СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедические пятиминутки

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедические пятиминутки

 

 

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. В логоминутку могут входить упражнения и игры для коррекции:

 фонетико-фонематических нарушений;

 нарушений просодики;

 нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;

 расстройств общей и мелкой моторики;

 расстройств артикуляционной моторики;

 несформированости связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические пятиминутки»



Логопедические пятиминутки



Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. В логоминутку могут входить упражнения и игры для коррекции:

 фонетико-фонематических нарушений;

 нарушений просодики;

 нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;

 расстройств общей и мелкой моторики;

 расстройств артикуляционной моторики;

 несформированости связной речи.


Известно, что развитие интеллекта и речи ребёнка неразрывно связаны. Интеллектуальная неполноценность тормозит речевое развитие детей. Речь ребёнка с интеллектуальным недоразви-тием страдает, как система, т.к. нарушены все её компоненты. Поэтому комплексы логопедиче-ских пятиминуток для специальной (коррекционной) школы VIII вида должны включать разнооб-разные виды логопедических упражнений, что будет способствовать коррекции речи, как системы.

В структуру методического пособия входит 30 комплексов логопедических упражнений. Ка-ждый комплекс является тематическим и направлен на коррекцию определённых нарушений речи: на снятие мышечных зажимов, формирование плавного длительного выдоха, укрепление и выра-ботку подвижности губ и языка, развитие голоса, фонематического слуховосприятия. Однако, большая часть логопедического материала, приведённая в пособии, содержит упражнений и игры для коррекции произношения наиболее сложных звуков: свистящих, шипящих, сонор [р], [л] и их дифференциацию.



Правила правильной красивой речи:

1. При разговоре не нужно напрягаться, поднимать плечи и втягивать шею.

2. Перед началом речи сделать вдох, не напрягаясь и не поднимая плечи, и сразу же начинать говорить на плавном выдохе.

3. Чётко артикулировать, активно двигать губами и языком.

4. Произносить гласные протяжно, делать на них голосовую опору.

5. Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения.

6. В каждом слове выделять ударный гласный звук, произносить его громче и длительнее остальных гласных.

7. Первое слово во фразе говорить тише, низким голосом и немного медленнее.

8. Длинные предложения делить на смысловые отрезки.

9. Выдерживать паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

10. Говорить не монотонно, а выразительно.

11. Говорить не торопясь, но и не слишком медленно. Говорить уверенно и спокойно.

12. Перед тем, как что-либо сказать, мысленно приготовить фразу.

13. Во время речи не делать лишних движений руками, головой и туловищем.

14. Во время речи следует держаться естественно и смотреть на собеседника.














Содержание


1 комплекс – «Мышечное расслабление»

2 комплекс – «Речевой выдох»

3 комплекс – «Сильные губы»

4 комплекс – «Подвижные губы»

5 комплекс – «Сильный язычок»

6 комплекс – «Подвижный язычок»

7 комплекс – «Гласные звуки. Звук [э

8 комплекс – «Гласные звуки. Звук [а

9 комплекс – «Гласные звуки. Звук [и

10 комплекс – «Гласные звуки. Звук [ы

11 комплекс – «Гласные звуки. Звук [о

12 комплекс – «Гласные звуки. Звук [у

13 комплекс – «Согласные звуки. Звук [л

14 комплекс – «Согласные звуки. Звук [р

15 комплекс – «Согласные звуки. Звук [с

16 комплекс – «Согласные звуки. Звук [з] »

17 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ш

18 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ж

19 комплекс – «Согласные звуки. Звук [щ

20 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ч] »

21 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ц

22 комплекс «Различаем звуки [р-л

23 комплекс «Различаем звуки [с-ш

24 комплекс «Различаем звуки [з-ж

25 комплекс «Различаем звуки [с-з

26 комплекс «Различаем звуки [ш-ж

27комплекс «Различаем звуки [с-ч

28 комплекс «Различаем звуки [с-ц

29 комплекс «Различаем звуки [ш-щ

30 комплекс «Различаем твёрдые и мягкие звуки»

31 комплекс «Различаем звонкие и глухие звуки»





























I четверть, 1 неделя сентября

1 комплекс – «Мышечное расслабление»

Правило красивой речи

При разговоре не нужно напрягаться, поднимать плечи и втягивать шею.

Упражнения


1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. «Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и поло-жите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь мед-ленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, ко-торое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы соби-рать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

5. «Деревья»

Приготовьтесь, мы – деревья. Руки вверх мы поднимаем,

Сильно, сильно напрягаем, Тихо ветками качаем.

Кладём руки на колени И теперь немного лени.

Снова руки поднимаем, Снова сильно напрягаем.

Тихо ветками качаем. Снова руки на колени

И опять немного лени.

И становится понятно – Расслабление приятно.






I четверть, 2 неделя сентября

2 комплекс – «Речевой выдох»

Правило красивой речи

Перед началом речи сделать вдох, не напрягаясь и не поднимая плечи, и сразу же начинать говорить на плавном выдохе.

Образец речи

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

Упражнения

1. «Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изобра-жающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сде-лайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями вы-доха.

2. «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать ды-хание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. «Один гласный на одном выдохе»

Тянуть как можно дольше на одном выдохе гласный:

а-----------(медведь), у-----------(пароход), э-----------(козочка), и-----------(мышка), о-----------(слон), ы-----------(ветер)

4. «Произнеси звуки на од-ном выдохе»

а—у а—э а—и а—о и—а и—у а—у—о у—а—э а—э—о—у а—э—о—у—и

5. «Сосчитаем до 10»

Вдохнуть носом, не напрягаясь, и не поднимая плечи. Считать на одном выдохе до 10.

6. «Произнеси на одном вы-дохе»

Читать пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Капля и камень долбит. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Кошка Крошка на окошке, кашку кушала по крошке.

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

I четверть, 3 неделя сентября

3 комплекс – «Сильные губы»

Правило красивой речи

Для того, чтобы красиво говорить, надо чётко и активно двигать губами.

Образец речи

От топота копыт пыль по полю летит.

Упражнения


1. «Улыбка»

Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Хоботок»

Вытягивать губы вперед длинной трубочкой.

3. «Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. «Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Кролик»

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние рез-цы.

6. «Хомячок»

Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

7. «Нарисуй губами»

Удерживая губами карандаш, нарисовать круг (квадрат).

8. «Удержи губами»

Удерживать губами карандаш и пытаться его выдернуть рукой.



