ле-сос, мя-со-руб-ка, те-ле-фон, пли-та, у-тюг, хо-ло-диль-ник, чай-ник…
Игра-упражнение «Составь предложение» (работа с деформированной фразой)
Мама, чайник, чай, налить, из.
Пылесосить , папа, пылесос, ковер, новый.
Холодильник, брат, из, доставать, колбаса.
В, стиральная машина, ванная комната, стоит.
Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь.
Телевизор, сестра, мультфильмы, по, смотреть, любить.
Игра с мячом “Для чего это нужно?”
Утюгом – гладят бельё. По телефону – звонят. Лампой – освещают книгу.
Миксером – взбивают крем. Феном – сушат волосы. В чайнике – кипятят воду.
Пылесосом – пылесосят ковры, мягкую мебель. На электроплите – готовят еду.
Вентилятором – охлаждают воздух. В микроволновке – разогревают еду.
В холодильнике – хранят продукты.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам»
Ребёнок, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорит слова:
Ток бежит по проводам, Холодильник, мониторы.
Свет несёт в квартиру нам. Кофемолки, пылесос,
Чтоб работали приборы, Ток энергию принёс!
Развиваем пальчики: Нарисуй в тетради бытовую технику, которая используется для облегчения домашнего труда.
Тема: « ОДЕЖДА »
Рассмотрите с ребёнком картинки по теме. Напомните названия предметов одежды. Закрепить в словаре понятие « одежда». Напомнить, как называются детали одежды: воротник, рукав, карман, клапан, манжет, пояс… Понаблюдать в магазине за тем, какую одежду там продают (Как называется этот магазин?).
Вспомнить о том, кто и как шьёт и ремонтирует одежду. Какими инструментами и материалами пользуется портниха? Побеседуйте с ребёнком о том, как нужно ухаживать за своей одеждой?
Игра с мячом : «Припомни, назови» (Перечислить как можно больше предметов одежды , а затем поделить эти слова на слоги): Плащ, шу-ба , коф-та, са-ра-фан, пла-тье , юб-ка, блуз-ка , брю-ки , джин-сы , шор-ты, жи-лет-ка...
Игра :« Назови первый звук в слове »: Пальто, куртка, плащ, сарафан, шорты ,
платье, блузка, футболка, брюки , свитер, …
Игра: « Из чего – какой? Для чего – какой?» (Продолжить предложение):
Брюки из кожи – кожаные брюки. Шуба из меха -… Свитер из шерсти- … Юбка из велюра - … Костюм для спорта-… Одежда для детей-…
Сарафан для лета-… Куртка для весны -… Пальто для зимы-… Плащ для осени – … Брюки для мужчин (женщин, детей )-… Халат для дома -…
Игра: «Подбирай ,называй, запоминай»( Подобрать и назвать как можно больше слов-действий):
Как появляется одежда ? – Её (что делают?) моделируют, кроят, шьют, вяжут…
Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?)-…
Ухаживая за одеждой, человек (что делает?)-…
Игра: « Один- много»: Куртка – куртки , плащ-…, сарафан -…, платье -…,
юбка -…,блузка -…, брюки-…, шорты -…, свитер-…, футболка-…,майка-…
Игра :« Назови ласково»: Пальто - пальтишко, куртка -…, плащ-…, сарафан -…,
платье -…, юбка -…,блузка-…, брюки-…, шорты -…, свитер-…, футболка-…
Игра : « Четвёртый лишний» ( Послушай слова, выделить лишнее слово и объясни, почему оно лишнее):
Туфли, плащ , шуба, сарафан. Одежду моют, шьют, кроят, моделируют.
Юбка, блузка, бусы, брюки. Одежду дарят, протирают, гладят, продают.
Игра: « Один- три -пять» («Сосчитай!»): Одна куртка, две куртки… пять курток. Одно платье, два платья ,…пять платьев. Одна кофта, две кофты,…пять кофт. И т.д.
Пальчиковая гимнастика « Портниха»
В понедельник я кроила, Все свои платочки
А во вторник – платье шила. И братишкины носочки.
