Логопедическое сопровождение детей, осваивающих адаптированную образовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Г.Г.Гапонова
Муниципальное асбестовское общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Г.Махнёва»
Асбестовского городского округа
Аннотация. В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы VII вида занимает важное место в системе развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
В данное время в МАОУ СОШ №8 обучается 19 детей с диагнозом ЗПР, имеющие общее недоразвитие речи. Работа с ними осуществляю по трем направлениям:
1 Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те, у которых имеются дефекты звукопроизношения)
2. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи: нарушения лексики, грамматического строя речи, нарушения словоизменения и словообразования, нарушение связной речи.
3. Коррекция нарушения письма и чтения.
Особенности работы с учащимися, имеющими речевые нарушения
Учитель-логопед и учитель начальных классов должны предъявлять
единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом
необходимы:
учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого
материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
учет возрастных особенностей детей;
предъявление программных требований к обучающимся с учетом
возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
придание обучению воспитывающего характера;
всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют
повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению
учебного материала данными детьми. Для своевременного предупреждения,
выявления нарушений письма периодически необходимо проводить анализ
письменных работ детей и обращать внимание учителя на ошибки,
обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
Цели работы при ЗПР
Цели коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития:
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Повышение уровня их умственного развития.
Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма). Развитие различных видов мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Планирование работы
В начале учебного года проводится логопедическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности речевых нарушений. Затем разрабатывается календарно-тематическое планирование и рабочая программа с учетом возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей. Эти занятия направлены на развитие устной и письменной речи. На занятиях работаем над обогащением у ребят активного словарного запаса, над грамматическим строем речи (формируем умения конструировать распространенные предложения), а также устраняем дисграфические (специфические ошибки на письме) и дислексические (специфические ошибки при чтении).
Одна из главных задач — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма и чтения, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, я должна создать платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению детьми материала по русскому языку в целом.
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Поэтому, на занятиях с детьми использую нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, речевые игры, ролики, наглядные учебные пособия, специальную литературу, логоритмические упражнения.
Взаимодействие логопеда с педагогами
Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, необходима
тесная связь логопеда с учителями начальных классов. Все вместе должны
стремимся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. В целях пропаганды логопедических знаний необходимо проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Периодически информировать учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости (в течение учебного года). Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Дети с задержкой психического развития нуждаются в коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления. Поэтому работу с этими детьми осуществлять нужно совместно с педагогом-психологом, который проводит индивидуально –групповые занятия с детьми.
Взаимодействие логопеда с родителями
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. Дети с нарушениями речи нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений логопедического сопровождения является работа с родителями, самая эффективная формой работы - индивидуальная. Выступления на родительских собраниях в школе на темы: Роль семьи в преодолении дефектов речи; Взаимосвязь работы семьи и логопеда; Поговори со мною, мама! И т.п. Консультирование педагогов по теме: «Специфические ошибки на письме и работа по их преодолению»
Таким образом, взаимодействуя с учителями, специалистами школы и
родителями осуществляется логопедическое сопровождение детей,
обучающихся по общеобразовательной программе с учетом адаптированной
программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
Список литературы:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. — (Коррекционная педагогика).
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: Просвещение, 2005.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос,1997.- 256с.