I четверть, 4 неделя сентября

4 комплекс – «Подвижные губы»

Правило красивой речи

Чётко артикулировать, активно двигать губами.

Образец речи

По бревну бобры бредут.

Упражнения

1. «Заборчик – Хоботок»

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

2. «Пятачок»

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кру-гу.



3. «Рыбки разговаривают»

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой ру-ки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

4. «Уточка»

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

5. «Сердитая лошадка»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, по-ка они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фыр-канье лошади.

6.«Страшилка»

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижи-маясь к зубам.

I четверть, 1 неделя октября

5 комплекс – «Сильный язычок»

Правило красивой речи

Говорить чётко, активно двигать языком.

Образец речи

Топали да топали, дотопали до тополя,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Упражнения


1. «Птенчики»

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка под-няты, но не касаются зубов.

4. «Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. «Киска сердится»

Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. «Трубочка»

Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

7. «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

I четверть, 2 неделя октября

6 комплекс – «Подвижный язычок»

Правило красивой речи

Говорить чётко, активно двигать языком.

Образец речи

На дворе – трава, на траве – дрова.

Упражнения

1. «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. «Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. «Почистим зубы»

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

5. «Катушка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

6. «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и силь-но, тянуть подъязычную связку.

7. «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

8. «Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. «Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10. «Оближем губки»

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

I четверть, 3 неделя октября

7 комплекс – «Гласные звуки. Звук [э

Правило красивой речи

Произносить гласный звук протяжно, широко открывать рот и улы-баться на звук [э], кончик языка опускать за нижние зубы.

Образец речи

Эта кнопка и шнурок – электрический звонок.

Упражнения

1. «Сердитый звук»

Звуку [э] не нравятся шалуны. Как только кто-нибудь расшалится звук сразу же сердито говорит: Э! Э! Э! Давайте и мы скажем ша-лунам, чтобы они не шалили: Э! Э! Э!

2. «Потянем звук [э] без го-лоса»

Беззвучно, протяжно на одном выдохе, улыбаясь и приоткрывая рот, произносим звук э.

3. «Маленький ослик»

Маленький ослик потерял маму. Ослик зовёт маму, он кричит: э-э-э-э! Откроем рот, улыбнёмся, вдохнём носом и сразу начинаем кри-чать, как ослик: э-э-э-э!

4. «Споём любимую песен-ку»

Споём звук [э], на одном выдохе, улыбаясь и приоткрывая рот, на мотив знакомой песенки. Откроем рот, улыбнёмся, вдохнём носом и сразу начинаем петь песенку «…»: э-э-э-э!

5. «Потянем звук [э] в сло-вах»

Сейчас мы будем произносить слова, открывая рот, и, улыбаясь, на звук [э], длительно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе го-ворим: эхо, эра, Эля, эму, этот, экран, эскимо, экстра, этикетка, эстафета, экскаватор, электричество.

6. Считалочка.

Эне, бене, рее, Квинтер, квантер, жес, Эне, бене, раба, Квинтер, квантер, жаба.

На ком остановился счет, тот и говорит слово со звуком [э].

I четверть, 4 неделя октября – II четверть, 1 неделя ноября

8 комплекс – «Гласные звуки. Звук [а

Правило красивой речи

Произносить гласный звук протяжно, широко открывать рот на звук [а], язык спокойно опускать вниз.



Образец речи

Нашла коса на камень.

Упражнения

1. «Трусливый птенчик»

Сейчас мы будем изображать трусливого птенчика. Мы будем ши-роко открывать и закрывать рот. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнез-дышке и не высовывается. Упражнение будем выполнять под счёт: на раз – рот широко открывается, на два – закрывается. Приготови лись? Раз-два, раз-два…

2. «Дразнилки»

Сейчас мы будем играть в «Дразнилки». Вам нужно широко и часто открывать рот и произносить: па-па-па.

3. «Бегемотики»

Попробуем изобразить бегемотиков. Мы также, как и бегемотики будем широко открывать рот.

4. «Потянем звук [а] без го-лоса»

Сейчас мы потянем звук [а] беззвучно и протяжно. На одном выдо-хе, широко открывая рот мы будем произносить звук [а].

5. «Аня укачивает куклу»

Девочка Аня укачивает свою куклу и напевает её колыбельную пе-сенку: а-а-а-а. Давайте поможем Ане укачать куклу и споём колы-бельную песенку, широко открывая рот: а-а-а.

6. «Споём любимую песен-ку»

Назовите свою любимую песенку. Давайте споём эту песенку, только вместо слов будем петь звук [а]. Главное не забываёте, что на звук [а] надо широко открывать рот. Приготовились, вдохнули через нос и сразу начинаем петь: а-а-а-а.

7. «Потянем звук [а] в словах»

Сейчас мы будем произносить слова, широко открывая рот на звук [а], и длительно его тянуть. Давайте вдохнём через нос и сразу на-чинаем произносить слово: рак, лак, мак, ваза, Саша, Маша, Даша, наша, арфа, астра, акация, Анастасия, артист, Андрей, Альбат-рос.

II четверть, 2 неделя ноября

Правило красивой речи

Произносить гласный звук протяжно, растягивать губы в улыбку на звук [и].

Образец речи

Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Упражнения

1. «Весёлый звук»

Звук [и] самый весёлый. Почему? Правильно, когда мы его произ-носим, то губы улыбаются. Давайте улыбнёмся так, чтобы губы хо-рошенько растянулись в улыбку, да так, чтобы были видны зубки.

2. «Потянем ниточку»

Давайте споём звук [и] и представим, что тянем ниточку. Итак, ру-ки перед грудью. Когда потянем ниточку из звука [и], одновре-менно будем разводить руки в стороны, показывая, как тянется ни-точка. Тянуть ниточку будем на выдохе без доборов воздуха. По-смотрим у кого ниточка длиннее? Итак, приготовились? Вдохнули носом и потянули ниточку: и-и-и.

3. «Потянем звук [и] без голоса»

Беззвучно, протяжно на одном выдохе, улыбаясь, произносим звук [и].

4. «Жеребёнок зовёт лошадку»

Маленький жеребёнок заблудился. Он зовёт свою маму – лошадку, вот так: и-и-и-и. Давайте поможем жеребёнку найти маму. Вдохнём носом и на выдохе потянем: и-и-и-и. Приготовились, начали…

5. «Споём любимую песенку»


Споём звук [и], на одном выдохе, улыбаясь, на мотив знакомой пе-сенки. Улыбнёмся, вдохнём носом и сразу начинаем петь песенку «…»: и-и-и-и!