В среду - фартук вышивала, А в пятницу, субботу
А в четверг – бельё стирала: Отдыхала от работы.
Развиваем пальчики: Выкладываем из палочек, вырезаем из журналов, рисуем, лепим из пластилина предметы одежды.
Тема: « ОБУВЬ »
Рассмотрите с ребёнком картинки по теме. Припомните названия различного вида обуви. Закрепить в словаре понятие « обувь». Напомнить, как называются детали обуви: голенище, каблук, ремешки, шнурки, язычок, подошва. Понаблюдать в магазине за тем, какую обувь там продают (Как называется этот магазин?).
Вспомнить о том, кто и как ремонтирует обувь. Какими инструментами и материалами пользуется сапожник? Побеседуйте с ребёнком о том, как нужно ухаживать за своей обувью?
Игра с мячом «Припомни, назови» (Перечислить как можно больше предметов обуви ,а затем поделить эти слова на слоги»: Ту-фли , са- по- ги , ва-лен-ки, крос-сов-ки, бо-со-нож-ки , бо-тин-ки , тап-ки , сан-да-ли-и …
Игра « Из чего – какой? Для чего – какой?» (Продолжить предложение):
Туфли из кожи – кожаные туфли. Сапоги с мехом -… Сапоги из резины- …
Тапочки из материи(ткани)- … Ботинки для зимы-… Сапоги для осени – …
Кроссовки для спорта-… Обувь для детей-… Обувь для занятий танцами (балетом)-… Туфли для мужчин (женщин, детей )-… Сандалии для лета-…
Игра « Назови первый звук в слове»: Туфли , сапоги , валенки , кроссовки,
босоножки , ботинки , тапки , сандалии-…
Игра: «Подбирай ,называй, запоминай» ( Назвать как можно больше слов-действий):
Обувь на фабрике (что делают?) - придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?)-…
Ухаживая за обувью, человек (что делает?)-…
Игра « Скажи наоборот?»
У женских туфель высокий каблук, а у мужских-… У мужских туфель широкие носы ,а у женских- … Босоножки на тонкой подошве ,а кроссовки-…
Игра « Назови ласково»: Туфли - туфельки, сапоги -…, валенки-…, кроссовки-…,
босоножки-…, ботинки-…, тапки-…, сандалии-…
Игра « Четвёртый лишний» ( Выделить лишнее слово и обьяснить, почему оно лишнее.):
Туфли , сапоги , брюки, валенки.
Обувь моют, шьют, стирают, носят.
Обувь дарят, протирают, гладят, продают.
Пальчиковая гимнастика « Новые кроссовки»
Как у нашей кошки А козлёнок маленький
На ногах сапожки. Надевает валенки.
Как у нашей свинки А сыночек Вовка-
На ногах ботинки. Новые кроссовки.
Как у пса на лапках Вот так. Вот так
Голубые тапки. Новые кроссовки.
Развиваем пальчики: Выкладывать из палочек, лепить из пластилина предметы обуви. Выполнить графическое задание по теме «Обувь».
Тема: « КНИГИ. БИБЛИОТЕКА »
Родителям рекомендуется: рассказать ребёнку о библиотеке и работе библиотекаря;
спросить, для чего людям нужны библиотеки; рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг;
прочитать книгу С. Маршака «Как печатали книгу»; посетить вместе с ребенком библиотеку.
Игра с мячом «Кто больше назовёт?» Назвать как можно больше слов по теме.
Предметы:библиотека, библиотекарь, книги, полки, стеллажи, выставка, журналы, карточки, каталог, портреты, писатель, зал, тишина, картотека, стремянки, стихи, сказки, романы, проза, поэт, писатель, прозаик, абонемент, обложка, страницы, иллюстрации, корешок, автор, оглавление, лист;…
Действия: читать, записывать, выдавать, подбирать, советовать, выбирать, приносить, получать, сдавать, возвращать, листать, перелистывать.
Признаки: читальный, чистый, уютный, светлый, большие, маленькие, толстые, тонкие, детские, интересные, занимательные.
