Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №*»
«Давайте говорить правильно»
(социальный проект)
Руководитель проекта:
***,
учитель-логопед
г. Дзержинск
Содержание
Актуальность проблемы ………………………………………….. 4
Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5
Паспорт проекта…………………………………………………... 6
Этапы реализации проекта……………………………………….. 7
Мероприятия………………………………………………………. 9
Ожидаемые результаты……………………………………...…… 10
Описание проекта…………………………………………………. 11
Заключение…………………………………………………………. 14
Результаты проекта………………………………………………… 15
Список литературы………………………………………………… 16
Приложение……………………………………………………….. 17
Актуальность проекта
Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.
В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:
помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, учителя и родителей,
подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.
Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов.
Цель проекта:
повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим уголком «Советы логопеда»
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Паспорт проекта
Название проекта | «Давайте говорить правильно» |
Идея проекта | Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника. |
Образовательная организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №*» (МБОУ «Школа №*») Индекс: *** Адрес: *** e-mail *** |
Класс, возраст учеников | 1-4 класс, 7-11 лет |
Руководитель проекта | ***, учитель-логопед |
Исполнители | учащиеся 1-4 классов и их родители |
Сроки реализации | 2019 – 2020 учебный год |
Этапы реализации проекта: |
Сроки | Этапы | Участники |
сентябрь 2019 уч.года | Разработка проекта | Учащиеся 1-4 классов Родители учащихся 1-4 классов |
октябрь 2019 г. – май 2020 года | Развитие проекта |
май 2020 г. | Подведение итогов |
Мероприятия по реализации проекта
Перспективный план реализации проекта
Месяц | Формы и методы работы | Тема | Содержание работы |
1 этап. Подготовительный этап |
Сентябрь | Анкетирование родителей | «Я и мой ребёнок» | Познакомиться с родителями учащихся; собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка; изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту; изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития |
2 этап. Основной |
Сентябрь | Индивидуальные консультации | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта. Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия. |
Публикация на сайте школы «Страница логопеда" | «Нормы речевого развития детей 7 лет» «Организация работы логопеда на школьном логопункте» | Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта. |
Октябрь | Индивидуальные консультации | «План коррекционно-развивающей работы с ребёнком» «Упражнения для развития мелкой моторики» | Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики». |
Публикация на сайте | «Артикуляционная гимнастика» | Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями. |
Ноябрь | Индивидуальные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей |
| День открытых дверей | «Открытое занятие» | Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями. |
Родительское собрание | «Подведение итогов первого полугодия» | Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие |
Январь, февраль, март, апрель | Мастер-класс | «Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести» | Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями письма и чтения. Рекомендации для родителей. Рекомендации по учебному режиму для ребёнка, страдающего дисграфией. |
Индивидуальные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. |
Публикация на сайте | «Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче» | Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды. |
Май | Индивидуальные консультации | «Итоги года. Вопрос-ответ» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. |
Родительское собрание | «Итоги года» «Работа летом» | Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах. Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми. Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников. |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» | «А знаете ли вы?» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей. |
Заключительный этап |
Май | Мониторинг родителей | «Анкетирование родителей» | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Отзывы родителей предложения и замечания |
Мониторинг детей | «Логопедическое обследование» | Выявление уровня речевого развития детей |
Участие на МО логопедов | «Давайте говорить правильно!» | Презентация проекта |
Ожидаемые результаты.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для школы |
-положительная динамика речевого развития; -успешная социальная адаптация в школе и семье; -индивидуальный подход к каждому учащемуся. | положительная оценка деятельности МБОУ «Школа№29»; -использование знаний по развитию речи учащихся в домашних условиях и, особенно, в летнее время. | -положительный психологический климат между логопедом и учителями; -заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; -удовлетворенность собственной деятельностью; -качественно организованная система повышения квалификации. | -благоприятные условия для профессионального роста педагогов; -повышенный статус МБОУ «Школа№29»; |
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
П
одготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.
Анкетирование родителей
Копилка логопеда
2 этап - основной (практический)
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;
• пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:
• проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;
• проведение индивидуальных консультаций;
• создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);
• презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);
• ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)
Мастер-класс
по дыхательной гимнастике
Конкурс скороговорщиков
3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).
Цель: анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Т
ранслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.
Трансляция опыта на методическом объединении учителей-логопедов
П
убликации в интернет - сообществах
Практическая значимость проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.
Заключение
Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.
Результаты проекта
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.
Литература
Антонова, Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т.В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6
Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.Н.Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.54-63
Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е.М. Вотинова, Е.М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С.70-74
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.
Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.
Михеева, И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И.А.Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с.
Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.
Приложение
Приложение № 1
Анкетирование родителей учащихся
Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"
1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
2. Дата рождения________________________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________10. Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________
Приложение № 2
Уровень родительской мотивации