6. «Потянем звук [и] в словах»


Сейчас мы будем произносить слова, улыбаясь, на звук [и], дли-тельно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе говорим: Ира, ива, Инна, Игорь, Иван, игла, игра, ириски, игрушки, избушки.

II четверть, 3 неделя ноября

Правило красивой речи

Произносить гласный звук протяжно, широко улыбаясь, открывая рот и оттягивая кончик языка вглубь рта [ы].

Образец речи

Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.

Упражнения

1. «Пароход гудит»

Пароход подплывает к пристани и гудит: ы-ы-ы-ы! Давайте погу-дим, как пароход. Широко улыбнулись, открыли рот, кончик языка оттянули вглубь рта, вдохнули носом и на одном выдохе гудим, как пароход: ы-ы-ы-ы!

2. «Потянем звук [ы] без голоса»

Беззвучно, протяжно на одном выдохе, широко улыбаясь, и, откры-вая рот, произносим звук [ы].

3. «Споём любимую песен-ку»

Споём звук [ы] на одном выдохе на мотив знакомой песенки. Улыбнёмся, откроем рот, оттянем кончик языка вглубь рта, вдох-нём носом и сразу начинаем петь песенку «…»: ы-ы-ы-ы!

4. «Потянем звук [ы] в сло-вах»

Сейчас мы будем произносить слова, улыбаясь, открывая рот на звук [ы], длительно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе го-ворим: мышь, сыр, дым, тын, дыры, коты, дубы, блины, сомы, но-сы, лыжи, ноты, боты, бобы, губы, косы, коты, львы, канавы, па-намы, конфеты, букеты, пакеты, монеты, океаны.

II четверть, 4 неделя ноября

11 комплекс – «Гласные звуки. Звук [о

Правило красивой речи

Произносить гласный звук протяжно, округлять губы на звук [о].

Образец речи

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Упражнения


1. «Бублик»

Что такое бублик? Как выглядит бублик? Давайте изобразим нашими губами бублик.

Бублик мы изобразили – плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать.

2. «Потянем звук [о] без го-лоса»

А сейчас беззвучно, протяжно, на одном выдохе, округляя губы, будем произносить звук [о].

3. «У Оли заболели зубы»

У девочки Оли заболели зубы и она вздыхает: о-о-о-о. Округлите губы и повздыхайте, как Оля: о-о-о-о.

4. «Рупор»

Сложите ладони рупором, поднесите к губам и громко проговорите: О-о-о-о! А теперь скажите огорчённо: О-о-о-о. А теперь вопроси-тельно: О-о-о-о?

5. «Споём любимую песен-ку»

Давайте споём нашу любимую песенку, только вместо слов будем петь звук [о]. Главное не забываёте, что на звук [о] губы округля-ются. Приготовились, вдохнули через нос и сразу начинаем петь: о-о-о-о.

6. «Потянем звук [о] в сло-вах»

Сейчас мы будем произносить слова, округляя губы на звук [о] и длительно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе говорим: кот, ток, сок, вот, рот, стол, окунь, ослик, огонь, колесо.

II четверть, 1 неделя декабря

12 комплекс – «Гласные звуки. Звук [у]»

Правило красивой речи

Произносить гласный звук протяжно, вытягивать губы»хоботком» на звук [у].

Образец речи

Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.

Упражнения

1. «Хоботок»

Давайте хорошенько потянем губы хоботком вперёд и посмотрим у кого хоботок длиннее.

Подражаю я слону: губы хоботом тяну.

Даже, если я устану, их тянуть не перестану.

2. «Потянем звук [у] без го-лоса»

А сейчас беззвучно, протяжно, на одном выдохе, вытягивая губы хоботком, будем произносить звук [у].

3. «Поезд гудит»

Поезд подъезжает к станции и гудит: у-у-у-у! Давайте покажем, как гудит поезд. Для этого губы вытянем хоботком, вдохнём через нос и на выдохе погудим: у-у-у-у!

4. «Споём любимую песен-

Давайте споём нашу любимую песенку, только вместо слов будем

ку»

петь звук [у]. Главное не забываете, что на звук [у] губы вытягива-ются хоботком. Приготовились, вдохнули через нос и сразу начина-ем петь: у-у-у-у.

5. «Потянем звук [у] в сло-вах»

Сейчас мы будем произносить слова, вытягивая губы хоботком на звук [у] и длительно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе говорим: ухо, Уля, усы, утка, ульи, улица, умный, уголь, ужин, утро, улитка, утюг, удочка, ушат, мука, пуля, муха, лужа, лупа, луна.

II четверть, 2 неделя декабря

13 комплекс – «Согласные звуки. Звук [л

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, без напряжения. При произ-несении звука [л] кончик языка поднимается вверх и упирается в бугорочки за верхними зубами.

Образец речи

Галка села на палку, А палка ударила галку.

Упражнения

1. «Произнесем звуки»

[т], [д], [н] – где находится кончик языка при произнесении этих звуков?

2. «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю гу-бу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удер-живать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от от 1 до 5-10.

3. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять по-ложение языка 4-6 раз.

4. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как-будто лошадка цокает копытами.

5. «Лошадка едет тихо»

Производить те же движения языком, что и в предыдущем упраж-нении, только беззвучно.

6. «Дует ветерок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи прокон-тролировать ваткой.

7. «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

8. «Самолёт гудит»

Давайте полетаем на самолёте. Руки разведите в стороны и полете-ли: л-л-л-л…

9. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

ла - ло - лу - лы ло - лу - ла - лы лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла ла - лы - лу - ло лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл ял - ёл - юл - ил - ел ал - ял - ол - ёл

10. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: ласточка, голубь, иволга, щегол, дятел, соловей, галка, сокол, летала, пила, клевала, прыгала, пела.

11. «Составим рассказ про ласточку»

Составьте рассказ на тему «Ласточка», используя слова: пела, свила, пила, летела, ловила, клевала, ласточка.

II четверть, 3 неделя декабря

14 комплекс – «Согласные звуки. Звук [р

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, без напряжения. При произнесении


звука [р] кончик языка поднимается вверх за верхние зубы и дрожит.

Образец речи

Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

Упражнения

6. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

1. «Чьи зубы чище?»

Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения из стороны в сторону.

2. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперёд-назад.

3. «Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на проти-воположный край стола.

4. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из сторо-ны в сторону.

5. «Индюк болбочет»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос пока не послышится: «бл-бл», будто болбочет ин-дюк.

6. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

7. «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминаю-щий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

8. «Тигр рычит»

Как рычит тигр? Давайте изобразим рычание тигра: р-р-р-р…

9. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

ры-ру-ро ру-ра-ро ро-ра-ры ры-ру-ра ар-ор-ур ер-ир-юр ыр-ир-яр ер-ор-ар ыр-ур-ор ар-яр-ор ер-ор-юр ёр-ер-ир

10. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: рыболов, рыба, озеро, ведро, карась, рак

карп, ёрш.


11. «Составим рассказ про рыбалку»

Составьте рассказ на тему «На рыбалке», используя слова: утро, Сергей, Рома, отправились, рыбалка, рыба, рыбаки, ведро, озеро, карась, карп, рак.



II четверть, 3 неделя декабря

15 комплекс – «Согласные звуки. Звук [с

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, без напряжения. При произ-несении звука [с] кончик языка опускается вниз за нижние зубы, губы растягиваются в улыбке.

Образец речи

В саду рос куст роз, куст роз в саду рос.

Упражнения

1. «Заборчик»

Губы растянуть в улыбку. Зубы видны. Удерживать на счёт до 5, напрягая губы.

2. «Лопатка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

3. «Язычок спит»

Рот широко открыт, зубы видны, язык спокойно лежит на дне рта.

4. «Пирожок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатооб-разного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10.

5. «Покатаем карандаш»

Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении дуть на карандаш, катая его по столу).

6. «Почистим нижние зуб-ки»

Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние нижние зубы с внутренней стороны, сна-чала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

7. «Язык перешагивает че-рез нижние зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком до-тронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

8. «Насос»

Поиграем в насос. Мы катались на велосипеде и прокололи колесо. Надо его накачать. Изобразим насос: с-с-с-с…

9. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

са—со—су—сы сы—cy-co—са; со—су—са—сы са—сы—со—су; су—са—сы—со со—су—са—сы.

10. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: сад, садик, посадки, посадили, садовник, рос, росток, астры, ирисы, подснежники, гладиолусы, кусты, смо-родина, слива.

11. «Составим рассказ»

Составьте рассказ «В саду», используя слова: сад, астры, оса, сли-вы, скамейка, Соня, Слава, посадили, росли, куст, смородина.

II четверть, 4 неделя декабря – III четверть, 3 неделя января

16 комплекс – «Согласные звуки. Звук [з

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, без напряжения. При произ-несении звука [з] кончик языка опускается вниз за нижние зубы, губы растягиваются в улыбке, звучит голос.

Образец речи

Розовые розы замерзают в морозы.

Упражнения

1. «Лопатка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

2. «Пирожок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатооб-разного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10.

3. «Покатаем карандаш»

Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении дуть на карандаш, катая его по столу).

4. «Почистим нижние зуб-ки»

Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние нижние зубы с внутренней стороны, сна-чала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

5. «Язык перешагивает че-рез нижние зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком до-тронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

6. «Комарик»

А сейчас мы с вами превратимся в комариков и позвеним как кома-рики: з-з-з-з…

7. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

за—зо—зу—зы зы—зу—зо—за зо—зу—за—зы за—зы—зо—зу зу—за—зы—зо зо—за—зы—зу

узма—ызма—азма азма—язма—озма озма—ёзма—юзма ёзма—ызма—изма изма—езма—язма язма—ёзма—езма

8. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: роза, незабудка, мимоза, резеда, ваза, хризантема, гвоздика, зверобой, львиный зев, газон, забор.

9. «Составим рассказ»

Составьте рассказ «В саду», используя слова — названия цветов со звуком [з].

III четверть, 4 неделя января

17 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ш]»

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, без напряжения. При произ-несении звука [ш] широкий кончик языка поднимается вверх за верхние зубы, губы округляются и вытягиваются рупором.

Образец речи

Тише едешь — дальше будешь.

Упражнения

1. «Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по-шлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

2. «Чашечка»

Широкий язык положить на нижнюю губу. Приподнять края языка вверх и удержать под счёт до 5.

3. «Приклей конфетку»

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, а затем прикле-ить кончик языка к нёбу за верхними зубами.

4. «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет на-поминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

5. «Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противо-положный край стола.

6. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из сторо-ны в сторону.

7. «Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармош-ки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в по-ложении улыбки. При повторении упражнения надо стараться от-крывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем по-ложении.

8. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуть на чёлку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда чёлка полетит вверх.

9. «Шарик лопнул»

Наш шарик лопнул, воздух из него начал выходить и зашипел: ш-ш-ш-ш…

10. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

ша - шо - ш ши - ше - ша шо - шу - ша шу - ши –ша шу - шо - ша ше - ши — шо аш - ош - уш - ыш ыш - уш - ош – аш яш - ёш - юш - иш - еш еш - иш - юш - ёш - яш аш - яш - уш – юш ыш - иш - еш - аш яш - аш - юш – уш иш - ыш - аш — еш

11. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: шапка, шуба, шарф, шорты, рубашка, галоши, босоножки, варежки, шкаф.

12. «Исправим ошибки»

Исправьте ошибку, подобрав нужное слово по смыслу:

С другом мы играли в чашки ... (в шашки). Пили чай из белой шашки ... (чашки). Вылезла из норки шишка ... (мышка). На нее упала мышка ... (шишка). Под кустом сидели шишки ... (мышки). На сосне висели мышки ... (шишки). В воздухе летала кошка ... (мошка). Молоко лакала мошка ... (кошка). На столе стояла кошка ... (плошка). На полу сидела плошка ... (кошка).

13. «Перескажем рассказ»

«Тише едешь — дальше будешь».

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт ло-шадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шос-се. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»

(Ткаченко Т.А.).



III четверть, 1 неделя февраля

18 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ж

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения. При произнесении звука [ж] широкий кончик языка поднимается вверх за верхние зубы, губы округляются и вытягиваются рупором.

Образец речи

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Упражнения

1. «Рупор»

Сказать [о] и вытянуть губы вперёд в форме рупора.

2. «Чашечка»

Широкий язык положить на нижнюю губу. Приподнять края языка вверх и удержать под счёт до 5.

3. «Приклей конфетку»

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, а затем прикле-ить кончик языка к нёбу за верхними зубами.

4. «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет на-поминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

5. «Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противо-положный край стола.

6. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из сторо-ны в сторону.

7. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

8. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуть на чёлку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда чёлка полетит вверх.