Игра «Подбери признак к предмету»: книга (какая?) — детская, интересная, занимательная, большая, научная, популярная, тонкая, нужная, полезная, художественная, учебная…
Игра « Назови первй звук в слове » :
Библиотека, книги, полки, стеллажи, выставка, журналы, карточки, каталог, портреты, писатель, зал, тишина, картотека, стихи, сказки, проза, поэт, абонемент, страницы.
Игра «Подбери слова-родственники» ( Подобрать родственные слова к слову):
Книга -книжка, книжечка, книжонка, книжный, книголюб, книгопечатание, книжник, книгоноша.
Игра «Что ты сделал?» (упражнение на понимание и употребление предлогов ) выполнить по заданию взрослого действия с книгой:
Положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола; достать книгу из сумки ...
Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» — «Я положил книгу на стол»...
Игра «Угадай сказку по отрывку». (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.)
Игра «Скажи иначе» (синонимы):
Книга интересная – занимательная, захватывающая, увлекательная…
Книга скучная- …
Игра «Подбери и назови» Подбери предметы к признакам:
Книжный – шкаф, язык… Книжная – полка, обложка…
Книжное – обозрение, издательство.
Отгадать загадку:
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Пальчиковая гимнастика :
Заболела эта книжка — разорвал ее братишка.
Я больную пожалею — я возьму ее и склею.
Игра-задание « Я - будущий писатель (поэт) »: Попытайтесь вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение. Сделайте книжку, пусть ребенок нарисует картинки к своей книге, красочно ее оформит и принесет в детский сад.
Тема: « МОИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ »
Мудрость веков, собранная в сказках поможет ребёнку быстрее и легче
понять многие аспекты жизни, научит правильно строить отношения , быть доб-
рее, справедливее, бережливее , расширит знания об окружающем мире, будет способствовать развитию речи ребёнка. Старайтесь читать ребёнку сказки ежедневно. Сказки должны соответствовать возрасту ребёнка, быть не очень длинными.Побеседуйте о прочитанном , постарайтесь, чтобы ребёнок пересказал сказку при помощи вопросов .
Игра – упражнение «Подумай и ответь» ( Ответить полным предложением после чтения сказки):
-Понравилась ли сказка? Что понравилось? Почему?
-О ком эта сказка? А ещё о ком?
-Кто из героев больше понравился? Почему?
-Что делал главный герой?
-Что делал плохой персонаж?
-Какие ещё были персонажи?
-Где происходят события? Когда? Почему ты так думаешь?
-Что было потом?
-Что ты чувствовал, когда слушал сказку?
Игра – упражнение «Повтори и разгадай» :
Уплетая калачи, едет парень на печи. Мальчик деревянный с носом длинным,
Едет прямо во дворец! А зовётся …(Буратино)
Кто же этот молодец? (Емеля)
Игра «Умные пальчики » (Поделить слова на слоги ) :
Ко-ло-бок, Ли-сич-ка, За-инь-ка, Зо-луш-ка, Бу-ра-ти-но, Бар-ма-лей, Ай-бо-лит…
Игра – упражнение « Подумай и ответь» :
Кто съел колобка? Какая девочка сидела на большом стуле, на среднем и на Мишуткином маленьком стульчике ? Кто помог деду вытянуть РЕПКУ? Как звали курочку, которая снесла золотое яичко? Какой крупный зверь разрушил теремок?
В какой избушке жил зайчик? А в какой жила лисичка?...
Игра – упражнение «Договори словечко»:
Муха-муха Цокотуха, У меня зазвонил…(телефон) Добрый доктор…(Айболит)
Позолоченное …(брюхо). Кто говорит ?...(слон). Он под деревом сидит .
Одеяло убежало, А лисички взяли… (спички) Моем,моем трубочиста
Улетела…(простыня)… К морю синему пошли, Чисто-чисто,чисто-…
Море синее…(зажгли). Будет,будет трубочист...
(Чист-чист,чист-чист!)
