Подготовила конспект учитель-логопед Пиунова Ирина Владимировна
Подготовительная группа.
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Тема: Дикие животные.
Коррекционно-образовательные цели: 1. Активизация словарного запаса, закрепление обобщающего понятия «дикие животные».
2. Образование притяжательных прилагательных(медвежий).
3.Подбор местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЕ к существительным.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие навыка составления сложных предложений, распространение предложений; развитие памяти, мышления, творческого воображения, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков сотрудничества, активности
Оборудование: предметные картинки , сюжетные картины по теме, мяч.
Ход занятия.
Организационный момент. Здравствуйте. Садитесь.
Сообщение темы. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А поведет нас…(логопед выставляет картинку зайца, белки –по выбору) Узнали? Белка. А куда же нас может позвать белка? Дети: В лес. Почему вы так решили? Дети: Потому что белка живет в лесу. Значит, в лесу мы встретим таких же животных как она сама. Белка –какое животное, раз она живет в лесу? Дети: Дикое(хором, индивидуально) А каких еще диких животных мы можем встретить в лесу?
Дети:волка, зайца, медведя, барсука, рысь, лису, оленя, лося и т.д.
И так, мы отправляемся.Давайте оденемся.
(Дети и логопед имитируют одевание верхней одежды)
Закройте глаза,путешествие начинается.
(дети закрывают глаза, в это время логопед выставляет сетные картины диких животных в лесу)
(Дети открывают глаза) Посмотрите, у нас появились дикие звери. Аккуратно к ним подойдем. Назовите зверей и их детенышей.
(дети проговаривают хором, индивидуально предложения) У медведя-медвежонок у лисы-лисенок у оленя-олененок у барсука-барсучонок и т.д.
А чем дикие животные отличаются от домашних?(живут в природе, сами находят себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах, сами себя защищают) У диких животных часто густая, длинная шерсть, есть голова, туловище, хвост, бывают рога, копыта. Давайте назовем их у каждого животного.
Например: хвост у медведя(чей?)-медвежий,
туловище(чье?)-медвежье,
голова, шкура(чья?)-медвежья.
(дети хором, индивидуально проговаривают образованные слова)
Отгадайте, кто это? Я расскажу о животном, какой он ,но не назову. А вы отгадайте, про кого я говорю?
Бурый, косолатый, неуклюжий-….
Серый,зубастый, злой-…
Хитрая, пушистая, рыжая-…
Маленький, длинноухий, пугливый-…
Стройный, красивый, грациозный, с рогами-…
Физ. Минутка. Проговаривание стихотворения с движением(по лексической теме недели). «Белка».
Я как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей, Поскакали вместе. Полакаю язычком. | Дети прыгают на месте Потом-по кругу. |
Игра «Подбери МОЙ, МОЯ,МОЕ,МОИ».
Перед вами на столе лежат перевернутые картинки диких животных. Выберите любую картинку , подберите к ней слово МОЙ, МОЯ,МОЕ,МОИ
Медведь(чей?)-мой лиса(чья?)-моя
Олень(чей?)-мой барсук(чей?)-мой
Рысь()чья?-моя заяц(чей?)-мой ит.д.
Игра «Найди ошибку»
Мой-лиса мой –барсук моя –заяц мое-медведь
Игра «Расскажи» Попробуйте составить большое предложение о любом диком животном. В предложении должно о чем-то сообщаться, рассказываться, добавьте красивые слова(какой?)
Например.(логопед дает детям образец предложений, помогает, в случае затруднения)
Мы увидели, как по лесу бродил большой, бурый медведь и испугались.
Под кустом притаился заяц и ждал, когда пробежит лиса.
8.Звери предлагают поиграть в игру «Чего нет?» (6-7 предметов). Игра проводится с картинками на доске. (Ответ полным предложением). На доске нет медведя.
Нам пора заканчивать наше путешествие.
9.Итог.. Понравилось вам путешествие? О каких животных мы говорили? Какое животное вам нравится?