Цель: Совершенствовать и расширять словарь детей по теме «Обувь». Задачи: Коррекционно-образовательные: расширять и конкретизировать представления об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный). Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативность и самостоятельность. Ход занятия Приветствие: Дети встают в круг: Прыг-скок, прыг-скок Разорвался башмачок! Все ребятки на пол сели, На ботинки посмотрели, Чтоб ботинки починить, Надо гвоздики прибить! Тук-тук, тук-тук! Ох, устали наши ножки, Мы похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Хлоп, хлоп, хлоп! Развитие речевого слуха. Логопед: Дети, посмотрите на свою обувь. Сначала сядет девочка в красных босоножках, потом сядет мальчик в синих сандалиях. Дети, узнавшие по описанию свою обувь, садятся за стол. Основной этап. Общая артикуляционная гимнастика: заборчик, трубочка, улыбочка, блинчик, вкусное варенье, качелька. Игра «Разрезные картинки» Дети вытягивают из рук логопеда картинки с изображением обуви. Дальше дети называю обувь, которая им досталась и называют в какое время года можно надеть данную обувь и какого она цвета. Логопед: Ребята, а сейчас каждый возьмет у меня карточку и расскажет, что там изображено, в какое время года мы будем носить данную вещь и какого она цвета. Дети вытягивают и отвечаю на поставленные вопросы. Логопед: Вы большие молодцы! А сейчас мы встанем и проверим на прочность нашу с вами обувь, немного потопаем и посмотрим, выдержат ли наши ботиночки такого напора. Логоритмика. Большие ноги идут по дороге, Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Ходьба широким шагом) Маленькие ножки бегут по дорожке, Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ. (Бег мелким шагом) Логопед: Молодцы, присаживайтесь на места. Упражнение «Составить предложение» На доске изображено несколько сюжетных картинок на тему «Обувь». Детям предлагается составить приложения со словом «обувь». Логопед: Обратите внимание на доску, внимательно изучите изображения и составьте красивые предложения. Дети составляют предложения по сюжетным картинкам. Игра «Разноцветный паровоз много обуви привез» Детям выкладываются картинки с обувью на стол, дети должны распределить по стопкам, женская и мужская обувь. Логопед: Все мы с вами прекрасно знаем, что обувь делится на два типа мужская и женская. Давайте с вами сформируем две стопочки и рассортируем наши карточки на мужскую и женскую. В синюю корзинку кладем мужскую обувь, а в розовую - женскую. Игра «Что у куклы, что у куколки?» Детям предлагается рассмотреть картинки с обувью и преобразовать от каждой картинки уменьшительно-ласкательное слово. Логопед: Ребята, давайте с вами немного поколдуем и переделаем слова, из обычных в ласковые. Туфли – туфельки Ботинки - … Сапоги - … Тапки - … Кроссовки - … Игра «Найди пару» Детям предлагается картинка с изображением хаотично изображенной обувью, где дети должны найти пару каждому ботинку. Логопед: Так, так, так, смотрите сколько на картинке обуви. Но ни у одной нет пары. Давайте поможем ботиночкам и найдем каждой по паре. Дети ищут пару ботинкам. Игра «Продолжи предложение» Детям предлагается несколько предложений, которые они должны закончить самостоятельно. Логопед: Ребята, я нашла у себя в книжке несколько предложений, но они почему-то не законченные, поможете мне закончить переложения интересно, что получится? Дети: Да, поможем! Девочка надела туфли, мальчик надел туфли. Девочка вымыла ботинки, мальчик … Девочка почистила кроссовки, мальчик … Девочка сняла тапочки, мальчик … Игра «Найди лишнюю картинку в разном ряду» Детям предлагаются картинки с изображением различной обуви с добавлением различной одежды в ряд. Логопед: Смотрите сколько разных картинок у нас на доске, но мне кажется что-то с ними не так. Давайте посмотрим внимательно. Дети: Здесь есть лишние. Логопед: Умнички, правильно, здесь есть картинки, которые не относятся к теме нашей беседы. Давайте найдем их и уберем? Дети: Давайте! Логопед: Молодцы. Теперь обратите внимание на доску, внимательно рассмотрите картинки пока я читаю вам рассказ, потом ответим на несколько вопросов по содержанию текста. Логопед читает рассказ, соответствующий сюжетной картинке на доске и лексической теме занятия. Потом дети отвечают на ряд вопросов по содержанию. Рассказ «Модница» из логопедического пособия Н. Созоновой стр.58. Логопед: Вы большие молодцы, справились со всеми трудностями сегодня. Но нам осталось еще кое-что сделать. Логопед раздает листочки с изображением одежды и обуви, где нужно найти и раскрасить лишнее. Логопед: давайте теперь здесь найдем и раскрасим лишнюю картинку. Дети выполняют задание. Заключение. Рефлексия по пройдённому материалу |