Логопедический коврик «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]
Оборудование: фетр, декоративные пуговки.
Список: ракушка, рыба, рукавица, мухомор, марка, динозавр, коробка (подарок), роза, паровоз, гитара, карандаш, жираф, парусник, баран, веер.
Задания и упражнения:
1.Назови картинки, «нажимая» на каждый предмет пальчиком. Четко произноси звук [Р] в словах.
Предметы расположены столбиками (рядами), поэтому можно по инструкции определять предмет, с которого необходимо начинать (Назови предметы в первом столбике сверху вниз и т.д.)
- Отхлопай слова по слогам (ры-ба, ка-ран-даш).
- Назови в словах только гласные звуки. Ры-ба: Ы-А.
- Угадай слово по гласным звукам. Взрослый произносит только гласные звуки в слове, например О,А (при этом также можно выделить голосом ударный гласный звук). Ребенок угадывает слово и произносит его «РОЗА».
- «Путаница»- взрослый называет слово, меняя слоги местами, например: ЗА,РО ребенок находит на коврике соответствующий предмет и называет правильно «РОЗА».
- Назови слова, которые начинаются на звук [Р] (слова, в которых звук [Р] стоит в начале, середине или в конце слова..).
2. Закончи чистоговорку нужным словом.
Если ребенок читающий, можно сначала прочитать слоги, которые написаны на бусинах слева, и подобрать слова, начинающиеся на данный слог. Затем повторить чистоговорку полностью.
- на начальный слог: ра-ра-ра – это .. (ракушка), ро-ро-ро – это ...(роза) и т.д.
Затем можно предложить ребенку подобрать признак к предмету. Розовая роза, морская ракушка и т.д.
3.Послушай и запомни цепочку слов. Повтори слова в том же порядке. Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет и произносит слово (или только показывает пальцем предмет, на последующих этапах находит только глазами). После прослушивания целой цепочки, ребенок произносит слова, «нажимая» на каждый предмет. Постепенно увеличивайте цепочку слов (начиная с трех слов), учитывайте возможности ребенка.
4. Упр. «Чего не стало?» Закройте предмет фишкой (увеличивайте количество предметов)
5. Упр. На развитие пространственной ориентировки. Кто находится под карандашом? Под карандашом- баран. Что находится над карандашом? Над карандашом - роза...Что находится справа от розы? Справа от розы – паровоз. Добавляем слова-признаки: Справа от морской ракушки- пестрая рыбка…
6. Назови слова, которые отвечают на вопрос "Кто"? ("Что?").
7. Дидактическая игра: «Мой-моя»: моя рыба, мой карандаш и т.д.
8. Дополнительные вопросы. Что общего между жирафом и динозавром? Что общего между розой и мухомором? Что общего между парусником и паровозом?
Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями.
9. Посчитай предметы: Ребенок одновременно работает двумя руками. Например: левой рукой показывает цифру, правой рукой предмет. Варианты счета могут быть различные:
По инструкции ребенок находит нужную цифру (в верхнем правом углу), или же используются все предложенные цифры по порядку.
- счет по рядам, например: одна корона, одна ракушка, одна рыба, одна рукавица и т.д.
- счет по столбикам: одна ракушка, один мухомор, одна коробка, одна гитара, один парусник и т.д.
- счет предметов по порядку (в прямом и обратном порядке).
10. Угадай на ощупь. Ребенок закрывает глаза, кладет ладонь правой или левой руки на коврик. На какой предмет попадет ладонь ребенка, тот предмет он ощупывает и угадывает (взрослый контролирует действия ребенка, направляет его руку по необходимости). Попросите ребенка составить предложение с данным словом.
Можно также попросить ребенка составить предложение, в котором будут содержаться два угаданных слова.
Угадывать на ощупь также можно одновременно цифру и предмет.
11. Упр. на развитие памяти. Необходимо закрыть поле с предметами и цифрами, оставить открытыми только столбики с разноцветными сердечками-бусинами. Ребенку предлагается вспомнить предметы определенного цвета (оранжевая гитара, розовый карандаш, красный мухомор…). Также предлагается ребенку самостоятельно подобрать и назвать еще дополнительно предметы определенного цвета.
Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть такого цвета.
Цветные пуговки-бусины также можно использовать при работе с чистоговорками (назвать первый /последний слог в слове, «нажимая» пальчиком на каждую пуговку, назвать слово, показывая предмет).
12. Знакомство с буквой. Чтение слогов в левом и правом столбиках. Найти бусины с одинаковыми буквами. Сравнить их. Провести звукобуквенный анализ слогов.
Успехов Вам!