Мы живем в очень не простое время. Ритм нашей жизни ускоряется из года в год. Меньше времени остается на семью, общение с близкими людьми. Простые радости. Весной 2020 года в нашу жизнь вошло много новых и не очень приятных понятий… пандемия, самоизоляция, социальная дистанция, масочный режим…
Как быть в этой ситуации логопеду?
Первые мысли: как быть с занятиями, что делать? Просто взять паузу или попробовать удержать нормальную жизнь….
После нескольких дней раздумий, принято решение. Выходим в формат онлайн занятий и консультаций.
Решение принято, дело за малым, начать работать в новых и не привычных условиях. Решили работать в двух направлениях: занятия в скайпе и занятия электронному заданию логопеда самостоятельно. Не у всех родителей имелись технические возможности для работы в онлайн.
Преимущества данной программы: бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа позволяет совершать конференц-звонки, видео звонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.
Первые занятия решили провести с детьми, без нарушения поведения. Выделили для себя несколько простых правил:
Детальное планирование занятия
Максимальная наглядность: картинки, игрушки, со временем поняли, что заранее подготовленный материал в формате презентации отличный помощник.
Минимум посторонних звуков и отвлекающих предметов (включенный телевизор, посторонние звуки).
Поддержка мамы, ее контроль правильного выполнения задания.
Четкое расписание занятий
Ответственное отношение к занятиям всех участников.
Теперь, немножко о технической стороне работы онлайн:
Ноутбук или персональный компьютер с большим экраном (четкое изображение, устойчивость, свободные руки) в отличие от телефона, демонстрация экрана, скорость загрузки. Высокоскоростное подключение к сети интернет у вас и у ребенка.
Наушники и микрофон. Необязательное условие, но жизнь облегчает. Особенно, если в соседней комнате ребенок на уроке онлайн.
Однозначно, занятие, проводимое в режиме онлайн в разы энергозатратнее, как для взрослого, так и для ребенка. Первые трудности, с которыми мы столкнулись, максимальная нагрузка на слух и зрение ребенка. Отсутствие прямого эмоционального контакта между ребенком и логопедом.
Первые занятия показали, тяжело, но не невозможно. Следующим шагом было включение деток с «особенностями» в работу. Тут пришлось включить всю свою фантазию и артистизм. Даже подключить домашних питомцев. Мои коты отрабатывали «вкусняшки» с большим удовольствием. И были своеобразным заменителем объятий. Постепенно мы вошли во вкус, ребята сами спрашивали, а когда мы еще увидимся. Мы в шутку говорили: «Жду тебя в гости!»
Из плюсов можно отметить то, что многие дети чувствуют себя комфортнее в привычной для себя обстановке. Так же к плюсам можно отнести большую включенность родителей в коррекционный процесс. Многие родители отметили, что такая работа позволила им лучше понять трудности своего ребенка, изменить отношение к необходимости отработки и закрепления успехов своего ребенка. Укрепить эмоциональный контакт между родителями и ребенком.
Из минусов, невозможность механической помощи ребенку при работе по постановке звукопроизношения.
Уверенность, спокойствие и ответственное отношение всех участников, позволяет проводить логопедическое занятие онлайн не менее эффективно, чем обычное. И конечно, такие занятия позволяют не прерывать коррекционный процесс с часто болеющими детьми.