3 класс Логопедическое групповое занятие
Тема: Имя существительное
Цель: закрепление знаний об имени существительном
Задачи:
Учащиеся научатся:
· закрепят знания об имени существительном;
· обогатят словарный запас по заданной лексической теме;
· упорядочат знания по теме «Имя существительное».
Учащиеся получат возможность научиться:
· совершенствовать навык дифференциация одушевлённого и неодушевлённого предмета;
· допускать меньше аграмматизмов в речи.
Ход занятия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Актуализация знаний
Давайте вспомним, какая часть речи отвечает на вопросы кто? Что?
- Это имя существительное.
- Верно! Что обозначает имя существительное?
- Предмет.
- А почему к данной части речи можно задать два вопроса? От чего это зависит?
- Имена существительные могут быть одушевленные, а могут неодушевленные. Если предмет одушевленный, то мы задаем к нему вопрос – кто? А если неодушевленный – что?
- Точно! Что мы можем отнести к одушевленным, а что к неодушевленным?
- Одушевленные – это все предметы, которые отвечают на вопрос кто? – Кто? – человек, рыба, кот, собака, попугайчик, А на вопрос что отвечают неодушевленные – Что? – шкаф, парта, компьютер, окно, то есть это – неживые предметы. Сюда же относят предметы растительного мира – деревья, кусты, цветы и так далее.
- Правильно! Нужно задать вопрос и тогда узнаешь – одушевленные перед тобой предмет, или нет.
Закрепление знаний об имени существительном
- Посмотрите на коллаж. Что вы здесь видите?
- Здесь есть животные, птицы, доктор, деревья, майка, лук, капелька.
- Верно! У каждой картинки есть свое название. И эти названия обозначают имена существительные. Какие-то одушевленные, какие-то нет. Я предлагаю вам разбить данные существительные на группы. В первой группе будут одушевленные, во второй неодушевленные предметы. Вы объедините эти данные в таблицу и затем мы проверим вместе. Откройте свои рабочие тетради, запишите число В левой колонке у нас будут одушевленные предметы, в правой – неодушевленные.
- Отлично! Таблица у нас готова, можем начать заполнять. Итак, начнём с самой первой картинки. Кого мы видим?
- Это доктор.
- Верно! Это он. Скажите, а как еще можно назвать доктора? По-другому?
- Врач.
- Правильно! Чем друг для друга являются слова доктор и врач?
- Это синонимы.
- Верно! Синонимы – это слова близкие по смыслу. Возьмем слово врач. К какому столбику мы отнесем это слово?
- Слово врач отвечает на вопрос кто? – значит, это одушевленное имя существительное.
- Правильно! Сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно на картинки и найдите те, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком.
- Обратите внимание на черную птицу. Кто знает, как она называется?
- Это птица – грач. Какое слово отличается от слова грач одним звуком?
- Слово врач!
- Совершенно верно! Каким звуком отличаются эти слова?
- Первым в слове врач первый звук «в», а в слове грач первый звук «г».
- Абсолютно верно! Записываем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Немножко отдохнем и поиграем. Я буду называть слова парами. Если это существительное одушевлённое, вы наклоняетесь в стороны – влево-вправо, если неодушевленные, то поднимаете руки вверх. Слушаем:
- Крапива, стол, котёнок, собака, брови, клей, сумка
Продолжение работы над темой занятия
- Смотрим дальше. Кого вы видите рядом с врачом?
- Это лев.
- Верно! Куда мы отнесем данное слово?
- Лев – кто? Это одушевленное существительное.
- Правильно! Записываем в нужную колонку. Какую пару можно подобрать к слову лев, опираясь на предыдущую пару?
Если дети затрудняются, то подсказать?
- Обратите внимание на ели. Как называется то место, гда растет много деревьев?
- Лес.
- Верно! Чем отличаются слова лев, лес?
- Последним звуком. Вы заменили звук «в» на «с».
- Правильно! Куда вы отнесете слово лес – одушевленное или нет?
- Это неодушевленное – что? Лес.
- Правильно! Записываем.
- Сморим дальше. Кого вы видите рядом со львом?
- Это цапля. Одушевленное – кто? Цапля.
- Отлично! Какую пару подберём и каким звуком эти слова будут отличаться?
- Капля! Слово капля – неодушевленное. Что? Капля. Слово капля от слова цапля отличается первым звуком.
- Отлично! Смотрим дальше. Что вы видите справа от цапли?
- Это лук. Неодушевленный предмет.
- Верно! Какую пару вы подберете к слову лук?
- Жук. Слова отличаются первым звуком.
- Что мы видим под врачом?
- Не что, а кого. Это – кит. Одушевленное!
- Прекрасно! Пишем в нужную колонку. Какой первый звук в данном слове?
- Звук [к,].
- Правильно! А почему он мягкий?
- Его смягчает стоящий после него гласный «и».
- Отлично! Какую пару подберем к слову кит?
- Кот. Тоже одушевленное.
- Последняя пара, которую нам предстоит назвать.
- Чайка – майка.
- Слово чайка – одушевленное - Кто? Чайка. Это птицаМайка – что? Это – одежда. Относим к неодушевленным предметам.
- Какие вы молодцы!! Справились полностью с заданием!
Подведение итогов:
- Что мы сегодня повторили?
- Имена существительные.
- Что вы знаете об имени существительном?
Дети обобщают свои знания об этой части речи.
- Отлично! Вы хорошо поработали!
Рефлексия. Игра-настроение «Светофор»