СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект «Чудесный мир звуков».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы:

   ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Кроме того одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект «Чудесный мир звуков».»

Логопедический проект «Чудесный мир звуков».


Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный

Вид: Групповой

Длительность: Долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь — июнь);


Участники:

  • учитель-логопед Гапурова Эльмира Ботаевна;

  • Дети старшей группы с речевыми нарушениями – 6 человек;

  • Родители воспитанников;

  • Воспитатели старшей  группы.

  • Эксперт – заместитель заведующего по ВМР.


Актуальность проблемы:

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Кроме того одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;

  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.


Приоритетная образовательная область: речевое развитие.


Задачи:


1. Развивать фонематический слух детей.

2. Узнавать наличие конкретного звука в слове.

3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;

4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.

6. Учить давать характеристику речевым звукам.

7. Создавать предпосылки к обучению грамоте.

8. Развивать у детей потребность в общении, как первейшем условии успешной деятельности.

9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.

10. Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

В соответствии с ФГОС необходим учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников.

Краткая аннотация проекта:

Проект направлен на совершенствование у детей умения внимательно относиться к собственной и обращенной к ним речи. После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи и понимать, что предлоги пишутся раздельно со словами.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

1. Что такое "речевой звук" (фонема)?
Проблемные вопросы:

1. Какую роль играют звуки в нашей речи?

2. Как "речевой звук" меняет смысл слова?

Основные принципы реализации проекта: 

В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:

  1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.

  2. Принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

  3. Принцип деятельности – знакомство с предлогами осуществляется через различные виды детской деятельности. При этом для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

  4. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении и интеграция образовательных областей.

  5. Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.

  6. Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

  7. Наглядности.

  8. Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении ошибок в употреблении данных конструкций логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).

  9. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

  10. Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, при коррекции нарушения должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

  11. Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала. Логопедическая работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Особенности формирования данной речевой функции у детей с различными нарушениями речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сперва, в диалогической речи, в дальнейшем - закрепление в связной речи.



Предполагаемый результат:

  • Создание «Звукового домика» путём использования пластилинотерапии, моделирования и биоэнергопластики.

  • Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.

  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.

  • Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).


Этапы реализации проекта:


Подготовительный этап.

Время реализации: Сентябрь 2018 года.

- Выбор темы проекта и его разработка.

- Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

Разработка консультаций для родителей.

Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Гласные и согласные звуки»

- Родительское собрание. Тема «Цели и задачи на учебный год в старшей группе детского сада».

- Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

- Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.


Основной этап (Октябрь 2018 - апрель 2019).


Мероприятия:

Проведение индивидуальных занятий с детьми. (в течение всего этапа).

Октябрь.

1. Звук «И»

2. Звук «О»

3. Понятие «Согласный звук». Понятия «Твёрдый согласный звук», «Мягкий согласный звук». Звуки «П», «Пь».

4. Звуки «Т», «Ть».

5. Звуки «В», «Вь».

Пополнение картотеки игр и упражнений «Чудесные звуки»

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.

Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)

Выставка «Рисуем и учимся. Играем с гласными звуками. (АУ, ИА, УА) ( Дети с родителями)»

Ноябрь.

1. Звуки «С», «Сь»

2. Звуки «К», «Кь»

3. Звуки «Г», «Гь»

4. Звуки «М», «Мь»


Создание обучающей презентации для детей «Чудесные звуки» (гласные звуки). (слайды пополняются в процессе изучения тем).

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)

Декабрь.

1. Звуки «Х», «Хь»

2. Звуки «Н», «Нь»

3. Звуки «З», «Зь»

4. Звуки «Б», «Бь»


Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Выставка «Рисуем и учимся. Согласный звук Н в загадках и отгадках»

«Новогоднее путешествие в страну Чудесных звуков». Включает в себя просмотр презентации по теме, практикум для детей и родителей.

Январь.

3. Звуки «Д»,«Дь»

4. Звук «Э»

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.

Выставка рисунков «Эти чудесные гласные» (Дети с родителяи).

Февраль.

1. Звуки «Л», «Ль»

2. Звук «Ш»

3. Звуки «Р» , «Рь»

Знакомство с ребусами. Обучение отгадыванию ребусов с использованием гласых (Дом – дым, кот –кит,…)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Выставка «Рисуем и учимся. Превращение слов.» (дети с родителями).

Открытое занятие.

Март.

1. Звуки «Ж»

2. Звук «Ц»

3. Звук «Ч»

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Выставка «Рисуем и учимся. (дети с родителями Создание «Звукового домика» путём использования пластилинотерапии, моделирования и биоэнергопластики).

Апрель.

1. Звуки «Ф», «Фь»

2. Звук «Щ»

3. Звук «Й»

4. Мягкие согласные

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.

Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие -викторина «Много знаем и умеем: трудности преодолеем!»


Дидактические материалы:

    1. Схемы гласных и согласных звуков.

    2. Раздаточный материал для составления схем слов.

    3. Демонстрационный материал для составления схем слов.

4. Настольно-печатные игры.

5. Наборы картинок по теме.

6. Звучащие игрушки.

7. Флажки синего, зелёного, красного цветов.

8. Набор раскрасок.

9. Художественная литература по теме.


Заключительный этап: (Май, июнь 2018 года).

- Диагностическое обследование. Мониторинг.

1. Звуки «Ч», «Щ»

2. Звуки «З», «Ж»

3. Звуки «Ч», «Щ» , «Ть», «Сь»


- Заполнение речевых карт по итогам обследования.

Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.

Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков».

Родительское собрание «Чему мы научились?» (Подведение итогов за учебный год). Отчет о реализации проекта представить на общем  родительском собрании.

июнь

Создание альбомов детских рисунков «Чудесные звуки живут в моём рисунке» с комментариями детей. Создание «Звукового домика» путём использования пластилинотерапии, моделирования и биоэнергопластики.

Иллюстрирование любимых детских произведений. Выставка.


Картотека игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей 5-6 лет:

1. «Звуки из коробочки».

Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.

2.«Что за предмет издаёт этот звук?».

Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.

3.«Жмурки».

Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.

4. «Послушай и покажи».

Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.

5.«Правильно или неправильно». Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.

6. «Чей голос?»

Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.

7. «Угадай музыкальный инструмент».

Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.

8. «Поймай звук».

Задаётся один звук (например «ш»), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.


Используемая литература:


  1. «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой. М. «Владос»,2002.

  2. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». С-П «Союз», 1990.

  3. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». М. «Гном и Д», 2005.

  4. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет». М. «Гном и Д», 2005.

  5. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.

  6. В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3 периоды) М. «Гном и Д»,2002.

  7. Е. А. Пожилнко «Волшебный мир звуков и слов». М. «Владос», 2001..

  8. Н. Ю. Костылёва «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» . «ТЦ Сфера» ,2014.

  9. Т. Павлова-Зеленская «Звукоразличение как развлечение. Превращалочка». «Литера», 2006.

  10. О. А. Новиковская «Скороговорки и чистоговорки для развития речи». М. «Астрель»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!