9. «Жук жужжит»

Давайте превратимся в жуков и немного пожужжим: ж-ж-ж-ж…

10. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

жа - жо - жу - жи – же жи - жа - жо - жу - же жо - жа - жу - жи – же

же - жа - жо - жи – жу жу - жа - жо - жи - же

11. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: ёжик, ежи, дождик, дожди, пожалеть, бежать, лежать, жить, лужайка, Женя.

12. «Составим рассказ»

Составьте рассказ, расположив предложения в правильном порядке.

Ёжик.

Так и живет ежик у Жени. Был дождливый денек. Женя пожалел ежика. Рядом с лужей лежал ежик. Женя бежал по лужайке. Он принес ежика домой.

III четверть, 2 неделя февраля

19 комплекс – «Согласные звуки. Звук [щ

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения. При произнесении звука [щ] широкий кончик языка поднимается вверх за верхние зубы, губы округляются и вытягиваются рупором.

Образец речи

Щенок щекотки не боится, щенок от щекотки резвится.

Упражнения

1. «Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по-шлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

2. «Чашечка»

Широкий язык положить на нижнюю губу. Приподнять края языка вверх и удержать под счёт до 5.

3. «Приклей конфетку»

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, а затем прикле-ить кончик языка к нёбу за верхними зубами.

4. «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет на-поминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.).

5. «Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противо-положный край стола.

6. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из сторо-ны в сторону.

7. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

8. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуть на чёлку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда чёлка полетит вверх.

9. «Змея шипит»

Как шипит змея? Змея шипит мягко: щ-щ-щ-щ.

Давайте пошипим, как змея: щ-щ-щ-щ…

10. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

ща - ща -ща щё -щё - щё щу - щу -щу щи - щи - щи ще -ще - ще ща -щё - щу щё - щу - щи - ще щу -щи - ще - щё

щи - ще - ща - щё ще - ща - щё - щу

ащ - ащ - ащ ущ - ущ - ущ ощ - ощ - ощ ыщ - ыщ - ыщ ящ - ящ -ящ ещ - ещ - ещ

11. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: щенок, тщедушный, защищать, часто, угощать, щучка, лещик, восхищать.

12. «Перескажем рассказ»

Перескажите рассказ.

Щенок.

У Васи есть щенок. Он совсем маленький и тщедушный, но очень умный и уже умеет защищать своего хозяина. Щенок очень любит Васю. И Вася любит своего щенка. Он часто угощает своего щенка то небольшой щучкой, то лещиком. Всех восхищает Васин щенок.

(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

III четверть, 3 неделя февраля

20 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ч

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения. При произнесении звука [ч] губы округляются и вытягиваются ру-пором. Кончик и спинка языка поднимаются вверх и прижимаются к бугорочкам за верхними зубами, а затем резко отрываются.

Образец речи

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Упражнения

1. «Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по-шлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

2. «Чашечка»

Широкий язык положить на нижнюю губу. Приподнять края языка вверх и удержать под счёт до 5.

3. «Приклей конфетку»

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, а затем прикле-ить кончик языка к нёбу за верхними зубами.

4. «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет на-поминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.).


5. «Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противо-положный край стола.

6. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из сторо-ны в сторону.

7. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.



8. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

9. «Произносим звуки»

Произносить звуки [т’] и [ш’] сначала по отдельности, а затем слитно до получения звука [щ].

10.«Кузнечик стрекочет»

Как стрекочет кузнечик? Вот послушайте: ч-ч-ч-ч. Давайте поигра-ем в кузнечиков.

11. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

ач-оч-уч ыч-яч-ёч

юч-ич-еч ач-еч-яч оч-уч-юч уч-ёч-ич

ыч-еч-ач еч-юч-оч ча—чо—чу чи—чё—чу чо—чу—ча чё—чи—чу

чу—чи—че ча—чё—чи чи—чо—чу чо—чу—чё

12. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: очки, мальчик, очень, чтение, читать, Танечка, Вовочка, внучок.

13. «Перескажем рассказ»

Перескажите рассказ.

Очки.

Вовочка - маленький мальчик. Он очень любит чтение, но не знает букв и поэтому не умеет читать. Танечка учится в школе. Она умеет читать и писать. И Вовочка хочет научиться читать кни-ги. А пока внучку читает книги дедушка. Дедушка надевает очки, садится с внучком на диван и начинает читать.

-Дедушка, купи мне очки! Я очень хочу научиться читать!

(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

III четверть, 4 неделя февраля

21 комплекс – «Согласные звуки. Звук [ц

Правило красивой речи

Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения. При произнесении звука [ц] губы растягиваются в улыбке; язык принимает форму горки: широкий кончик языка упирается в ниж-ние зубы, а спинка языка прижимается к верхним зубам. Затем язык резко отскакивает от зубов.

Образец речи

В цирке цапля выступала.

Танец цапля исполняла.

Упражнения

1. «Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

2. «Покатаем карандаш»

Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении дуть на карандаш, катая его по столу).

4. «Почистим нижние зуб-ки»

Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние нижние зубы с внутренней стороны, сна-чала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

5. «Язык перешагивает че-рез нижние зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком до-тронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

6. «Язык-силач»

Улыбнуться и приоткрыть рот. Опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам. С силой упирать язык в зубы.

7. «Горка»

Широко открыть рот, широкий язык опустить и упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зу-бам.

8. «Произносим звуки»

Произносить звуки [т] и [с] сначала по отдельности, а затем слитно до получения звука [ц].

9. «Синички цокают»

Вы слышали, как цокают синички? Вот послушайте: ц-ц-ц-ц.

Давайте поцокаем, как синички.

10. «Произносим слоги»

Запомни и повтори:

ац – яц ац – оц – уц – ыц уц – юц яц – ёц – иц – ец оц – ёц

ац – яц – оц – ёц эц – ец ёц – оц – яц – ац ыц — иц

ца -цу-цы-цо цы-цу-цо-ца цо-ца-цу-цы цу-ца-цо-цы

11. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: цирк, трапеция, кольца, кувыркаться, кататься, канатоходец, волноваться, радоваться, цирковой, мед-ведица, разноцветный, танцевать, центр, нравиться.

Сочетание тс произносится в словах как тц.

12. «Перескажем рассказ»

Перескажите рассказ.

Цирк.

В цирке есть арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты. На трапеции катаются гимнасты. По канату ходят канатоходцы. Публика в цирке волнуется и радует-ся.

В пятницу Вася с папой ходили в цирк. В конце циркового пред-ставления выступали две медведицы. Они были в разноцветных юбках и танцевали в центре арены. Васе нравится ходить в цирк!

(Ткаченко Т.А.)

