Логопедическая работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
по коррекции дисграфии
Баранова Галина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по коррекции дисграфии.
Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, графомоторная координация, звуковой анализ и синтез, оптико-пространственный анализ.
В логопедической литературе симптоматика дисграфии, как правило, ограничивается ошибками в письме, которые могут наблюдаться у детей, имеющих и не имеющих нарушения устной речи. Клинические (психопатологические) особенности детей с дисграфией (также и с дислексией) не рассматриваются. Это объясняется тем, что в логопедии расстройства письма и чтения понимаются как специфические нарушения речевых (языковых) способностей. Неречевые нарушения представляют собой факторы патогенетического механизма возникновения расстройств письменной речи, а не их симптоматику.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что-либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Ученые выделяют разные виды дисграфии, но во всех классификациях (О.А. Токаревой (1971), М.Е. Хватцева (1937) и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия. Оптическая дисграфия – это нарушение у детей зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций, недоразвитие памяти, пространственных представлений и восприятия, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа букв. При оптической дисграфии наблюдаются специфические ошибки на уровне буквы, слова. Исследователи проблемы нарушений письменной речи у школьников выделяют различные проявления оптической дисграфии, виды специфических ошибок.
Оптическая дисграфия (О.А. Токарева) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному.Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к. Хватцев М.Е. считает, что оптическая дисграфия вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. Ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м. Садовникова И.Н. установила новый тип специфических ошибок – смешение букв по кинетическому сходству. Она замечает, что исследователи традиционно объясняют смешения в письме оптическим сходством букв. Включение в акт письма еще одного анализатора двигательного расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Но было бы неправильным не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо-речедвигательных и зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма.
В коррекции оптической дисграфии у младших школьников можно применить следующий комплекс коррекционно-развивающих упражнений:
Комплекс 1.
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов:
- назвать предметы по их контурам;
- назвать недорисованные предметы;
- назвать перечеркнутые изображения;
- выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
Развитие восприятия величины:
«Великан и гном» (необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика – маленьких предметов).
«Четвёртый лишний» (среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой).
Развитие восприятия формы:
«Лото» (карточки с различными геометрическими фигурами и предметами, нужно соединить фигуру и предмет, имеющий похожую форму).
Развитие целостности восприятия:
«Мозаика» (из отдельных элементов нужно собрать рисунок).
«Забывчивый художник» (дети должны дорисовать «забытые» художником части предмета, буквы, цифры).
Развитие избирательности восприятия:
«Найди отличия» (на двух почти одинаковых картинках нужно найти отличия).
Комплекс №2.
Уточнение и расширение объема зрительной памяти:
«Чего не стало?». На столе раскладывается 5 – 6 предметов, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно один из них. Дети должны его назвать.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры (3 – 5), а затем выбрать их среди других.
«Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
Формирование пространственного восприятия и представлений. Ориентировка в схеме собственного тела:
- Просим ребенка поднять левую (правую) руку, показать правую (левую) ногу, глаз или ухо, правой рукой взять себя за левое ухо и т.д. Ориентировка в окружающем пространстве:
- Ребенок должен показать, какой предмет находится слева, а какой – справа.
- Показ предмета, который находится слева или справа от центрального предмета.
- Выполнение рисунка по устной инструкции. Нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху – треугольник, снизу – крестик.
Развитие зрительно-моторных координаций:
- Прохождение лабиринта (провести дорожку, показать маршрут).
- Графические диктанты (продолжить узор).
- Штриховки (заштриховать определённым образом контур буквы, цифры, предмета).
Комплекс 3.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв:
- конструирование букв алфавита;
- реконструирование букв алфавита;
- поэлементная запись смешиваемых букв;
- письмо в воздухе;
- письмо с закрытыми глазами.
«Исправь ошибку» (ребенок должен исправить неправильно нарисованную букву).
Игра «Полбуковки» (нужно дописать недостающую часть буквы).
- Нахождение сходных по внешнему виду букв.
- Нахождение данной в образце буквы среди ряда других букв.
- Диктанты.
Помимо этого можно предложить следующий комплекс упражнений по коррекции оптической дисграфии:
1.Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
– Назвать контурные изображения предметов.
– Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
– Назвать перечеркнутые контурные изображения.
– Определить, что неправильно нарисовал художник.
– Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
– Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).
– Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).
– Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны разного цвета, а также картинки с изображениями предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на соответствующий фон.
– Игра «геометрическое лото». Детям раздаются большие карты на которых изображены геометрические фигуры и предметные картинки, которые дети кладут на большую карту, соотнося форму предмета с геометрической фигурой.
– Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной. Детям нужно подобрать такую же полоску, как у учителя.
– Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:
- покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет;
- назови цвет правой части полоски;
- найди полоску, где слева красный цвет, а справа – желтый.
– Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.
– Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.
– Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
– Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
– Составление «разрезных картинок».
– Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
2. Упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
– Найти букву Г среди сходных Н Т Г П.
– Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а, б, в, г, д, е, ж, з, а, А Б В Г Д Е Ж З.
– Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
– Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
– Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
– Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
– Дописать букву.
– Назвать буквы, наложенные друг на друга.
– Определить правильно и неправильно написанные буквы.
– Узнать буквы по зеркальному изображению.
– Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
– Игра «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.
– Конструирование букв из элементов.
– Реконструкция букв: добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж – К) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т – Г).
– Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН ПН ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР.
3.Упражнения по развитию зрительного анализа изображений и букв.
– Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагались ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).
– Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
– Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
– Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
– Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
– Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
– Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
– Реконструировать букву, добавляя элемент: из а - л - д, к - ж, з - в, г - б.
– Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: р - ь, и - н, н - п, г - т.
– Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З - В, Р - В.
– Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П.
4.Упражнения по развитию зрительной памяти.
– Запомнить 4 – 5 картинок, а затем отобрать их среди других 8 – 10.
– Запомнить 3 – 5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8 – 10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.
– Разложить 3 – 4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
– Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.
– Игра «чего не стало?» 5 – 6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
– Игра «что изменилось?» Логопед раскладывает 4 – 5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось.
5. Упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых частей.
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.
– Поднять правую руку вверх и назвать ее.
– Поднять левую руку и назвать ее.
– Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.
– Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).
– Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.
– Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.
– Показать на картинке (например: медвежонка) правую лапу, левый глаз
– Попрыгать на левой ноге, правой ноге.
– Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх и т.д.
6.Упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве, пространстве листа.
– Покажи предмет, который находится справа от тебя.
– Назови предметы, которые находятся слева от тебя.
– Положи книгу справа от себя, а ручку слева.
– Где находится шкаф? (например, справа) и т.д.
– Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева.
– Где находится карандаш по отношению к книге? (слева). Положить тетрадь слева от книги (рядом).
– Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.
– Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.
– Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.
– Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.
– Графические диктанты:
– Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг и т.д.
– Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево и т.д.
– Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.
– Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных.
– Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.
– Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).
– Показать, кто выше, кто ниже.
– Нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
– Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.
– Упражнение «Найди такой же». Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.
– Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения: - Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений предметов. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол и т.д.
– Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:
– Выше какого предмета находится (мяч)? Ниже какого предмета находится (мяч)? Что находится правее (мяча)? Что находится левее (мяча)? – Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?
– Упражнение «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь» Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?»). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.
Список литературы:
1. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. - 255 с.