СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический семинар – практикум для учителей начальных классов.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедический семинар – практикум для учителей начальных классов.»



Логопедический семинар – практикум для учителей начальных классов.


Тема: Преодоление трудностей, возникающих в процессе формирования письменной речи.

Задачи:

  1. Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.

  2. Разъяснить причины возможных нарушений письменной речи.

  3. Дать рекомендации учителям и воспитателям, помогающие своевременной диагностике и предупреждению дисграфии у детей.


Оборудование:

Цветные бумажные «ладошки», памятки двух видов, схемы для определения места звука в слове, схемы звонкого и глухого согласного звука, бархатная бумага и нитки, цветная бумага, песок и камешки.



Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.

К.Д.Ушинский


  1. Оргмомент.

Участники семинара, выбрав бумажные ладошки разных цветов, делятся на подгруппы.

  1. Сообщение темы и задач семинара.

  2. Психологический настрой.

Участникам предлагается написать левой рукой фразу «Я учусь писать» (для правшей), затем поделиться своими ощущениями: что они испытывали при письме в необычных для себя условиях.

Такие же трудности испытывают и наши дети при обучении письму.

  1. Основная часть.

Что такое письмо? (Педагогам выдаются памятки)

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности, который требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;

- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.


  1. Речеслуховой анализатор.

Человек обладает тремя видами слуха: физическим (для различения шума ветра, журчания ручья, жужжания пчелы и т.д.), музыкальным (погружающим в мир мелодий) и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого, определения разницы между словами ДОЧКА – ТОЧКА, УГОЛЬ – УГОЛ и т.д.

Способность человека к распознаванию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Если у первоклассника недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие, это будет препятствовать успешному обучению письму.

У детей с нарушением фонематических процессов встречаются ошибки:

- на замену звонких и глухих согласных;

- на замену твёрдых и мягких согласных;

- на пропуск букв;

- на пропуск слогов;

- на перестановку букв, слогов;

- на недописывание слова;

- на несоблюдение границ предложений.


Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей:

  • Опора на тактильные ощущения при анализе звуков (ладошка у горла, закрытые уши помогают ощутить работу голосовых связок).

  • Систематическое повторение слоговых цепочек (да-та-да, да-да-та и др.)

  • Использование графических изображений звуков (звонкий ~, глухой --).

  • Определение места звука в слове.

  • Выполнение позиционного анализа (между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове?)

  • Перечисление всех звуков в слове по порядку, определение количества звуков в слове.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Придумывание слова по заданной схеме.

  • Придумывание слова из заданного количества звуков, с заданным звуком.


  1. Двигательный анализатор.

При поступлении ребёнка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

- дрожание линии;

- колебание наклона и высоты букв;

- быстрое наступление мышечного утомления;

- небрежное выполнение письменных работ.


Развитие мелкой моторики.


Практическая работа.

Участники работают по подгруппам:

1 группа на листе бархатной бумаги выкладывает с помощью нитки прописную букву Л, потом превращает её в букву А.


2 группа из листа цветной бумаги методом «обрывания» делает письменную строчную букву О.


3 группа выкладывает на песке с помощью камешков букву И.


Далее участникам предлагается по цепочке назвать упражнения на развитие мелкой моторики рук детей.


  1. Речедвигательный анализатор.

Если у ребёнка имеются нарушения звукопроизношения, это может отражаться на письме. Поэтому необходимо как можно раньше исправлять дефекты звукопроизношения.



Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора:

  • Контроль за правильным произношением звуков.

  • Развитие движений губ, языка, щёк (участникам предлагается выполнить традиционный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики).

  • Скороговорки, чистоговорки.

  • Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха («Загони мяч в ворота», «Болтушка», надувание воздушных шаров, мыльных пузырей и т.д.)


  1. Зрительный анализатор.

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

- Смешение букв по оптическому сходству (б-д, п-т, о-а, и-у).

- Зеркальность (с, э, к, е, я).

- Трудность удержания строки, наклона.


Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза:

  • Назвать предметы по их контурам.

  • Назвать и дорисовать предмет.

  • Найти «спрятанные» предметы на картинке.

  • Назвать перечёркнутые изображения.

  • Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

  • Показать правильно написанную букву.

  • Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).



Развитие зрительной памяти:

  • Запомнить картинки, а потом найти их среди других.

  • Запомнить фигуры, выложенные из палочек, а затем выложить их самостоятельно.

  • Игра «Чего не стало?»

  • Игра «Что изменилось?» и др.



  1. Итог занятия.

Только совместными усилиями мы сможем помочь ребёнку преодолеть трудности, возникающие при обучении письму. Для этого необходимо терпение и систематические занятия.

Хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех, не торопите его, не делайте необдуманных замечаний, старайтесь больше играть с ним. Тогда он поверит в свои силы и будет радовать Вас своими достижениями.


Литература:

  1. Т.А.Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап»

  2. З.Е.Агранович «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

  3. М.М.Безруких, С.П.Ефимова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму»

  4. О.Н.Кылосова «Подводные камни процесса формирования письменной речи (семинар-практикум для родителей учащихся 1-х классов)». Журнал «Логопед» №4, 2009г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!