Развиваем пальчики: нарисовать(слепить из пластилина) любимого сказочного героя , выполнить графическое задание по теме.
Тема: « РАННЯЯ ВЕСНА »
Родителям рекомендуется поговорить о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе; вспомнить названия перелётных птиц, рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки. Понаблюдать за тем, как изменилась погода . Вспомнить названия весенних месяцев .
Игра «Повтори и отгадай» (повторить за мамой ).
*Сошли снега, шумит вода, день прибывает ,когда это бывает? (Весной)
*Тает снежок, зеленеет лужок , день прибывает. Когда это бывает? (Весной)
*Я раскрываю почки , в зелёные листочки деревья одеваю.
Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня ...(Весна).
*Бродит одиноко огненное око, всюду , где бывает, взглядом согревает .(Солнце)
*Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
*Один льёт, другой пьёт, третий растёт. ( Дождь, земля, трава)
Игра-упражнение « Подбирай, называй, запоминай» (Назвать как можно больше слов-признаков; слов-действий .):
а)Весна(какая?)-ранняя,тёплая,долгожданная.(Солнце,почки,лужи...).
б)Солнце весной(что делает?)-греет,припекает,ласкает,согревает(Листья,ручьи…).
Игра « Скажи ласково »:Ручей - ручеёк, дерево-…, туча-…, облако-…, лист-…, дождь-…, почка-…,ветер-…
Игра « Назови первый звук в словах »: Дерево,туча , облако , лист , дождь , почка...
Игра-упражнение « Кто больше?» (Назвать как можно больше характерных признаков весны ):Весна – тёплая, долгожданная, солнечная, дождливая, красивая…
Игра «Скажи наоборот» (употребление наречий и прилагательных) :
Холодно-тепло , сыро-..., пасмурно-…, дождливо-….темно-…,солнечно-…;
Тёмное - …,хмурое -…,дождливое-…,пасмурное-…,высокое-… ,т.д.
Игра-упражнение « Ответь на вопрос –КАК?» ( Образование прилагательных от наречий): Весной солнце светит ярко, а летом-… Весной птицы поют звонко, а летом(как?)-... Зимой на небе облака низко ,а весной-…
Игра-упражнение «Кто больше знает пословиц о весне ? » (Объяснить значение,
выучить понравившиеся):
*Март зиму заканчивает, весну начинает. *Когда в мае дождь – будет рожь.
*Весенний дождь лишним не бывает. *Весной лежать - зимой голодать.
*Весна красна цветами ,а осень –снопами. *По весне потеряешь, за год не вернёшь.
*Сухой март, тёплый апрель, мокрый май – будет хороший урожай!
Пальчиковая гимнастика « Птички в гнёздышке »
Птичка крылышками машет Птенчикам своим расскажет
И летит к себе в гнездо. Где она взяла зерно.
Развиваем пальчики: вырезать зелёную почку на ветке , зелёный листочек , весенний цветок - вклеить в альбом; нарисовать приход весны.
Тема: « 8 МАРТА. НАЧАЛО ВЕСНЫ »
Учимся отвечать полным предложением: После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Какой праздник мы отмечаем в марте? Чей это праздник? Выучить стихотворение к празднику 8 Марта.
Игра « Красивые слова о маме (бабушке)»
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, трудолюбивая, нарядная, скромная, весёлая, строгая, талантливая, ласковая, умная, модная, заботливая, нежная…
Игра-упражнение « Как я маме помогаю » (Рассказ о себе).
Игра « Весенние цветы для мамочки » (Назвать цветок, поделить слова на слоги):
Про-лес-ки, под-снеж-ни-ки, фи-ал-ки , тюль-па-ны , ми-мо-зы…
Игра «Назови ласково »
Поднежники - подснежнички, фиалки – фиалочки , тюльпаны-.., мимозы-…
Игра «Назови первый звук в слове » : ( Назвать цветы из предыдущей игры):
Игра «Сосчитай » («1-3-5»Согласование числительных с существительным):
Один поднежник , два подснежника,…пять подснежников (фиалка, тюльпан, мимоза…)
Игра-упражнение « Кто больше?» (Назвать как можно больше профессий для мам): Продавец, врач, инженер, парикмахер, воспитатель, дизайнер, учительница,стилист…
Игра « Бывает - не бывает» ( на развитие логического мышления):
Весной дети играют в снежки . Весной колхозники убирают урожай.