III четверть, 1 неделя марта

22 комплекс – «Различаем звуки [р-л]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [р-л], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь

Образец речи

Глазам страшно, а руки сделают.

Упражнения


1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [р], то хлопайте, а если услышите звук [л], то топайте: рак, лак, лампа, ласточка, рука, тропа, плакса, работа, трон, слон, голубка, рубка, глаз, гроза.

2. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять по-ложение языка 4-6 раз.



3. «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминаю-щий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

4. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как-будто лошадка цокает копытами.

5. «Произносим звуки»

Произносим, написанные на доске звуки:

р-л-л, л-р-р, р-л-р, л-р-л, р-р-л-л, л-л-р-р, р-л-р-л, л-р-л-р

6. «Произносим слоги»

Произносим, написанные на доске слоги:

ра-ла-ра лу-ру-лу ро-ло-ро ра-лу-ры ло-ры-ла, ру-ла-ро

ла-ла-ра-ра ла-ра-ла-ра ру-ла-ры-ло ли-ро-ру-ла

7. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: возвращаться, школа, решить, работа, варить, плов, борщ, натирать, метла, дорожка, собирать, рассы-панный, шуруп, кормить, голубь, голубятня, умело, быстро, справ-ляться, дело, играть, игра, сила, кровать, сразу.

8. «Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

Пров возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Пров сварил плов и борщ, натер полы и подмел метлой три метра ковровых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и поиграть, да на игру сил у Прова не осталось. Лег Пров на кровать и сразу заснул. Вот ка-кой у мамы помощник растет.

(Соколова Н.В.)

9 «Посоревнуемся»

Кто придумает больше слов со звуком р, а теперь со звуком л.

10. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: В пруду водятся крупные лаки. В горах Южной Америки обитают животные — рамы. Мальчик Рука любит кататься на велосипеде

III четверть, 1 неделя марта

23 комплекс – «Различаем звуки [с-ш]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [с-ш], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь.

Образец речи

Кошка спит, а мышку видит.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [с], то хлопайте, а если услышите звук [ш], то топайте: каша, коса, крыса, усатый, ушастый, ушанка, сахар, ширма, шишка, сорок, шорох.

2. «Насос»

Поиграем в насос. Мы катались на велосипеде и прокололи колесо. Надо его накачать. Изобразим насос: с-с-с-с…

3. «Шарик лопнул»

Наш шарик лопнул, воздух из него начал выходить и зашипел: ш-ш-ш-ш…

4. «Накачаем шар»

Поиграем. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы изображаем шар. Давайте его накачаем, включаем насос: с-с-с-с, делайте круг как можно шире, ведь шар накачивается и становится больше. Вдруг наш шар начал сдуваться и зашипел: ш-ш-ш-ш, круг умень-шается. Повторим ещё раз.

5. «Произносим звуки»

Произносим, написанные на доске звуки:

с-ш-ш, ш-с-с, с-ш-с, ш-с-ш, с-с-ш-ш, ш-ш-с-с, с-ш-с-ш, ш-с-ш-с

6. «Произносим слоги»

Произносим, написанные на доске слоги:

са-ша-са шу-су-шу со-шо-со са-шу-сы шо-сы-ша, су-ши-со

ша-ша-са-са ша-са-ша-са су-ша-сы-шо ши-со-су-ша

7. «Произносим слова»

Повторяйте за мной слова: весна, кошка, мышка, шорох, миска, ка-ша, мышиный, кошачий, пушистый, светлый, шустрый, шеле-стеть, солнышко, старушка.

8. «Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

После зимней стужи пришла долгожданная весна. На солнышке рас-таял снежок, из норки показала нос шустрая мышка, вылезла и за-шелестела прошлогодней листвой. Пушистая кошка сидела на окош-ке, грелась на солнышке и урчала от удовольствия. Услышав мыши-ный шорох, пушистая кошка сразу навострила ушки. Мышка замети-ла кошачью тень на светлой шершавой стене и, испугавшись, сразу забежала обратно в свою норку. Пушистую кошку позвала ее хозяй-ка: «Ксс-ксс-ксс». Кошка подбежала к старушке, а старушка осто-рожно положила ей в миску рисовой каши с молоком. «Зачем нужны мне эти тощие мыши? — подумала кошка, — меня и здесь хорошо кормят».

(Соколова Н.В.)

9 «Посоревнуемся»

Какой ряд (группа) придумает больше слов со звуком с, а теперь со звуком ш.

10. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: Саша ела суп из мишки. Строитель носит на голове кашку. В под-вале бегает крыша. У дедушки рыжие уши.



III четверть, 2 неделя марта

24 комплекс – «Различаем звуки [з-ж]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [з-ж], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь.

Образец речи

Под зелёным под кустом,

Ёжик строит себе дом.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [з], то хлопайте, а если услышите звук [ж], то топайте: жук, зуд, зуб, жуть, зима, жила, журавль, жи-вот, зимовка.

2. «Комарик»

А сейчас мы с вами превратимся в комариков и позвеним как кома-рики: з-з-з-з…

3. «Жук жужжит»

Давайте превратимся в жуков и немного пожужжим: ж-ж-ж-ж…

4. «Позвеним-пожужжим»

Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук з, то звени-те, как комарики, а если вы услышите в слове звук ж, то жужжите, как жуки: заяц, жаба, живот, журавль, замок, пожар, позвонить.

5. «Произносим звуки»

Произносим, написанные на доске звуки: з-ж-ж, ж-з-ж, з-ж-з, ж-з-з.

6. «Произносим слоги»

Произносим, написанные на доске слоги: за-жа-за, жу-зу-жу, зо-жо-зо, за-жу-зы, жо-зы-жа, зу-жи-зо.

7. «Произносим слова»

Произносим слова: земляника, Женя, Зина, кузовок, ежи, берёза, побежал, положил, земля, закатил, живой.

8. «Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

За земляникой.

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них кузовки. Но земля-ники в лесу было мало. Возле берёз Женя заметила ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузо-вок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники в корзине жи-вой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

(Осеева В.А.)

9. «Посоревнуемся»

Какой ряд (группа) придумает больше слов со звуком с, а теперь со звуком ш.

10. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: Из-даёт жабавный жвук жёлтый с крылышками зук.



III четверть, 3 неделя марта

25 комплекс – «Различаем звуки [с-з]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [с-з], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь.

Образец речи

Люблю я свой зелёный сад,

Здесь провести весь день я рад

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [с], то хлопайте, а если услышите звук [з], то топайте: зола, сова, Соня, зона, сорт, сумма, рисовый, зонт, замок, сук, бизон, газон, роса, коса.

