СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«логоритмика, как часть целостного воспитательно - коррекционного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация расчитана на педагогов, для того, чтобы познакомить их с логопедической ритмикой. И с тем, какое значение она имеет в жизни ребенка.

Просмотр содержимого документа
««логоритмика, как часть целостного воспитательно - коррекционного процесса»»

Консультация для педагогов «Логоритмика как часть целостного воспитательно-коррекционного процесса»

Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитанияЛогопедия — раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

На заре человеческой истории люди постигали секреты музыкального воздействия. Древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, эстетический вкус. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.

В конце XIX века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

В начале ХХ века во многих странах Европы получила распостранение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики», ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак –Далькроз. Позже в науке появился специальный термин — кинезитерапия (лечение движением). Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика. Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, — это движение, музыка и речь. Со временем логопедическаяритмика стала неотъемлимой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики, заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).

Часто у детей- логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, определить, где у него левая, а где правая рука).

Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.

Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессывозбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движеий, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели — расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той| лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.

Таким образом, логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы — развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитаниеправильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Занятия по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также воспитатель, работающий с данной группой детей, родитель, закрепляющий полученные навыки.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмическихзанятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.

Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной.

Вне логоритмических занятий родители продолжают отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм.

Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов и родителей, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.

Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Организация занятий логоритмикой требует от педагогов и родителей знания основ логопедии и желание помочь своим детям корректировать речевые нарушения.

Таким образом, занятия логоритмикой – это непременно совместная работа музыкального руководителя, логопедавоспитателя и родителей, которые ставят перед детьми различные задачи, но добиваются при этом общей цели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!