Весной на деревьях распускаются почки. Весной дети купаются и загорают.
Весной опадают листья. Весной птицы улетают на юг.
Игра «Что - какой?» (образовать признаки по аналогии ) : День (вечер, цветок, дождь, вечер, цветок, дождь )(какой?) – весенний день(мартовский, праздничный, тёплый, ветренный, дождливый , солнечный, холодный… ) ;
Погода(какая?) –весенняя, холодная, ветренная , дождливая...; Небо (какое?) -…и т.д.
Игра-упражнение « Приметы весны » (Повторить предложение, четко проговаривая все звуки ): Весной солнце светит ярче. Весной птицы поют звонче.
На солнце снег начал таять. Побежали весёлые весенние ручейки. Ночи стали короче.
Вокруг деревьев появились первые проталинки. На проталинках зазеленела травка.
Пальчиковая гимнастика « Мамин праздник »
Вот подснежник на поляне, И меня с цветком так нежно
Я его нашёл. Мама обняла.
Отнесу подснежник маме, Что раскрылся мой подснежник
Хоть и не расцвёл. От её тепла.
(Г.Виеру)
Развиваем пальчики: Нарисовать в альбоме праздничную открытку для мамы (бабушки,сестрички). Выполнить графическое задание по теме «МАМИН ДЕНЬ ».
Тема: « ГРИБЫ. ЯГОДЫ »
Напомнить ребёнку название грибов и ягод. Уточните их название, форму, цвет, вкусовые качества. Закрепите в словаре понятие «грибы», «ягоды». Повторить,
что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). У грибов есть грибница, ножка , шляпка.
Игра с мячом «Кто больше назовёт?» (Перечислить названия ягод(грибов),подбрасывая мячик):Малина , клубника, смородина, ежевика, черника, клюква, крыжовник , голубика, морошка, земляника,брусника...
Боровик , сыроежка, лисички, волнушка, рыжик, подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, свинушка, мухомор, сморчок, поганка...
Игра « Умные пальчики » (Поделить слова на слоги, используя слова из предыдущей игры):
Клуб-ни-ка, смо-ро-ди-на, ма-ли-на… Бо-ро-вик , сы-ро-еж-ка, ли-сич-ки, ры-жик…
Игра « Назови первый звук в слове » ( Использовать слова из предыдущей игры ).
Игра « Ягода садовая или лесная? » (Называя ягоду, определить где она растёт).
Игра «Четвёртый лишний»(Различаем съедобные и ядовитые грибы):
Белый гриб, лисичка, мухомор, опёнок. Подосиновик, поганка, рыжик, маслёнок.
Бледная поганка, сыроежка, подберёзовик, боровик.
Игра «Грибы? Ягоды?» (Отгадать по глаголам о чем мы говорим, а затем рассказать –
что можно приготовить из грибов и ягод ):
Собирать, выбирать, искать, чистить, солить, мариновать, варить, сушить, жарить отравиться (это грибы).
Собирать, перебирать, варить компот, варить варенье, варить джем, делать сок ,
делать морс, лечить простуду, можно отравиться (это ягоды).
Игра « Жадина » (согласование местоимения с существительным):
Моя малина , мой крыжовник( клубника, смородина, ежевика, голубика...)
Мой боровик , моя сыроежка, мои лисички (рыжик, маслята, подосиновик, опята…)
Игра «Скажи наоборот»:
Старый подберёзовик большой, а молодой-маленький. У боровика толстая ножка,
а у подосиновика - тонкая. Сыроежка - съедобный гриб, а мухомор- …
Игра «Сосчитай» («1-3-5»-согласование числительных с существительными):
Одна малинка , две малинки, ...пять малинок (так же и о других ягодах).