2. «Насос»

Поиграем в насос. Мы катались на велосипеде и прокололи колесо. Надо его накачать. Изобразим насос: с-с-с-с…

3. «Комарик»

А сейчас мы с вами превратимся в комариков и позвеним как кома-рики: з-з-з-з…

4. «Посвистим-позвеним»

Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук с, то свисти-те, как насосы, а если вы услышите в слове звук з, то звените, как комарики: завод, самосвал, садик, суслик, забегать, позвонить, по-садить.

5. «Произносим звуки»

Произносим, написанные на доске звуки: с-з-з, з-с-з, с-з-с, з-с-с.

6. «Произносим слоги»

Произносим, написанные на доске слоги: за-са-за, су-зу-су, зо-со-зо, за-су-зы, со-зы-са, зу-си-зо…

7. «Произносим слова»

Произносим слова: сестрички, Зоя, Анфиса, забор, лес, сосна, бе-рёза, осина, солнышко, песочница, куст, стрекоза, роза, флокс, листочек, несекомое, оса, свёкла, земля, сирень, змея, миска, земля-ника, смородина, корзина;

соседний, красивый, забавный, спелый, сладкий;

расти, показаться, зашевелиться, скрыться, выползать, спать;

близко.

8. «Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

На даче.

Летом мы всегда выезжаем на дачу. На соседнем участке жи-вут две сестрички: Зоя и Анфиса.

За забором у нас лес. В лесу растут сосны, берёзы, осины, ели.

Утром из-за верхушек деревьев показвается солнышко. А из дома выбегают сестрички. Они играют в песочнице около кустов роз и душистых флоксов. «Посмотри, какая красивая стрекоза сидит на листочке», - шепчет Зоя. И девочки рассматривают насекомое. «А вот оса», - показывает пальцем Анфиса. «Не подходите близко, – говорит мама. – Оса может ужалить!».

Вдруг около грядки со свёклой зашевелилась земля и показалась забавная мордочка крота. Сестрички кинулись к нему, но зверёк бы-стро скрылся под землёй. Из-под куста сирени выползла чёрная змей-ка с жёлтыми пятнышками на голове. «Это уж!» – не испугались Зоя и Анфиса.

Девочки собирают в миску спелую и сладкую землянику, в корзин-ку – смородину.

Нагулявшись, девочки сладко спят, и им снятся весёлые сны.

(Анищенкова Е.С.)

9. «Посоревнуемся»

Кто придумает больше слов со звуком с, а теперь со звуком з.

10. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно:

У Сони длинная коза.

Зоя ела грибной зуб.

На траве блестит роза.

В саду расцвела роса.



III четверть, 4 неделя марта – IV четверть 1 неделя апреля

26 комплекс – «Различаем звуки [ш-ж]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [ш-ж], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь.

Образец речи

Жук шуршит, шмель жужжит, жук жужжит, шмель шуршит.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [ш], то хлопайте, а если услышите звук [ж], то топайте: уши, ужи, лужок, пушок, лапша, крыша, пря-жа, сажа.

2. «Шарик лопнул»

Наш шарик лопнул, воздух из него начал выходить и зашипел: ш-ш-ш-ш…

3. «Жук жужжит»

Давайте превратимся в жуков и немного пожужжим: ж-ж-ж-ж…

4. «Произносим звуки»

Произносим, написанные на доске звуки: ш-ж-ж, ж-ш-ж, ш-ж-ш, ж-ш-ш…

5. «Произносим слоги»

Произносим, написанные на доске слоги: жа-ша-жа, шу-жу-жу, жо-шо-жо, жа-шу-жи, шо-жи-ша, жу-ши-жо…

6. «Произносим слова»

Произносим слова:

медвежата, шиворот, шлепок, сынишка, шубка, шёл, услышал, вышли, визжал, освежила, большая, хорошенько, жарко, хорошо

7. «Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весе-лых медвежонка и пестун — ее годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, по-ка хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал, шлепков,а потом - в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежо-нок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень до-вольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в гус-тых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с де-рева и пошел домой.

(Бианки В.В.)

8. «Посоревнуемся»

Какой ряд (группа) придумает больше слов со звуком ш, а теперь со звуком ж.

9. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: Шарко Жене в жубе летом. Что ты думаешь об этом?

Не надеть ли жапку Жене? Подскаши на самом деле!

IV четверть, 2 неделя апреля

27 комплекс – «Различаем звуки [с-ч]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [с-ч], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь.

Образец речи

Всю ночь у серого сыча светит красная свеча.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [с], то хлопайте, а если услышите звук [ч], то топайте: бычок, висок, брусок, кусок, рачок, сучок.

2. «Насос»

Поиграем в насос. Мы катались на велосипеде и прокололи колесо. Надо его накачать. Изобразим насос: с-с-с-с…

3.«Кузнечик стрекочет»

Как стрекочет кузнечик? Вот послушайте: ч-ч-ч-ч.

Давайте поиграем в кузнечиков.

4. «Произносим звуки»

Произносим звуки: с-ч-ч, ч-с-ч, с-ч-с, ч-с-с.

5. «Произносим слоги»

Произносим слоги: ча-са-ча, чу-су-су, со-чо-со, са-чу-сы, со-чи-ча, су-чи-со

6. «Произносим слова»

Произносим слова: черепаха, черепашата, песок, класть, ложись, плачешь, сухой, сыро.

7. «Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

Черепаха Бисса

- Что, чрепаха, из моря вылезла?

- Поря пришла, яйца класть буду.

- А ты поближе к воде ложись.

- Нелья, там сыро, моим черепашатам тепло нужно. Вот тут в самый раз: песок сухой, прогретый.

- Что же ты тогда плачешь?

- Черепашат жалко. Далеко им будет до воды бежать.

(Анищенкова Е.С.)

8. «Посоревнуемся»

Какой ряд (группа) придумает больше слов со звуком с, а теперь со звуком ч.

8. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: Саша Сечкин мылчя в реске, с мылом мылчя осень систо.



IV четверть, 3 неделя апреля

28 комплекс – «Различаем звуки [с-ц

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [с-ц], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь.

Образец речи

У киски Цапки в лапках царапки.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [с], то хлопайте, а если услышите звук [ц], то топайте: цапля, сакля, кольцо, крыльцо, цирк, сметана, самовар, цепь, яйцо, сундук, самокат, цена, слово, центр, царь, де-вица, снег, цветок, сало, рукавица, посуда, каска, маска, цель.

