Аннотация. В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы VII вида занимает важное место в системе развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 им. АГ.Махнёва»
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
Аннотация.
- В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы VII вида занимает важное место в системе развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
Цели и задачи
создание благоприятных условий для:
- коррекционно-развивающей работы
- полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития
- формирования основ базовой культуры личности
- развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
- социальной адаптации
Задачи:
- создание комплекса коррекционно-развивающей работы
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с ЗПР
- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка с ЗПР
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- В данное время в МАОУ СОШ №8 обучается 19 детей с диагнозом ЗПР, имеющие общее недоразвитие речи. Работа с ними осуществляю по трем направлениям:
- 1 Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те, у которых имеются дефекты звукопроизношения)
- 2. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи: нарушения лексики, грамматического строя речи, нарушения словоизменения и словообразования, нарушение связной речи.
- 3. Коррекция нарушения письма и чтения.
Особенности работы с учащимися, имеющими речевые нарушения
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого
- материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учет возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к обучающимся с учетом
- возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Особенности развития детей с задержкой психического развития
- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке
- Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение
- Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение
- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
- У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка
- Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности
- Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом
Планирование работы
- Одна из главных задач — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма и чтения, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.
- Создание платформы для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению детьми материала по русскому языку в целом.
- Использование нетрадиционных методов и форм работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, речевые игры, ролики, наглядные учебные пособия, специальную литературу, логоритмические упражнения.
Взаимодействие логопеда с педагогами
Общая цель — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача логопеда— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса .
Взаимодействие логопеда с родителями
- Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. Дети с нарушениями речи нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений логопедического сопровождения является работа с родителями, самая эффективная формой работы - индивидуальная.
- Выступления на родительских собраниях в школе на темы: Роль семьи в преодолении дефектов речи; Взаимосвязь работы семьи и логопеда; Поговори со мною, мама! И т.п. Консультирование педагогов по теме: «Специфические ошибки на письме и работа по их преодолению»
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Направления развития и образования детей
Традиционные и инновационные формы
взаимодействия
Социально-коммуникативное
Социальное обследование
Консультирование специалистов
Устный журнал для родителей
Открытое занятие
Стендовая информация
Собрания - встречи
Семинары
Семейный праздник
Спортивное развлечение
Тематическая выставка
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
Выводы:
- взаимодействуя с учителями, специалистами школы и
- родителями осуществляется логопедическое сопровождение детей,
- обучающихся по общеобразовательной программе с учетом адаптированной
- программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
Список литературы:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
- Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. — (Коррекционная педагогика).
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010