Один боровик, два боровика, ... пять боровиков (так же и о других грибах).
Игра «Назови ласково»: Малина-малинка, черника-...,клубника-...,ежевика-... и т.д.
Игра «Угощайся соком» (вареньем, джемом):Варенье из ягод -ягодное(малиновое...)
Пальчиковая гимнастика «Малинка»
С веток ягоды снимаю Будет легче к дому путь.
И в лукошко собираю. Я поем ещё малинки...
Ягод полное лукошко, Сколько ягодок в корзинке?
Я попробую немножко , Раз, два ,три, четыре, пять...
Я поем ещё чуть-чуть, Снова буду собирать.
Развиваем пальчики: дома лепим из пластилина ягоды, грибы, выкладываем из палочек (спичек), рисуем.
Тема : « КОСМОС »
Побеседуйте с ребёнком о космосе, об освоении космоса людьми, работе космонавтов. Уточните и активизируйте словарь по теме (космонавт,корабль, ракета,иллюминатор, станция , спутник,планета,полёт,орбита,звезда ;первый космический,орбитальный;осваивать,запускать,летать). Напомнить : 12 апреля -День Космонавтики. Первый космонавт Земли-Юрий Гагарин.Первая женщина-космонавт
Валентина Терешкова.
Игра с мячом «Назови планеты космической системы»: Марс, Уран, Земля, Венера, Нептун, Плутон ,Сатурн, Юпитер, Меркурий.
Игра «Что мы видим с космической станции?»(Договорить предложение, ответить на вопросы ):
-Какая Земля? ( Голубая , далёкая ,красивая).
-Какие звёзды?(Большие, яркие, блестящие).
-А какая Луна?(Маленькая, холодная, круглая).
-Какая работа у космонавтов?(Трудная, интересная, опасная. важная).
Мы видим Землю , Луну и много звёзд.
Благодаря работе космонавтов на Земле развивается наука и техника.
Игра «Сосчитай» (Согласование числительных с существительными ):
Один космонавт, два космонавта,...пять космонавтов.
Одна ракета ,две ракеты,...пять ракет и т.д.
Игра «Что делает?» (игра с мячом «Закончи предложение, сосчитай слова»):
Командир ...управляет космическим кораблём . – ( 4слова)
Спутник ... передаёт сигналы на землю. –(5слов)
Орбитальная станция...мчится в космосе. –(5 слов)
Космонавты … проводят опыты. –(3слова)
Игра «Кто больше?» (Назвать планеты на этот звук):
[З] - ..., [М ] - ..., [У] - ..., [Ю] - ..., [Мь] - ..., [Вь ] - ..., [Нь] - ..., [С] - ..., [П] - ...
Игра «Умные ладошки» (Поделить на слоги): У-ран, Зем-ля, Ве-не-ра, Неп-тун, Плу-тон , Са-турн, Марс, Ю-пи-тер, Мер-ку-рий.
Игра-упражнение « Отгадай и выучи загадку »:
*Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится.
(Ракета.)
Игра-упражнение «Подбери признак»:
Космонавт (какой?) –смелый ,отважный, сильный, умелый,умный…
Лётчик(какой?) -…
Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами , дети, А потом руки вниз.
Улетаем на ракете. Раз, два, потянись.
На носочки поднимись, Вот летит ракета ввысь.
Развиваем пальчики: вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением космической техники, выложить из спичек ракету по образцу ,вылепить из теста
или пластилина луноход , нарисовать картину на тему «Космос».
Тема : « НАСЕКОМЫЕ »
Родителям рекомендуется понаблюдать за насекомыми, рассмотреть насекомых, рассказать ребёнку о том, какую пользу приносят некоторые насекомые ;
учить ребёнка бережному отношению к природе; объяснить, что есть вредные и опасные насекомые. Закрепите в словаре понятие « насекомые ».