2. «Насос»

Поиграем в насос. Мы катались на велосипеде и прокололи колесо. Надо его накачать. Изобразим насос: с-с-с-с…

3. «Синички цокают»

Вы слышали, как цокают синички? Вот послушайте: ц-ц-ц-ц. Давай-те поцокаем, как синички.

4. «Произносим звуки»

Произносим звуки: с-ц-ц, ц-с-ц, с-ц-с, ц-с-с.

5. «Произносим слоги»

Произносим слоги: ца-са-ца, цу-су-су, со-цо-со, са-цу-сы, со-цы-ца, су-цы-со.

6. «Произносим слова»

Произносим слова:

Царапка, Соня, палец, кольцо, цветок, рукавица, умница, блюдце, сметана, грозить, закатить.

7.«Перескажем рассказ»

Перескажи рассказ.

Котёнок Царапка.

Есть у Сони котёнок Царапка. Грозит Соня Царапке пальцем. «Ты куда кольцо закатил? Ты зачем цветок помял?». Выглядывает Ца-рапка из-за папиной рукавицы. Стыдно ему. «Будь умницей!» - го-ворит Соня и наливает в блюдце сметану.

(Анищенкова Е.С.)

8. «Посоревнуемся»

Какой ряд (группа) придумает больше слов со звуком с, а теперь со звуком ц.



IV четверть, 4 неделя апреля

29 комплекс – «Различаем звуки [ш-щ]»

Правило красивой речи

Для того, чтобы не путать звуки [ш-щ], нужно внимательно слу-шать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произ-носишь.

Образец речи

Щами угощала Маша

Симу, Соню и Наташу.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [ш], то хлопайте, а если услышите звук [щ], то топайте: уши, ужи, лужок, пушок, лапша, крыша, пря-жа, сажа.

2. «Шарик лопнул»

Наш шарик лопнул, воздух из него начал выходить и зашипел: ш-ш-ш-ш…

3. «Змея шипит»

Как шипит змея? Змея шипит мягко: щ-щ-щ-щ.

Давайте пошипим, как змея: щ-щ-щ-щ…

4. «Произносим звуки»

Произносим, написанные на доске звуки: ш-щ-щ, щ-ш-щ, ш-щ-ш, щ-ш-ш…

5. «Произносим слоги»

Произносим, написанные на доске слоги: ща-ша-ща, шу-щу-щу, щё-шо-щё, ща-шу-жи, шо-щи-ша, щу-ши-щё…

6. «Произносим слова»

Произносим слова:

школа, Маша, дождь, плащ, капюшон, шли, совершенно.

7.»Перескажемрассказ»

Перескажи рассказ.

До первого дождя.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – зв Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно: у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли укрыться одним плащём, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой: - Видно, ваша дружба до пер-вого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(Осеева В.А.)

8. «Посоревнуемся»

Какой ряд (группа) придумает больше слов со звуком ш, а теперь со звуком щ.

9. «Исправим ошибки»

Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: Две лягущки на опущке шедро пьют из нащей кружки.

IV четверть, 1 неделя мая

30 комплекс – «Различаем твёрдые и мягкие звуки»

Правило красивой речи

Мягкие звуки надо произносить мягко, спинка языка при этом сильно прижимается к нёбу. Твёрдые звуки надо произносить твёр-до.

Образец речи

Тя-тя-тя – моем мы полы шутя.

Та-та-та – у нас дома чистота.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите мягкий звук, то вы хлопайте, а если твёрдый звук – топайте: нь, м, л, ль, сь, рь, р, б, в, г, дь, ть, ся, ла, ля, лё, лу, ну, ню, ми, мы, ро, рю, зи, зы, ва, вя, та, ту, ты, ти, гу, гю, лю, лу.

2. «Прочитаем слоги»

Прочитаем хором слоги, написанные на доске: ка-кя, ба-бя, па-пя, ма-мя, фа-фя, ва-вя.



3. «Твёрдый или мягкий?»

Определите, какой звук [н] в этих словах: твёрдый или мягкий: нос-ки, Нюра, Нюша, ночь, окно, зонт, книга, снег, наша, понять, няня.

4. «Произносим слоги»

Повторяйте за мной:

нок, ням, нёс, нус, нюс, нур, нём; сно, снё, кне, кны, сны, сне, мне, мну, дны, дне, пне, пню, тны, тни, дно, днё.

5. «Замени мягкий звук на твёрдый и, наоборот»

Я буду говорить слова с твёрдым согласным на конце, а вы сделай-те последний звук в этих словах мягким: мел, угол, брат, хор, ел, стал.

А теперь наоборот, я буду говорить слова с мягким согласным на конце, а вы сделайте последний звук в этих словах твёрдым: брать,

кровь, ель, мель, хорь, сталь.

IV четверть, 2 неделя мая

31 комплекс – «Различаем звонкие и глухие звуки»

Правило красивой речи

При произнесении звонких звуков надо «включить» голос, тогда будет слышно, как дрожит горлышко. При произнесении глухих звуков голос «включать» не нужно и горлышко не задрожит.

Образец речи

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Упражнения

1. «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите звонкий звук, то вы хлопайте, а если глухой звук – топайте: с, з, ш, ж, б, д, п, т, ф, в, г, к.

2. «Прочитаем слоги»

Прочитаем хором слоги, написанные на доске: са-за, ша-жа, па-ба, та-да, ка-га, фа-ва.

Назовите слоги с глухими согласными; со звонкими согласными.

3. «Замени звук»

Замените в словах звук [п] на звук [б] и назовите получившиеся слова: палка, пыл, пашня, пыль, почка, напор, пук, плещет, запор.

4. «Исправь ошибку»

Я буду говорить слова с глухим согласным, а вы будете заменять глухой согласный на звонкий так, чтобы получилось новое слово: кол, Толя, почка, пыл, коса, том, шар, кость, тело, сев, пар, софа.

5. «Закончи предложение»

Закончите предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

Летом мы жили на маленькой (тачке или дачке?).

Толя возил кирпичи на (тачке или дачке?).

В конце предложения надо поставить (дочку или точку?).

Мама вела за руку маленькую (дочку или точку?).

На озере плавала серенькая (уточка или удочка?).

Рыболову нужна хорошая (уточка или удочка?).

В саду созрели красные

По реке плыли (плоты или плоды?).

У сестрицы Алёнушки на сердце (тоска или доска?).

В о сгнила (тоска или доска?).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!