Логопедическое открытое занятие:
«Путешествие в город Грамотеев»
Для учащихся 3-4 классов школы 8 вида.
Тип мероприятия: обобщение и систематизация изученного материала.
Утренник является, с одной стороны, обобщением и систематизацией знаний, с другой - мероприятием практического применения умений и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на занятиях.
Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков в устной речи;
- закреплять умение различать понятия «звук» и «буква», «гласный звук» и «согласный звук»;
- закреплять умение звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;
- закреплять умение различать звонкие и глухие согласные.
2. Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию слухового и зрительного восприятия;
- способствовать развитию мыслительной деятельности и ориентации в значениях слов;
3. Коррекционно-воспитательные:
- помогать преодолевать скованность в ситуации публичного выступления;
- побуждать к взаимопомощи.
Методы обучения:
объяснительные;
репродуктивно-поисковые;
познавательный;
сочетание словесных и наглядных методов, а также практических.
Оборудование: костюм злой Ошибки, диск с записью песни «Маленькая страна», карточки с буквами и слогами, стихами, текстом, предметные картинки, картина с изображением города, конверт с письмом, медальки с изображением города.
ХОД мероприятия:
Стук в дверь учитель-логопед получает конверт
- Какой странный конверт? Откуда он? (читает адрес)
- Давайте прочитаем письмо из города Грамотеев.
- Здравствуйте, ребята! У нас живут очень интересные и грамотные люди.
- А знаете ли вы, кто я такая и как меня зовут? Я хозяйка города Грамотеев, я вас приглашаю в гости. Но прежде, чем мы отправимся в город, отгадайте мое имя
- А вот, как меня зовут, вы сможете отгадать, если хорошо знаете АЛФАВИТ.
Первая буква моего имени стоит в алфавите после буквы В.
Вторая - после буквы П.
Третья буква - самая первая в алфавите.
Четвёртая - после Л.
Пятая - после Н.
Шестая - после буквы С.
А седьмая перед буквой Б.
Соедините все буквы и прочитайте, как меня зовут (Грамота).
- Кто знает, что такое грамота?
Кто хочет со мной отправиться в замок грамотеев, давайте споём песенку про АЛФАВИТ.
Стук в дверь, в класс заваливается Злая Ошибка.
Куда это вы собрались без меня. Я, Ошибка и я знаю, что никто из вас без меня не обходится. Я же ваша подружка. Правда?
Учитель-логопед.
Давайте злой ошибке докажем сегодня, что мы можем выполнять задания и без неё. Но для этого вы должны быть внимательными и вспомнить, все чему научились на моих занятиях.
1 задание: Из чего состоят слова? Соедините буквы на карточках и прочитайте, что получится. Сейчас вы получите карточки с буквами
Ошибка выхватывает мешочек с карточками и начинает его трясти. Все слова рассыпаются и прочитать невозможно.
На стол высыпает буквы из мешочка:
- Ребята вам придётся самим теперь расставить буквы так, чтобы получились слова.
Е JI М - мел Н А К И Г - книга УРКЧА -ручка С К А Р К И - краски Д, Ь, А Т, Е, Т, Р - тетрадь
Ребята составляют из букв, расположенных в беспорядке слова, потом хором прочитывают , что получилось.
- К какой теме можно отнести все эти слова? (Школа)
Злая Ошибка:
- Ничего здесь сложного нет, а вот я вам сейчас загадаю задание, вы ни за что не сможете выполнить его без ошибок. Слушайте.
2 задание:
Это было в воскресенье у слона на дне рождения.
Гости пели, веселились, в хороводе все кружились.
Так крутились и вертелись, что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять - помоги гостей собрать
Необходимо соединить слоги, чтобы получились слова и прочитать, что получилось: НИ, РАФ, ЗА, ЛИ, ПО, ЯЦ, ЗЕБ, СА, ЖИ, РА,
Кто же был на дне рождения у слона? (пони, жираф, лиса, зебра, заяц)
Злая Ошибка недовольно:
- Что то мне здесь у вас не очень нравится, вы, что очень грамотные? Грамотеи....
Учитель-логопед.
- Не сердись Ошибка, посиди у нас, поучись, и ты будешь тоже грамотная.
Проговорим слова, которые запомнили
3 задание:
Из картинок нужно составить цепочку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась на последний звук предыдущего слова.
Картинки КОТ(первая картинка), РЫБА, ИГОЛКА, ТАПКИ, АНАНАС, САМОВАР, УТЬГ, ГЛАЗ, ЗУБ, БЫК.
Злая Ошибка ходит и путает ребят, хочет, чтобы они наделали ошибок.
Учитель-логопед.
- А как пишутся слова УТЬГ, ГЛАЗ, ЗУБ, БЫК? Какие у них согласные в конце слова? Как их проверить?
Дети вспоминают правила проверки звонких и глухих согласных.
4 задание:
Злая Ошибка:
Согласно я, что вы много всего знаете и умеете. Послушайте теперь меня, какие красивые стихотворения я сочинила.
Куклу выронив из рук Маша мчится к маме
Тает снег. Течёт ручей На ветвях полно врачей.
Посмотрите-ка, ребятки Раки выросли на грядке.
Мы собрали васильки На головах у нас щенки.
На пожелтевшую траву Бросает лев свою листву.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок.
Учитель-логопед:
-Ребята, вам понятно, что написала Злая Ошибка? Она перепутала некоторые буквы в словах и получилась какая то неразбериха. Давайте исправим все ошибки: в выделенных словах заменим букву, чтобы получилось слово, подходящее по смыслу.
Злая Ошибка потихонечку исчезает.
Учитель-логопед:
- Ребята, а куда делась Ошибка. Как бы она нам опять не навредила. Забудем про все ошибки и отправимся дальше.
5 задание:
Вот мы и пришли в замок. Но внутрь нам похоже не попасть. Это проделки Злой Ошибки. Смотрите, какой огромный камень лежит у входа. Как же мы его сдвинем? Здесь что - то написано, только с ошибками. Я думаю, если мы исправим все ошибки и прочитаем текст правильно, то обязательно попадём в замок.
Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра, забавные обезьяны. Слон обливался холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешные рожицы.
Когда ребята правильно прочитают текст, Учитель-логопед предлагает ребятам закрыть глаза и каждому представить, какой же может быть город Грамотеев.
Звучит детская песенка, ребята открывают глаза и видят красивый сказочный замок и все вместе поют заранее выученную песенку: “Маленькая страна”
В этот город попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В этот городок тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев.
Маленький городок
Правильный городок
Там говорят и пишут верно
Всех он нас зовёт!
В этой городке не будет места
Грубым и злым словам.
Аграмматизм и ошибки речи
Не приживутся там.
Нам логопед поможет точно
Звуки произносить.
Надо нам постараться
Правильно говорить.
Выходит Злая Ошибка с виноватым видом:
Простите меня, я теперь вижу, что я вам совсем не нужна, вы справляетесь без меня и так весело живёте. Я вам больше мешать не буду. Простите?
Учитель-логопед:
Раздает всем детям медальки с изображением города Грамотеев.
- Путешествуя в город Грамотеев, выполняя задания госпожи Грамоты и исправляя Ошибку вы стали гораздо дружнее и грамотнее. Теперь и вас ребята тоже можно назвать грамотеями. Нам предстоит еще многое узнать о городе Грамотеев и о Грамоте.
- Ребята, давайте простим Ошибку и скажем ей: «ПРОЩАЙ». А вас я с радостью жду на моих следующих занятиях.