СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья по коррекции дисграфии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос организации логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по коррекции дисграфии.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья по коррекции дисграфии.»

Логопедическая работа

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

по коррекции дисграфии


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по коррекции дисграфии.

Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, графомоторная координация, звуковой анализ и синтез, оптико-пространственный анализ.


В логопедической литературе симптоматика дисграфии, как правило, ограничивается ошибками в письме, которые могут наблюдаться у детей, имеющих и не имеющих нарушения устной речи. Клинические (психопатологические) особенности детей с дисграфией (также и с дислексией) не рассматриваются. Это объясняется тем, что в логопедии расстройства письма и чтения понимаются как специфические нарушения речевых (языковых) способностей. Неречевые нарушения представляют собой факторы патогенетического механизма возникновения расстройств письменной речи, а не их симптоматику.

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что-либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Ученые выделяют разные виды дисграфии, но во всех классификациях (О.А. Токаревой (1971), М.Е. Хватцева (1937) и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия. Оптическая дисграфия – это нарушение у детей зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций, недоразвитие памяти, пространственных представлений и восприятия, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа букв. При оптической дисграфии наблюдаются специфические ошибки на уровне буквы, слова. Исследователи проблемы нарушений письменной речи у школьников выделяют различные проявления оптической дисграфии, виды специфических ошибок.

Оптическая дисграфия (О.А. Токарева) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному.Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к. Хватцев М.Е. считает, что оптическая дисграфия вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. Ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м. Садовникова И.Н. установила новый тип специфических ошибок – смешение букв по кинетическому сходству. Она замечает, что исследователи традиционно объясняют смешения в письме оптическим сходством букв. Включение в акт письма еще одного анализатора двигательного расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Но было бы неправильным не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо-речедвигательных и зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма.

В коррекции оптической дисграфии у младших школьников можно применить следующий комплекс коррекционно-развивающих упражнений:

Комплекс 1.

Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов:

- назвать предметы по их контурам;

- назвать недорисованные предметы;

- назвать перечеркнутые изображения;

- выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

Развитие восприятия величины:

«Великан и гном» (необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика – маленьких предметов).

«Четвёртый лишний» (среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой).

Развитие восприятия формы:

«Лото» (карточки с различными геометрическими фигурами и предметами, нужно соединить фигуру и предмет, имеющий похожую форму).

Развитие целостности восприятия:

«Мозаика» (из отдельных элементов нужно собрать рисунок).

«Забывчивый художник» (дети должны дорисовать «забытые» художником части предмета, буквы, цифры).

Развитие избирательности восприятия:

«Найди отличия» (на двух почти одинаковых картинках нужно найти отличия).

Комплекс №2.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти:

«Чего не стало?». На столе раскладывается 5 – 6 предметов, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно один из них. Дети должны его назвать.

- Запомнить буквы, цифры или фигуры (3 – 5), а затем выбрать их среди других.

«Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

Формирование пространственного восприятия и представлений. Ориентировка в схеме собственного тела:

- Просим ребенка поднять левую (правую) руку, показать правую (левую) ногу, глаз или ухо, правой рукой взять себя за левое ухо и т.д. Ориентировка в окружающем пространстве:

- Ребенок должен показать, какой предмет находится слева, а какой – справа.

- Показ предмета, который находится слева или справа от центрального предмета.

- Выполнение рисунка по устной инструкции. Нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху – треугольник, снизу – крестик.

Развитие зрительно-моторных координаций:

- Прохождение лабиринта (провести дорожку, показать маршрут).

- Графические диктанты (продолжить узор).

- Штриховки (заштриховать определённым образом контур буквы, цифры, предмета).

Комплекс 3.

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв:

- конструирование букв алфавита;

- реконструирование букв алфавита;

- поэлементная запись смешиваемых букв;

- письмо в воздухе;

- письмо с закрытыми глазами.

«Исправь ошибку» (ребенок должен исправить неправильно нарисованную букву).

Игра «Полбуковки» (нужно дописать недостающую часть буквы).

- Нахождение сходных по внешнему виду букв.

- Нахождение данной в образце буквы среди ряда других букв.

- Диктанты.

Помимо этого можно предложить следующий комплекс упражнений по коррекции оптической дисграфии:

1.Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

– Назвать контурные изображения предметов.

– Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

– Назвать перечеркнутые контурные изображения.

– Определить, что неправильно нарисовал художник.

– Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

– Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).

– Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).

– Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны разного цвета, а также картинки с изображениями предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на соответствующий фон.

– Игра «геометрическое лото». Детям раздаются большие карты на которых изображены геометрические фигуры и предметные картинки, которые дети кладут на большую карту, соотнося форму предмета с геометрической фигурой.

– Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной. Детям нужно подобрать такую же полоску, как у учителя.

– Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:

- покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет;

- назови цвет правой части полоски;

- найди полоску, где слева красный цвет, а справа – желтый.

– Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.

– Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.

– Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.

– Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

– Составление «разрезных картинок».

– Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

2. Упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

– Найти букву Г среди сходных Н Т Г П.

– Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а, б, в, г, д, е, ж, з, а, А Б В Г Д Е Ж З.

– Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

– Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

– Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.

– Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

– Дописать букву.

– Назвать буквы, наложенные друг на друга.

– Определить правильно и неправильно написанные буквы.

– Узнать буквы по зеркальному изображению.

– Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

– Игра «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

– Конструирование букв из элементов.

– Реконструкция букв: добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж – К) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т – Г).

– Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН ПН ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР.

3.Упражнения по развитию зрительного анализа изображений и букв.

– Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагались ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).

– Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.

– Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).

– Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.

– Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.

– Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.

– Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

– Реконструировать букву, добавляя элемент: из а - л - д, к - ж, з - в, г - б.

– Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: р - ь, и - н, н - п, г - т.

– Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З - В, Р - В.

– Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П.

4.Упражнения по развитию зрительной памяти.

– Запомнить 4 – 5 картинок, а затем отобрать их среди других 8 – 10.

– Запомнить 3 – 5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8 – 10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.

– Разложить 3 – 4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

– Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.

– Игра «чего не стало?» 5 – 6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

– Игра «что изменилось?» Логопед раскладывает 4 – 5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось.

5. Упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых частей.

- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.

– Поднять правую руку вверх и назвать ее.

– Поднять левую руку и назвать ее.

– Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.

– Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).

– Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.

– Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.

– Показать на картинке (например: медвежонка) правую лапу, левый глаз

– Попрыгать на левой ноге, правой ноге.

– Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх и т.д.

6.Упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве, пространстве листа.

– Покажи предмет, который находится справа от тебя.

– Назови предметы, которые находятся слева от тебя.

– Положи книгу справа от себя, а ручку слева.

– Где находится шкаф? (например, справа) и т.д.

– Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева.

– Где находится карандаш по отношению к книге? (слева). Положить тетрадь слева от книги (рядом).

– Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.

– Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.

– Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.

– Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.

– Графические диктанты:

– Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг и т.д.

– Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево и т.д.

– Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.

– Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных.

– Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.

– Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).

– Показать, кто выше, кто ниже.

– Нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

– Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.

– Упражнение «Найди такой же». Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.

– Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения: - Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений предметов. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол и т.д.

– Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:

– Выше какого предмета находится (мяч)? Ниже какого предмета находится (мяч)? Что находится правее (мяча)? Что находится левее (мяча)? – Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?

– Упражнение «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь» Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?»). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.

Список литературы:

1. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.

2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. - 255 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!