Кайсина Динара Магжановна – учитель-логопед 1 категории
КГУ « Психолого-медико-педагогической консультации и психолого-педагогической коррекции г. Павлодара»
Психолого-педагогическое сопровождение в кабинете психолого-педагогической коррекции представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в социальной среде.
Немаловажную роль в повышении уровня знаний и умений у воспитанников кабинета коррекции играет психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в лице учителя-логопеда, о работе которого я хотела бы сегодня немного рассказать.
Психолого-педагогическое сопровождение детей включает три взаимосвязанных компонента:
- изучение личности ребенка;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- непосредственная логопедическая помощь ребенку.
Дети, поступающие в наш кабинет, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. В настоящее время происходит значительное увеличение сочетанных нарушений (у ребенка нарушение интеллектуальной деятельности, зрения и сложное речевое недоразвитие), резкое усложнение структуры речевого дефекта, увеличилось количество обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Чтобы работа логопеда стала более эффективной, мне необходима тесная взаимосвязь со специалистами - психологом, дефектологом, сурдопедагогом, социальным педагогом и невропатологом и, конечно, с родителями.
Большое внимание нашими специалистами уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.
Таким образом, основные принципы сопровождения:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- комплексный подход сопровождения: согласованная работа специалистов, владеющих единой системой методов.
Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развивать устную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе, а также помочь для успешной социальной адаптации ребенка в обществе.
Основным средством социальной адаптации является – речь. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка учителю-логопеду необходимо грамотно объяснить родителям особую значимость логопедических занятий, способствующих повышению самооценки ребенка; формированию способности ребенка адекватно оценивать самого себя, свои действия; видеть свои достоинства и недостатки. Данные качества, будут являться основой для развития коммуникативности – необходимого условия успешной коррекционной деятельности и социальной адаптации.
Логопедическая работа нашего образовательного учреждения условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и методы обучения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Наряду с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми мы используем инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы: например активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, работы с крупами и арттерапии.
Логопедическое сопровождение образовательного процесса предполагает именно партнерские взаимоотношения субъектов сопровождения, что взаимосвязано с требованиями современного общества по реализации личностно-ориентированных и гуманистических подходов.
Моя задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Я понимаю, как трудно родителям с «особыми» детьми и мы стараемся помочь родителям в этой проблеме:
- сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника, соц. защита);
- делимся опытом перед коллегами;
- используем презентации;
- проводим «Дни открытых дверей».
Используемые формы работы с родителями:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Дни открытых дверей – родители посещают занятия, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Родительские клубы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Большое значение для плодотворной деятельности учителя-логопеда в условиях информационного общества, имеет информационная компетентность, включающая умения: находить и использовать информацию, работать с различными видами и типами информационных источников.
Основная роль учителя логопеда сформировать речевую компетентность, так как это, является базовой основой социально-адаптивной личности, обладающей необходимыми способностями для успешной социализации в обществе.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях кабинета коррекции как основной фактор успешной социализации»
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях кабинета коррекции как основной фактор успешной социализации
Кайсинв Динара Магжановна – учитель-логопед 1 категории
КГУ « Психолого-медико-педагогической консультации и психолого-педагогической коррекции г. Павлодара»
Психолого-педагогическое сопровождение в кабинете психолого-педагогической коррекции представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в социальной среде.
Немаловажную роль в повышении уровня знаний и умений у воспитанников кабинета коррекции играет психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в лице учителя-логопеда, о работе которого я хотела бы сегодня немного рассказать.
Психолого-педагогическое сопровождение детей включает три взаимосвязанных компонента:
- изучение личности ребенка;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- непосредственная логопедическая помощь ребенку.
Дети, поступающие в наш кабинет, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. В настоящее время происходит значительное увеличение сочетанных нарушений (у ребенка нарушение интеллектуальной деятельности, зрения и сложное речевое недоразвитие), резкое усложнение структуры речевого дефекта, увеличилось количество обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Чтобы работа логопеда стала более эффективной, мне необходима тесная взаимосвязь со специалистами - психологом, дефектологом, сурдопедагогом, социальным педагогом и невропатологом и, конечно, с родителями.
Большое внимание нашими специалистами уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.
Таким образом, основные принципы сопровождения:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- комплексный подход сопровождения: согласованная работа специалистов, владеющих единой системой методов.
Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развивать устную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе, а также помочь для успешной социальной адаптации ребенка в обществе.
Основным средством социальной адаптации является – речь. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка учителю-логопеду необходимо грамотно объяснить родителям особую значимость логопедических занятий, способствующих повышению самооценки ребенка; формированию способности ребенка адекватно оценивать самого себя, свои действия; видеть свои достоинства и недостатки. Данные качества, будут являться основой для развития коммуникативности – необходимого условия успешной коррекционной деятельности и социальной адаптации.
Логопедическая работа нашего образовательного учреждения условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и методы обучения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Наряду с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми мы используем инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы: например активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, работы с крупами и арттерапии.
Логопедическое сопровождение образовательного процесса предполагает именно партнерские взаимоотношения субъектов сопровождения, что взаимосвязано с требованиями современного общества по реализации личностно-ориентированных и гуманистических подходов.
Моя задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Я понимаю, как трудно родителям с «особыми» детьми и мы стараемся помочь родителям в этой проблеме:
- сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника, соц. защита);
- делимся опытом перед коллегами;
- используем презентации;
- проводим «Дни открытых дверей».
Используемые формы работы с родителями:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Дни открытых дверей – родители посещают занятия, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Родительские клубы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Большое значение для плодотворной деятельности учителя-логопеда в условиях информационного общества, имеет информационная компетентность, включающая умения: находить и использовать информацию, работать с различными видами и типами информационных источников.
Основная роль учителя логопеда сформировать речевую компетентность, так как это, является базовой основой социально-адаптивной личности, обладающей необходимыми способностями для успешной социализации в обществе.