Логопедический проект «Наш домашний логопед. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Данный логопедический проект реализовывался на базе консультативного пункта дошкольной группы МБОУ «Крутоярская СОШ»
Актуальность: Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической помощи. Исходя из этого, мы должны повысить уровень психолого-педагогических знаний у родителей в речевом развитии ребёнка.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).
Принципы реализации проекта:
- добровольности;
- сотрудничества;
- значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
- постоянства обратной связи;
- вариативности форм и методов;
- научности;
- открытости и конфиденциальности.
Проблема: что мы знаем о речевых нарушениях и как работать (воспитывать/заниматься) с детьми, имеющими речевые нарушения?
Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
- создать атмосферу общности интересов;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
- воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.
Ожидаемые результаты. Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер - классов; проведение праздника чистой речи; круглый стол (подведение итогов коррекционно-логопедической деятельности).
Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте садика; папки домашних заданий (на выходной).
Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно - аналитический).
Задачи: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития; установить контакт с ее членами; согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
2 этап – основной (практический). Задачи: разработать и апробировать систему методических материалов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей;
3 этап – заключительный. Задачи: Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
На 1 этапе нами было проведено анкетирование родителей детей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
После проведения анкетирования нами были проанализированы анкеты. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм (см. Приложение).
На 2 этапе наша работа заключалась в:
- оформлении уголка логопеда в каждой возрастной группе, где была представлена информация о нормах речевого развития детей-дошкольников; о причинах нарушений речи; о правилах проведения логопедических занятий; о правилах и условиях выполнения упражнений с ребенком дома по заданию логопеда;
- изготовлении папки-передвижки, в которой размещалась информация о видах речевых нарушений;
- выступлении на родительских собраниях по темам «Роль семьи в преодолении дефектов речи»; «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»;
- проведении индивидуальных/подгрупповых мастер-классов для родителей по постановке/автоматизации звуков в речи;
- заполнении папки домашних заданий на каждого ребенка;
На 3 этапе нами был проведен:
- Праздник Чистой Речи для родителей и детей;
- Круглый стол «Результаты логопедической работы за 2018/2019 учебный год», на котором были подведены и проанализированы итоги эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и итоги эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушениями речи.
Приложение
Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”
(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.)
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1.Фамилия, имя ребенка ...........................................................................................
Ф.И.О. родителя ........................................................................................................
2.Дата рождения ребёнка .........................................................................................
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
................................................................................................................................
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
.................................................................................................................................
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 5-6, 6-7 лет) (да, нет)
.................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
..................................................................................................................................
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
..................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
..................................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
..................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
..................................................................................................................................
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
.................................................................................................................................
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
.................................................................................................................................
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие лексики;
- развитие грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики:
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие психических процессов.
14. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
.................................................................................................................................
15. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).
.................................................................................................................................
16. Ваши вопросы и предложения. ........................................................................
................................................................................................................................
.................................................................................................................................
................................................................................................................................
Дата .............................................
Подпись родителя: ..............................................
Благодарим за сотрудничество!
Результаты анкетирования родителей
Родителям было предложено 13 вопросов, касающихся коррекционно-образовательного процесса. По результатам анкетирования составлены наглядные диаграммы (по 13 вопросам). Диаграммы позволяют наглядно представить ситуацию в группах.