Логопедический семинар – практикум для учителей начальных классов.
Тема: Преодоление трудностей, возникающих в процессе формирования письменной речи.
Задачи:
Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.
Разъяснить причины возможных нарушений письменной речи.
Дать рекомендации учителям и воспитателям, помогающие своевременной диагностике и предупреждению дисграфии у детей.
Оборудование:
Цветные бумажные «ладошки», памятки двух видов, схемы для определения места звука в слове, схемы звонкого и глухого согласного звука, бархатная бумага и нитки, цветная бумага, песок и камешки.
Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.
К.Д.Ушинский
Оргмомент.
Участники семинара, выбрав бумажные ладошки разных цветов, делятся на подгруппы.
Сообщение темы и задач семинара.
Психологический настрой.
Участникам предлагается написать левой рукой фразу «Я учусь писать» (для правшей), затем поделиться своими ощущениями: что они испытывали при письме в необычных для себя условиях.
Такие же трудности испытывают и наши дети при обучении письму.
Основная часть.
Что такое письмо? (Педагогам выдаются памятки)
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности, который требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
Речеслуховой анализатор.
Человек обладает тремя видами слуха: физическим (для различения шума ветра, журчания ручья, жужжания пчелы и т.д.), музыкальным (погружающим в мир мелодий) и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого, определения разницы между словами ДОЧКА – ТОЧКА, УГОЛЬ – УГОЛ и т.д.
Способность человека к распознаванию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.
Если у первоклассника недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие, это будет препятствовать успешному обучению письму.
У детей с нарушением фонематических процессов встречаются ошибки:
- на замену звонких и глухих согласных;
- на замену твёрдых и мягких согласных;
- на пропуск букв;
- на пропуск слогов;
- на перестановку букв, слогов;
- на недописывание слова;
- на несоблюдение границ предложений.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей:
Опора на тактильные ощущения при анализе звуков (ладошка у горла, закрытые уши помогают ощутить работу голосовых связок).
Систематическое повторение слоговых цепочек (да-та-да, да-да-та и др.)
Использование графических изображений звуков (звонкий ~, глухой --).
Определение места звука в слове.
Выполнение позиционного анализа (между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове?)
Перечисление всех звуков в слове по порядку, определение количества звуков в слове.
Звукобуквенный анализ слов.
Придумывание слова по заданной схеме.
Придумывание слова из заданного количества звуков, с заданным звуком.
Двигательный анализатор.
При поступлении ребёнка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- дрожание линии;
- колебание наклона и высоты букв;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Развитие мелкой моторики.
Практическая работа.
Участники работают по подгруппам:
1 группа на листе бархатной бумаги выкладывает с помощью нитки прописную букву Л, потом превращает её в букву А.
2 группа из листа цветной бумаги методом «обрывания» делает письменную строчную букву О.
3 группа выкладывает на песке с помощью камешков букву И.
Далее участникам предлагается по цепочке назвать упражнения на развитие мелкой моторики рук детей.
Речедвигательный анализатор.
Если у ребёнка имеются нарушения звукопроизношения, это может отражаться на письме. Поэтому необходимо как можно раньше исправлять дефекты звукопроизношения.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора:
Контроль за правильным произношением звуков.
Развитие движений губ, языка, щёк (участникам предлагается выполнить традиционный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики).
Скороговорки, чистоговорки.
Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха («Загони мяч в ворота», «Болтушка», надувание воздушных шаров, мыльных пузырей и т.д.)
Зрительный анализатор.
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
- Смешение букв по оптическому сходству (б-д, п-т, о-а, и-у).
- Зеркальность (с, э, к, е, я).
- Трудность удержания строки, наклона.
Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза:
Назвать предметы по их контурам.
Назвать и дорисовать предмет.
Найти «спрятанные» предметы на картинке.
Назвать перечёркнутые изображения.
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
Показать правильно написанную букву.
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).
Развитие зрительной памяти:
Запомнить картинки, а потом найти их среди других.
Запомнить фигуры, выложенные из палочек, а затем выложить их самостоятельно.
Игра «Чего не стало?»
Игра «Что изменилось?» и др.
Итог занятия.
Только совместными усилиями мы сможем помочь ребёнку преодолеть трудности, возникающие при обучении письму. Для этого необходимо терпение и систематические занятия.
Хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех, не торопите его, не делайте необдуманных замечаний, старайтесь больше играть с ним. Тогда он поверит в свои силы и будет радовать Вас своими достижениями.
Литература:
Т.А.Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап»
З.Е.Агранович «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
М.М.Безруких, С.П.Ефимова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму»
О.Н.Кылосова «Подводные камни процесса формирования письменной речи (семинар-практикум для родителей учащихся 1-х классов)». Журнал «Логопед» №4, 2009г.