Муниципальное образовательное учреждение
Краснообская МБОУ СОШ №У
«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »
(социальный проект)
Руководитель проекта:
Жигулина Татьяна Михайловна,
учитель-логопед
Краснообск 2023 год
Содержание
Актуальность проблемы | 3 |
Цели и задачи проекта | 4 |
Паспорт проекта | 5 |
Этапы реализации проекта | 6 |
Мероприятия | 6 |
Ожидаемые результаты | 10 |
Описание проекта | 10 |
Заключение | 13 |
Результаты проекта | 13 |
Список литературы | 14 |
Актуальность проекта
Логопедический проект:
«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »
Данный проект направлен на повышение компетентности родителей и учителей в вопросах речевого развития младшего школьника с ОВЗ и оказания квалифицированной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи в освоении школьных программ.
В соответствии с Федеральным законом об образовании каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на качественное образование, соответствующее его возможностям и потребностям. Дети с ОВЗ – это те, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. Дети с ОВЗ нуждаются в создании специальных образовательных условий обучения и воспитания. Правильно организованная развивающая среда и помощь специалистов-логопеда, психолога, дефектолога способствуют полноценной адаптации ребенка в школе. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Нарушения речи таких учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Деятельность учителя-логопеда направлена на создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения.
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуального общеобразовательного маршрута) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое.
С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект. Реализация данного проекта в области оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения и решения на практике сложных адаптационных и образовательных проблем.
Участники проекта: учитель-логопед, психолог, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов.
Цель проекта: помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в школьной среде и освоить общеобразовательную программу.
Задачи:
Обеспечить:
коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказать им квалифицированную помощь в освоении Программы
разностороннее развивать их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию.
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе
вести совместную работу со школьным психологом
Паспорт проекта
Название проекта | «Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе» |
Идея проекта | Логопедический проект «Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе » направлен на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы |
Образовательная организация | МБОУ Краснообская СОШ №1 Индекс 630501 Р.п. Краснообск,75 Новосибирский район, Новосибирская область |
Класс, возраст учеников | 1-4 класс, 7-10 лет |
Ресурсы проекта | Кабинет логопеда, ресурсная комната, мультимедийная библиотека, наглядность. |
Руководитель проекта | Жигулина Татьяна Михайловна, учитель-логопед |
Исполнители | Учащиеся 1-4 классов и их родители |
Сроки реализации | 2022 – 2023 учебный год |
Этапы реализации проекта:
Сроки | Этапы | Участники |
Сентябрь 2022 уч. года | Разработка проекта | Учащиеся 1-4 классов Родители учащихся 1-4 классов |
Октябрь 2022 г. – май 2023 года | Реализация проекта |
Май 2023 г. | Подведение итогов |
Мероприятия по реализации проекта.
Перспективный план реализации проекта.
Месяц | Формы и методы работы | Тема | Содержание работы |
1 этап. Подготовительный этап |
Сентябрь | Анкетирова-ние родителей | «Я и мой ребёнок» | Познакомиться с родителями учащихся; собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка; изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту; изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития |
2 этап. Основной |
Сентябрь | Индивидуаль- ные консультации | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта. Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия. |
Публикация на стенде школы «Страница логопеда" | «Нормы речевого развития детей 7 лет» «Организация работы логопеда на школьном логопункте» | Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта. |
Октябрь | Индивидуаль-ные консультации | «План коррекционно-развивающей работы с ребёнком» «Упражнения для развития мелкой моторики» | Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики». |
Публикация на стенде | «Артикуляцион-ная гимнастика» | Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями. |
Ноябрь | Индивидуаль- ные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей |
| День открытых дверей | «Открытое занятие» | Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями. |
Родительские встречи по субботам | «Подведение итогов первого полугодия» | Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие |
Январь, февраль, март, апрель | Мастер-класс | «Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести» | Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями письма и чтения. Рекомендации для родителей. Рекомендации по учебному режиму для ребёнка, страдающего дисграфией. |
Индивидуаль-ные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. |
Публикация на стенде | «Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче» | Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды. |
май | консультации | «Итоги года. Вопрос-ответ» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. |
Родительские встречи по субботам | «Итоги года» «Работа летом» | Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах. Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми. Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников. |
| Оформление информацион-но-методическо-го стенда «Советы логопеда» | «А знаете ли вы?» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей. |
Заключительный этап |
Май | Мониторинг родителей | «Анкетирование родителей» | Выявление уровня родительской компетент-ности в вопросах речевого развития детей Отзывы родителей, предложения и замечания |
Мониторинг детей | «Логопедическое обследование» | Выявление уровня речевого развития детей |
Участие на МО логопедов | «Давайте говорить правильно!» | Презентация проекта |
Ожидаемые результаты.
Повышение педагогической компетентности учителей и родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда». Улучшение психо-речевого развития учащихся и их способностей к овладению знаниями, успешное прохождение учебных программ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного и всестороннего развития и сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет ему обучаться с другими детьми наравне и социально адаптироваться в общеобразовательной школе.
Описание проекта
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.
2 этап - основной (практический)
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;
• пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:
• проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;
• проведение индивидуальных консультаций;
• создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);
• презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);
• ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)
3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).
Цель: анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.
Практическая значимость проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.
Заключение
Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.
Результаты проекта
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.
Литература
Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно- развивающей работы. М. Педагогический университет « Первое сентября» 2014
Инклюзивное образование .Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М «Центр школьная книга» 2010
Богатырева А. В., Косткина М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики.-2017-№1.- С.146-148
Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.
11