Игра «Повтори и отгадай» (Повторить за мамой,отгадать загадку и выучить по выбору ):
*Не зверь,не птица ,а сокола боится.(Комар)
*Много мастеров срубили дом без улов.(Муравьи)
*Спал цветок и вдруг проснулся :больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.(Бабочка)
*Одежды не шью, а ткань тку. ( Паук)
*Осенью в щель забьётся, а весной проснётся.(Муха)
Игра с мячом « Кто больше назовёт? » (Перечислить насекомых, подбрасывая мяч)
Пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, жук ,божья коровка, комар...
Игра «Кто больше?» (Назвать насекомых на этот звук):
[О] - ..., [М ] - ..., [Ш] - ..., [С] - ..., [Ж] - ..., [В ] - ..., [К] - ..., [Б] - ..., [П] - ...
Игра «Назови ласково»: Пчела-пчёлка, комар-комарик, муравей-муравьишка, (кузнечик, стрекоза, бабочка, жук ,божья коровка,шмель, комар...) и т.д.
Игра «Умные ладошки »( «Телеграф») (Поделить слова по теме на слоги):
Ко-мар , му-ра-вей, пче-ла , куз-не-чик, стре-ко-за, ба-боч-ка, жук ,шмель…и т.д.
Игра «Один-много»: Жук-жуки, кузнечик-кузнечики, шмель- шмели... и т.д.
Игра «Сосчитай» (Согласование числительных с существительными):
Одна муха, две мухи,…пять мух (пчела , муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка…).
Игра «Составь предложение » (Дать полный ответ):
-Как называются части тела жука? -Куда прикрепляются лапки?(к груди).
-Чем покрыто тело?(жёсткими крыльями).-Что на голове?(глаза, ушки, рот, усики).
-Под чем спрятаны тонкие прозрачные крылышки жука ?(под жёсткими крыльями).
-Чем отличается божья коровка от майского жука?
Игра « Закончи предложение » (Договорить словечко):
Майский жук большой, а божья коровка ... У жука усы толстые, а у бабочки-…
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы-… У шмеля спина широкая, а у водомерки-…
Игра «Четвёртый-лишний» :
Кузнечик, оса, галка, муха.
Бабочка, комар, жук, скворец.
Грач, шмель, пчела, муравей.
Пальчиковая гимнастика « Весёлый жук »
Прилетела к нам вчера Два жука и стрекоза,
Полосатая пчела. Как фонарики , глаза.
А за нею шмель-шмелёк Пожужжали, полетали
И весёлый мотылёк, От усталости упали.
Развитие мелкой моторики рук:
Раскрасить картинки с изображением насекомых, вырезать изображения, вклеить в альбом. Выполнить графическое задание по теме.
Тема: «СПОРТ»
Напомнить ребёнку названия видов спорта (или познакомить). Закрепить в словаре обобщающее понятие « спорт ». Как называют людей, которые занимаются спортом? А что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (нужно делать каждое утро зарядку, заниматься физкультурой, закаляться). Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье.
Игра –упражнение «Угадай вид спорта »(Слово-действие+ вид спорта ):
Играет в баскетбол (кто?)- баскетболист. Поднимает штангу(гири,гантели)(кто?) -… Играет в волейбол (кто?)-... Играет в шахматы (кто?)-...
Играет в футбол (кто?)-... Играет в шашки (кто?)-...
На лошади скачет (кто?)-... Боксирует в ринге (кто?)-...
Высоко (далеко)прыгает (кто?)-... Занимается гимнастикой (кто?)-...
Борется на ковре(кто?)-… Катается на коньках(кто?)
Игра с мячом « Кто больше?» (Подбрасывая мяч, называть виды спорта):
Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, шахматы, гимнастика, бокс, теннис, плаванье,
велоспорт, конный спорт, борьба, фигурное катание...
Игра с мячом « Подели на слоги» :
Фут-бол, хок-кей, бас-кет-бол, во-лей-бол, шах-ма-ты, гим-нас-ти-ка, бокс, тен-нис, пла-ва-нье, ве-ло-спорт, борь-ба…
Игра «Скажи правильно»( «Кем я хочу стать?»):
Я буду(кем?)(гимнаст) - гимнастом (штангист , боксёр , шахматист , пловец , футболист , лыжник , борец , фигурист …и т.д.).
