СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР " Дифференциация звуков И-Ы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) актуальным является работа по формированию произношения звуков раннего генеза. На начальном этапе формирование произношения происходит на индивидуальных занятиях с детьми. Затем этот материал закрепляется на подгрупповых, фронтальных занятиях. Данный конспект занятия разработан и успешно апробирован на подгрупповом логопедическом занятии с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР " Дифференциация звуков И-Ы"»

Конспект занятия

по теме: Дифференциация звуков И-Ы


Цель: дети научатся или получат возможность научиться различать звуки И-Ы в слогах, словах на слух и в произношении.

Задачи:

  • уточнить артикуляцию и произношение изолированных звуков И, Ы;

  • уточнить характеристику звуков И, Ы;

  • упражнять детей в дифференциации звуков И-Ы на слух изолированно, в слогах, словах;

  • упражнять детей в дифференциации звуков И-Ы в произношении изолированно, в слогах, словах;

  • закреплять умение детей определять количество слогов в 1, 2, 3-сложных словах;

  • упражнять в определении наличия или отсутствия заданного звука в слове;

  • развивать артикуляционную моторику и межполушарное равновесие;

  • развивать тембр голоса;

  • развивать слуховую память;

  • воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков И, Ы.

Тип занятия: фронтальное.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиозапись мелодии «Топ, топает малыш», артикуляционные карточки звуков А, У, И, Ы; демонстрационные игрушки: Вини-пух, Пятачок; мешочек, мелкие игрушки со звуками Ы, И; картинки с контурным изображением Вини-пуха и Пятачка, удочка, раздаточные картинки со звуками Ы, И; плоскостное изображение поездов с разным количеством окошек (1, 2, 3); флажок, корзинки с камешками, колокольчики, лазерная указка, мяч, конфеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети стоят по кругу, обозначенному на ковре (приём Монтессори-метода)

  • приветствие (развитие тембра голоса; формирование доброжелательных отношений между детьми);

Дети передают друг другу флажок, говорят приветствие «Доброе утро» высоким и низким голосом.

  • упражнение «Дуб-ива» (напряжение и расслабление мышц тела);

  • артикуляционная гимнастика с использованием метода биоэнергопластики

(развитие артикуляционной моторики и межполушарного равновесия).

Дети сопряжённо с логопедом под мелодию «Топ, топает малыш» ритмично выполняют артикуляционную гимнастику для губ и языка с использованием метода биоэнергопластики.


2. Дети сидит за столами, на которых лежат артикуляционные карточки с символами гласных звуков (А, У, И, Ы).

Логопед: Ребята, рассмотрите карточки. Назовите, какие звуки вы узнали? (А, У, И, Ы) Покажите карточку со звуком А (У, И, Ы). Дети показывают соответствующую карточку. Как можно назвать все эти звуки? (Гласные звуки) Почему они так называются? (Эти звуки можно пропеть; воздух изо рта выходит свободно, не встречая преграды)


3. Дети сидят за столами. На столах лежат артикуляционные карточки с символами гласных звуков (А, У, И, Ы).

Логопед: Ребята, вы слышите, к нам идут гости! Звучит песенка Вини-пуха «Кто ходит в гости по утрам». Логопед показывает детям игрушки Вини-пуха и Пятачка.

Логопед: Вы узнали, кто это? (медведь Вини-пух и поросёнок Пятачок) Какую песенку поёт Вини-пух? (ЫЫЫ) Покажите карточку, где изображён звук Ы. Дети выполняют задание. Логопед контролирует у детей артикуляцию и произношение звука Ы.

Логопед: Какую песенку поёт Пятачок? (ИИИ) Покажите карточку, где изображён звук И. Дети выполняют задание. Логопед контролирует у детей артикуляцию и произношение звука И.

Логопед: Сегодня мы вместе с Вини-пухом и Пятачком будем учиться правильно произносить звуки Ы, И.

Логопед: Вини-пух и Пятачок хотят найти себе друзей. Для друзей они приготовили интересные игры и вкусное угощение. Хотите стать их друзьями? (Да) Давайте играть!



4. Игра 1. «Рыбалка». Дети сидят на ковре по кругу. В центре круга лежат картинки рисунком вниз с контурным изображением Вини-пуха и Пятачка. К каждой картинке прикреплена металлическая скрепка. Логопед держит в руках игрушечную удочку, на конце которой находится магнит.

Логопед: Вини-пух и Пятачок предлагают поиграть в игру «Рыбалка». Они принесли свои фотографии. Нужно при помощи удочки «поймать» любую фотографию, перевернуть её, узнать на ней нашего гостя и пропеть его звук-песенку.

Дети выполняют задание, передавая удочку друг другу. Логопед контролирует у детей произношение звуков Ы, И.

Логопед: Молодцы, ребята, все фотографии узнали и песенки спели правильно!


5. Динамическая пауза

Дети стоят по кругу.

