СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе » (социальный проект)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на повышение компетентности родителей  и учителей в вопросах речевого развития младшего школьника с ОВЗ и оказания квалифицированной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи в освоении школьных  программ.

Просмотр содержимого документа
««Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе » (социальный проект)»

Муниципальное образовательное учреждение

Краснообская МБОУ СОШ №У















«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »

(социальный проект)










              Руководитель проекта:

                                         Жигулина Татьяна Михайловна,

учитель-логопед





















Краснообск 2023 год

Содержание

Актуальность проблемы

3

Цели и задачи проекта

4

Паспорт проекта

5

Этапы реализации проекта

6

Мероприятия

6

Ожидаемые результаты

10

Описание проекта

10

Заключение

13

Результаты проекта

13

Список литературы

14














































Актуальность проекта

Логопедический проект:

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »

Данный проект направлен на повышение компетентности родителей и учителей в вопросах речевого развития младшего школьника с ОВЗ и оказания квалифицированной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи в освоении школьных программ.

В соответствии с Федеральным законом об образовании каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на качественное образование, соответствующее его возможностям и потребностям. Дети с ОВЗ – это те, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. Дети с ОВЗ нуждаются в создании специальных образовательных условий обучения и воспитания. Правильно организованная развивающая среда и помощь специалистов-логопеда, психолога, дефектолога способствуют полноценной адаптации ребенка в школе. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ  в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Нарушения речи таких учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер.


Деятельность учителя-логопеда направлена на создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуального общеобразовательного маршрута) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе  правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое.

С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.  Реализация данного проекта в области оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения и решения на практике сложных адаптационных и образовательных проблем.

Участники проекта: учитель-логопед, психолог, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов.

Цель проекта: помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в школьной среде и освоить общеобразовательную программу.

Задачи:

Обеспечить:

  1. коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказать им квалифицированную помощь в освоении Программы


  1. разностороннее развивать их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации


  1. повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию
    выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию.


  2. выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
    разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе

  3. вести совместную работу со школьным психологом










Паспорт проекта




Название проекта

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»

Идея проекта

Логопедический проект «Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе » направлен на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы

Образовательная организация


МБОУ Краснообская СОШ №1

Индекс 630501

Р.п. Краснообск,75

Новосибирский район, Новосибирская область

Класс, возраст учеников

1-4 класс, 7-10 лет

Ресурсы проекта

Кабинет логопеда, ресурсная комната, мультимедийная библиотека, наглядность.

Руководитель проекта

Жигулина Татьяна Михайловна, учитель-логопед

Исполнители

Учащиеся 1-4 классов и их родители

Сроки реализации

2022 – 2023 учебный год















Этапы реализации проекта:




Сроки

Этапы

Участники

Сентябрь 2022 уч. года

Разработка проекта

Учащиеся 1-4

классов

Родители учащихся 1-4 классов




Октябрь 2022 г. – май 2023 года

Реализация проекта

Май 2023 г.

Подведение итогов




































Мероприятия по реализации проекта.

Перспективный план реализации проекта.



Месяц

Формы и методы работы

Тема

Содержание работы

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирова-ние родителей

«Я и 
мой 
ребёнок»

Познакомиться с родителями учащихся; 
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;   
 изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Сентябрь

Индивидуаль-

ные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с  результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на стенде школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Октябрь

Индивидуаль-ные консультации

«План коррекционно-развивающей работы  с ребёнком»

«Упражнения для развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».

Публикация на стенде

«Артикуляцион-ная гимнастика»

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Ноябрь

Индивидуаль-

ные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей


День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение  индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительские встречи по субботам

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями письма и чтения.
Рекомендации для родителей. 
Рекомендации по учебному режиму для ребёнка, страдающего дисграфией.

Индивидуаль-ные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на стенде

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей  с понятием «логопедизация» семейной среды.





май

консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы,  волнующие родителей.

Родительские встречи по субботам

«Итоги года»
 «Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.


Оформление информацион-но-методическо-го стенда «Советы логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Заключительный этап

Май


Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской  компетент-ности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей, предложения и замечания

Мониторинг детей

«Логопедическое обследование»

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

«Давайте говорить правильно!»

Презентация проекта







Ожидаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности учителей и родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда». Улучшение психо-речевого развития учащихся и их способностей к овладению знаниями, успешное прохождение учебных программ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного и всестороннего развития и сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет ему обучаться с другими детьми наравне и социально адаптироваться в общеобразовательной школе.



Описание проекта

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический). 

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

  • начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";

  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап - основной (практический)

Задачи:

• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

• пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

• проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

• проведение индивидуальных консультаций;

• создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);

• презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);

• ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)



3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).

 
Цель:
 анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

  • Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.



Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.



Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.





Результаты проекта

  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.











Литература

  1. Федорова Л. И.  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно- развивающей работы. М. Педагогический университет  « Первое сентября» 2014

  2. Инклюзивное образование .Выпуск № 4. Методические рекомендации  по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М «Центр школьная книга» 2010

  3. Богатырева А. В., Косткина  М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики.-2017-№1.- С.146-148

  4. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!