Игра-упражнение с мячом «Дополни предложение» ( Дать полный ответ):
- Катается на коньках…конькобежец. - Катается на лыжах… .
- Катается на лыжах с гор… - Катается на санках …
- Занимается фигурным катанием… - Катается на велосипеде …
Игра «Четвёртый лишний» (Выделить «лишнее» слово, объяснить почему ):
Фигурное катание, лыжные гонки, велосипедный спорт, катание на санях.
Гимнастика, плаванье, футбол, прыжки с трамплина.
Горные лыжи, теннис, конный спорт, шахматы.
Гири, скакалка, коньки, штанга.
Игра «Угадай вид спорта»:
Перчатки,ринг ... Скакалка,лента… Мяч ,поле... Сетка,мяч...
Лыжня,палки… Помост,штанга… Ворота,шайба... Велосипед,дорога...
Шапочка,бассейн... Ракетка,мячик... Лёд,коньки... Щит,кольцо...
Игра-упражнение « Придумай предложение со словами « Кто может ? »:
бежать – мчаться, нестись; бросать – кидать, швырять; метать – бросать, кидать;
бороться – схватиться, состязаться, сражаться;
победить – осилить, побороть, одолеть, сломить, взять верх, одержать победу.
Развиваем пальчики: выложить из спичек предметы, которые необходимы разным спортсменам, нарисовать картинку « Хочу стать спортсменом » ( «Я люблю спорт»).
Тема: « ДЕНЬ ПОБЕДЫ »
Напомнить ребёнку о том, какой праздник отмечают 9 Мая , почему он называется «День Победы». Рассказать ребёнку о членах семьи (родственниках), которые принимали участие в Великой Отечественной войне (показать фото-графии). Объяснить ребёнку значение слов и словосочетаний «подвиг», «мир» «победа», «защитник», «ветеран», «героический поступок».
Игра «Скажи наоборот» (подобрать антонимы):
Победа-поражение, защитник-обидчик(захватчик), герой-трус, враг-друг…и т.д.
Игра «Скажи ещё» (подобрать синонимы):
Солдат смелый (храбрый, отважный, мужественный, геройский… ).
Игра-упражнение « Подбери слова из одной семейки » (родственные слова):
Герой – геройский, героический, героизм…
Мир – мирный, мировой, миротворец…
Война – военный, воевать, воин…
Враг-… Солдат -… Защита -…
Игра « Умные ладошки » (Поделить слова на слоги):
Мир,ге-рой,во-ин,сол-дат,о-фи-цер,ве-те-ран,ор-ден,ме-даль,за-щит-ник,по-бе-да…
Игра « Назови первый звук в слове » ( Использовать слова из предыдущей игры):
Мир, герой, воин, солдат, офицер, ветеран, орден, медаль, защитник, отвага, победа…
Игра « Сосчитай !»:
Один защитник, два защитника,.. пять защитников (герой, солдат, офицер, генерал, орден, медаль ,воин, победа, ветеран ).
Игра –упражнение « Выучи и объясни » (пословицы):
*Мир строит, а война разрушает.
*Худой мир лучше хорошей войны.
*Воин воюет, а жена дома горюет (а детки горюют).
*Напуган - вполовину побит.
Повторить и отгадать загадки :
*Ночью в полдень на рассвете *На войне боевая машина,
Службу он несёт в секрете, Сильная,смелая,несокрушимая.
На тропе, на берегу (Танк.)
Преграждает путь врагу. *Без разгона взлетает ,стрекозу напоминает.
(Пограничник.) (Вертолёт.)
Пальчиковая гимнастика « Аты- баты…»
Аты-баты - шли солдаты Стать все сильными мечтали,
Аты-баты на парад. Чтобы Родине служить,
Там они маршировали, Чтобы всем нам мирно жить.
Приседали и вставали.
Развитие мелкой моторики: Выложить из спичек боевую технику по образцу.
Нарисовать поздравительную открытку для ветеранов войны.