Логопед: Наши гости предлагают сделать зарядку. Повторяйте за мной! Дети выполняют отражённо упражнения:

  • произношение звуков Ы, И с использованием движений фонетической ритмики;

  • произношение слоговых цепочек (из 2-ух элементов) с чередованием слогов со звуками Ы, И; произношение слогов сопровождается движениями рук «кулак-ладонь» (мы-ми, пы-пи, вы-ви, ты-ти, кы-ки, ны-ни);

  • произношение слоговых цепочек (из 2, 3-х элементов) с чередованием слогов со звуками Ы, И; произношение слогов сопровождается перекидыванием мяча (мы-мы-ми, пи-пи-пы, вы-ви-ви, ки-кы т.д.).

Логопед: Вини-пуху и Пятачку понравилось, как вы делали зарядку!



6. Игра 2. «Внимательные ушки». Дети сидят за столами. На столах стоят корзинки с камешками, колокольчики.

Логопед: Вини-пух называет звуки Ы, И. Если вы услышите звук Ы, положите на стол камешек.

Логопед называет звуки: И, Ы, Ы. И, Ы, И и т.д. Дети выполняют задание.

Логопед: Вини-пуху понравилось, как вы слушали звуки! Сейчас играть с вами будет Пятачок. Он называет песенки со звуками Ы, И. Если вы услышите песенку со звуком И, положите на стол камешек.

Логопед называет слоги: ПИ, ПЫ, МЫ. ВИ, КЫ, ЛИ и т.д. Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Теперь Пятачок называет слова со звуками Ы, И. Если вы услышите в слове звук И, позвоните колокольчиком.

Логопед называет слова: ПИЛА, ПЫЛЬ, МЫШКА, КИТ, ВИЛКА, БИНТ, ДЫМ и т.д. Дети выполняют задание.



7. Игра 3. «Кто едет в поезде?». Дети сидят за столами. На доске расположены плоскостные изображения трёх поездов. В каждом поезде по одному вагону. В вагонах изображено разное количество окошек (1,2,3). На столах лежат картинки со звуками Ы, И изображением вниз. Логопед держит в руках лазерную указку.

Логопед: К нам на занятие приехали поезда. Из чего состоит каждый поезд? (Из паровоза и вагона). Скажите, все вагоны одинаковые? (Нет) Правильно. Чем они отличаются? (Окошками) Посчитайте, сколько окошек в каждом вагоне? (В первом вагоне – 1 окно, во втором окне – 2 окна, в третьем вагоне – 3 окна). Что это значит? В первом вагоне поедут картинки с 1 хлопком, во втором вагоне – с 2 хлопками, в третьем – с 3 хлопками. У меня есть волшебная указка. По картинкам будет бегать огонёк. Картинку, на которой остановится огонёк, нужно перевернуть, назвать. Затем отхлопать её название, определить, сколько хлопков в названии картинки и поставить картинку в свой вагон.

Дети выполняют задание. Логопед контролирует правильное произношение звуков Ы, И в названии картинки, а также помогает детям правильно определить количество хлопков в слове.

Логопед: Ребята, посмотрите, как Вини-пух и Пятачок радуются! Они рады, потому что вы правильно назвали и отхлопали все картинки.

8. Подведение итога занятия. Рефлексия.

Логопед держит в руках Пятачка.

Логопед: Ребята, кого позовёт Пятачок, подойдите ко мне.

Пятачок «называет» имена детей, которым рекомендован щадящий режим по заключению психиатра и невролога. Несколько детей подходят к логопеду.

Логопед: Ребята, с кем вы подружились на занятии? (С Вини-пухом и Пятачком) Какие песенки-звуки пели Вини-пух и Пятачок? (Вини-пух пел звук «Ы», Пятачок пел звук «И»). Пятачку очень понравилось играть с вами, но ему пора уходить! Пятачок приготовил для вас угощение.

Пятачок передаёт детям конфеты. Дети вместе с Пятачком уходят.

9. Игра 4. «Сыщики». Логопед держит в руках Вини-пуха и мешочек с предметами. Дети вместе с логопедом сидят по кругу на ковре.

Логопед: Ребята, Вини-пух предлагает вам поиграть в игру «Сыщики». Кто такой сыщик? (Человек, который что-нибудь ищет) Сейчас вы будете сыщиками!

Логопед выкладывает из мешочка все предметы на ковёр.

Логопед: Назовите, какие предметы вы видите? (Мыло, бык, буквы, мышка, индюк, диван, киви, духи) Вини-пух потерял некоторые предметы. Помогите найти предметы, в названиях которых есть звук Ы.

Дети выбирают предметы, в названиях которых есть звук Ы. Логопед контролирует правильность выбора предмета.

Логопед: Ребята, расскажите, что вы выбрали. (Мыло. В этом слове есть звук Ы. Бык. В этом слове есть звук Ы. Буквы. В этом слове есть звук Ы. Мышка. В этом слове есть звук Ы.) Спасибо, ребята! Вы помогли Вини-пуху найти то, что он потерял!



10. Подведение итога занятия. Рефлексия.

Логопед: Кто вам предложил сегодня дружбу? (Вини-пух и Пятачок) Назовите любимые песенки-звуки ваших новых друзей. (Вини-пух пел звук «Ы», Пятачок пел звук «И»). Какая игра вам больше всех запомнилась? Принимайте угощение от Вини-пуха.

Дети получают конфеты и уходят.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!