СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие на тему ". Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить различать глаголы настоящего времени по лицам и числам.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему ". Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам."»

Тема занятия. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.

Цели: Учить различать глаголы настоящего времени по лицам и числам. Развивать умение употреблять данные глаголы в тексте, развивать мышление, речь, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК, иллюстрации “Львёнок и Черепаха” (Рисунок 1, Рисунок 2); магнитофонная запись песенки из мультфильма “Как Львёнок и Черепаха пели песенку”; мультимедийное приложение “Как Львенок и Черепаха научили детей спрягать глаголы»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На доске иллюстрация “Львенок и Черепаха” Рисунок 1-2.

Презентация: слайд 1.
Звучит магнитофонная запись песенки из мультфильма “Как Львёнок и Черепаха пели песенку”.

На партах у детей индивидуально-раздаточный материал. Приложение 1. 
2. Сообщение темы занятия

- Львенок и Черепаха помогут разобраться нам в одном непростом вопросе русского языка – в спряжении глаголов. Презентация: слайд 2.
Но прежде вам предстоит отгадать загадку Большой Черепахи:


Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. (В. Кондрашов)


- О какой части речи говорится в этой загадке?  (О глаголе.)
Птичка молвила такое словцо,

В нем загадка и разгадка.

Итак, слово «лицо».

- Что это такое?

- У кого и у чего может быть лицо?

(Лицо – это часть головы, лицо – это имеется в виду человек, лицо – может быть у личных местоим)

3. Работа по развитию речи.

На доске:

Лицо - человек; часть головы человека;  лицо ткани (противоположное – изнанка); лицо здания (фасад); лицо монеты.

Посмотрите, какое любопытное слово – сколько разных предметов оно обозначает. А я предлагаю прочитать следующие выражения. Они меня очень заинтересовали, поэтому я хочу с вами поделиться. На доске:

С лица воду не пить.

Не ударить в грязь лицом.

Сердце веселится - и лицо цветет.

Как вы понимаете эти выражения?


4. Изложение нового материала.

- Посмотрите, такой замечательный русский язык! Сколько нам может рассказать одно слово! Но и это еще не все тайны. Вот, например, глаголы в форме настоящего времени имеют лица. Глаголы, как и местоимения имеют три лица.

Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

- Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

Мы на солнышке лежали, 
Вместе песню распевали.
И составили таблицу 

Изменения по лицам.

- Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, .., .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.

Таблица на доске:

Я, мы – 1-е лицо, когда человек говорит о себе.

Ты, вы – 2-е лицо, когда мы обращаемся к собеседнику.

Он, она, оно, они – 3-е лицо, когда говорим о тех людях, которых нет с нами.

Единственное число


1 л.


Я


пою


лежу


2 л. 


ТЫ


поёшь


лежишь


3 л. 


ОН(а)


поёт


лежит


Множественное число


1 л. 


МЫ


поём


лежим


2 л. 


ВЫ


поёте


лежите


3 л. 


ОНИ


поют


лежат





























Прочитайте предложения, найдите в них глаголы и определите число и лицо этих глаголов. Презентация: слайд 9-10.

Приложение 1 зад. 3.

Я пою (ед. ч., 1 л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу (ед. ч., 1 л.)».

«Почему ты лежишь (ед. ч., 2 л.) и поёшь (ед. ч., 2 л.) с открытыми глазами?»

«Львёнок тоже поёт (ед. ч., 3 л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (ед. ч., 3 л.)».

«Мы весело поём (мн. ч., 1 л.) и лежим (мн. ч., 1 л.) на солнышке».

 «И вы лежите (мн. ч., 2 л.) спокойно на горячем песке и поёте (мн. ч., 2 л.) песенку Черепахи».

«Львёнок и Черепаха вместе поют (мн. ч., 3 л.) и лежат (мн. ч., 3 л.) на солнышке».

- Что вы заметили? Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по лицам и числам.)

- Изменение глаголов по числам и лицам называется СПРЯЖЕНИЕМ.


- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

- Составить из слов предложения, изменив форму прошедшего времени глагола на настоящее. Презентация: слайд 6-7.

Приложение 1 зад. 2. пора, в, природе, наступила, пробуждения, жизни, весенняя.


- Проверьте (используется прием взаимопроверки в парах). 

5.  Упражнение   для мозговой  гимнастики.


Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте   плечи, уроните голову  вперед. Продолжайте   ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка   изогнутую   линию на  груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение  хорошее. Я желаю вам  здоровой   успешной  работы на уроке.


Сейчас я предлагаю очень сложное задание. Я буду называть глагол, а вы должны назвать новый глагол, выполнив условие.

Как будет звучать глагол дует в форме 2-го л. ед. ч. (дуешь).

Как будет звучать глагол ревёт в форме 3-го л. мн. ч. (ревут).

Как будет звучать глагол стучит в форме 1-го л. мн. ч. (стучим).

Как будет звучать глагол свистит в форме 2-го л. ед. ч. (свистишь).

Как будет звучать глагол качает в форме 3-го л. ед. ч. (качает).

Как будет звучать глагол срывает в форме 1-го л. ед. ч. (срываю).

Как будет звучать глагол поёт в форме 3-го л. ед. ч. (поёт).

О какой же части речи мы говорили на уроке? (о глаголе)

Что такое глагол?

Какого времени бывают глаголы?

Как изменяются глаголы настоящего времени? 6. Рефлексия

1. Каждый путешественник, когда путешествует на своем корабле, преодолевает множество препятствий. И как только он преодолел препятствие, он следует дальше.
На каком корабле поплывете вы?

(Образцы кораблей)



Дополнительный материал

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаютсянесут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.

Апрельские пословицы.

- Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.                        

7. Самостоятельная работа.

Определите лицо глаголов в каждом предложении.

Ф.И.

  Предложеня

 Лицо

1.

Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

 

2.

Там мама показала мне много интересных машин.

 

3.

В заводской газете я увидел статью о маме.

 

4.

О ней уже раньше писали.

 

5.

Я горжусь своей мамой.

 

6.

Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

 

7.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

 

8.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

 

9.

Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью.

 

10.

Одной рукой узла не завяжешь.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!