Конспект
логопедического занятия в 3 классе
Тема: «Работа с деформированным предложением. Словообразование существительных и прилагательных».
Лексическая тема: «Семья»
Цель: Учить работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.
Закреплять навык словообразования суффиксальных существительных и сложных прилагательных.
Упражнять в подборе синонимов, решении ребусов.
Развивать фонематические процессы, память, внимание.
Оборудование: загадка «Семья», картинки с изображением членов семьи, мяч, д/и «Наоборот», д/и «Составь предложение», д/и «Составь портреты», схемы предложений, наборное полотно, фишки,
Ход занятия:
I. Орг. момент.
-Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы будем говорить о семье, ее членах, будем учиться составлять предложения и образовывать новые слова.
II. Вводная беседа. Развитие звукового синтеза.
Что такое семья? Назовите членов семьи. Отгадайте, какие слова я «рассыпала».
т,о,ц,е
а,б,л,б,у,я
а,м,л,м,у,я,
ы,н,с
о,д,ч,ь
Подбор прилагательных к существительным. На каждое слово выкладывается фишка на наборном полотне (добрый, ласковый, внимательный, трудолюбивый, заботливый и т.д.)
Подберите слова – признаки к слову «семья». Какая ваша семья?
III. Развитие навыков антонимии. Д/и «Наоборот»
Дети делятся на две команды. Логопед предъявляет пару картинок. Ребенок из первой команды называет картинку под розовой полоской, ребенок из второй команды – картинку под голубой полоской – антоним.
Маленький – взрослый сильный – слабый открыть – закрыть высокий – низкий
Молодой – старый надевать – снимать толстый – худой
Идет – стоит веселый – грустный длинный – короткий смеяться - плакать
Здоровый – больной поднимать – опускать сидеть – лежать
IV. Работа с деформированным предложением.
Составьте предложения из данных слов:
Школа, брат, ушла, в.
Мама, вкусный, суп, варит.
Мы, кино, идти, в.
Сколько слов в предложении?
Какое первое? Второе? Третье?
Какое «короткое» слово в этих предложениях?
Выложите схему последнего предложения. «Прочитайте» его.
V. Физ.минутка.
Есть у меня братишка-
Смешной такой мальчишка:
Мне во всем он подражает
И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже … (скачет).
Я сижу и он … (сидит),
Я бегу и он … (бежит),
Мяч беру и он …(берет),
Мяч кладу и он …(кладет).
Куст стригу и он …(стрижет),
Жгу костер - он тоже …(жжет).
Такой смешной мальчишка –
Младший мой братишка.
VI. Словообразование существительных.
Сейчас поиграем в «новые слова». Я кидаю мяч и говорю, кто из членов семьи любит что–то делать. А вы по очереди, как его можно назвать, и возвращаете мяч.
Дедушка любит мастерить, он …(мастер).
Бабушка любит заниматься рукоделием, она …(рукодельница).
Мама любит хлопотать на кухне, она …(хлопотунья).
Папа – плясать, он ...(плясун), а мама …(плясунья).
Дядя - петь, он …(певун), а тетя …(певунья).
Сын – шалить, он …(шалун), а дочь …(шалунья).
Брат – озорничать, он …(озорник), а сестра …(озорница).
Двоюродный брат – молчать, он …(молчун), а двоюродная сестра …(молчунья).
Племянник ходит в школу, он …(школьник), а племянница …(школьница).
Он учиться на «отлично», он …(отличник), а она …(отличница).
А вы кем будете в школе?
VII. Итог
Чем занималась семья в составленном нами предложении?
Поговорите дома с родителями о том, в какие игры любят играть в вашей семье в свободное время?