СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по развитию связной речи "Страна волшебников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия по развитию связной речи с ТРИЗ технологией -салат из сказок.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по развитию связной речи "Страна волшебников"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Теремок»

Тема «Страна волшебников»

Логопедическое занятие по развитию связной речи в группе детей

имеющих нарушение в развитии речи. Подготовила логопед О.В.Головина

Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять знания детей об окружающем мире;

• Формирование эмоциональной отзывчивости; интереса к речевой деятельности;

Развивающие:

•Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;

• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;

Коррекционные :

  • Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное речевое дыхание;

  • Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;

Воспитательные:

• Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;

• Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, «волшебный сундук» с героями сказок: «Снежная королева», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «волшебные палочки» , релаксационная лампа, аудиозапись «Солнечный ветер. Капель.», игра «Неизвестное животное».

Ход I.Организационный момент.

1. Приветствие –ритуал «Ёжик-ёжик колобок»

-прокатывание мячика с шипами по ладоням- активизация тактильных ощущений, массаж мелкой мускулатуры кистей рук.

Ёжик, ёжик –колобок,

У тебя колючий бок.

На ладошке очутился-

По ладошке покатился.

2.Речевая гимнастика.

  1. Упражнения на отработку фонационного дыхания:

  • Плавный вдох и плавный выдох;

  • Краткий (быстрый) вдох и медленный выдох;

  • Медленный глубокий вдох – выдох толчками;

  • Глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.

2) Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел»

II.Основная часть.

1. Ребята, вы любите чудеса и волшебство? Где часто встречается чудо и волшебство? А какие волшебники, вы знаете? (Ответы детей).Вы ,когда ни будь, мечтали свершить какое либо чудо, что-то волшебное?(Ответы детей) Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! Потихоньку, с закрытыми глазами поворачивайтесь вокруг себя, пока я говорю волшебные слова:

Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей!

 Мои добрые волшебники, мы можем совершить много добрых чудес! Вы готовы? Тогда в путь!

2. Присаживайтесь на ковер и посмотрите на экран. По-моему здесь побывала злая Фея. Нам нужно исправить положение, все вернуть на свои места! А для этого нужно найти причину, почему все произошло. Давайте, волшебники, приступим к работе!

1 слайд «Девочка плачет»

Кого вы видите на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она? (Ответы детей) Что случилось, как вы считаете? Подумайте и ответьте. Если мы найдем ответ, то девочку расколдуем! (Ответы детей) Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала веселой.

2 слайд «Девочка смеется»

Видите, значит, вам удалось расколдовать картинку! Молодцы! Какая девочка стала? (Ответы детей) Ай да волшебники, ловко вы справились, картинки расколдовали! Тогда пойдем дальше, у нас еще много дел!

3. Посмотрите, что это? (Ответы детей) Да, действительно сундук не простой, а сказочный. Кажется, здесь тоже злая Фея побывала! Волшебники, для нас новое задание! Посмотрите, все герои в сказках перепутаны!  Надо нам здесь поколдовать! (Дети подходят к столу, на котором стоит коробка с персонажами сказок, рассматривают ,называют персонажей) «Салат из сказок». ( Собираются герои и сказочная атрибутика из сказок . Используя их, дети сочиняют новую историю.) В процессе сочинения предметы расставляются на столе, создается композиция придуманной истории, сказки. Логопед помогает вопросами.

4. Молодцы, волшебники! И с этим заданием мы справились! Можно дальше идти, добро творить! Подойдем к следующему столу, где побывала злая Фея. Посмотрите-ка, что она здесь натворила!? Перепутала всех животных! Игра «Неизвестное животное». Но, мы не зря с вами волшебники - исправим злодейство. (Дети определяют - из каких животных состоит фантастическое животное) Ай да волшебники! Молодцы!

III. Итог: Но нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте на ковер, закрывайте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя,

Чудо- чудное свершилось,

Сказка в быль вновь превратилась.

Вокруг себя ты повернись

И в ребенка превратись!

Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Скажите, а кому было трудно? А какие чудеса совершать понравилось больше всего?

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи в «Страна волшебников»

На занятии присутствовали дети старшей группы -5-6 лет (8детей), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями (ФФНР,ЛГНР) и находящиеся на одной ступени коррекционной работы по развитию связной речи. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы «Родное слово».

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии была поставлена следующая цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций, которая достигалась путём решения следующих задач:

Образовательные:

• Расширять знания детей об окружающем мире;

• Формирование эмоциональной отзывчивости; интереса к речевой деятельности;

Развивающие:

•Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;

• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;

Коррекционные :

• Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное речевое дыхание;

• Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;

Воспитательные:

• Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;

• Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.

Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (презентация), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Деятельность началась с организационного момента направленного на то, чтобы вызвать у детей интерес и достаточно высокую активность с самого начала образовательной деятельности. С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика на речевое дыхание и самомассаж ладоней. Так как дети были в активной деятельности заменила самомассаж ладоней простым пожатием , что бы создать единение всех участников образовательного процесса. Это позволило мне вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс, где я выступала в роли партнера, помощника, включалась в деятельность наравне с детьми. Между нами сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям. Упражнения на речевое дыхание помогли успокоиться, восстановить дыхание, настроиться на работу.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким - то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного игрового упражнения к другому, интерес постоянно поддерживался.

Деятельность была построена на эмоциональном благополучии через непосредственное общение с каждым ребенком. Стимулировала детскую активность, пыталась выстроить диалог с каждым ребенком.

Была обеспечена поддержка индивидуальности и инициативы детей, созданы условия для свободного выбора детьми героев сказки, дополнительных экспонатов. Учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей. Обеспечивала самоконтроль и взаимоконтроль детей.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся представления и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных используя направляющие вопросы.

Длительность занятия соответствует нормам Сан Пина. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.

На занятии оптимально сочетались коллективный развивающий характер с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход был организован с детьми, у которых нарушения речи имеют сложный характер, с малообщительными и молчаливыми детьми для активизации их речевой деятельности.

Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей, носил развивающий характер. Речевая деятельность детей организована на достаточном уровне трудности. Занятие также носило воспитательный характер.

Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Вызывал у детей положительные эмоции.

Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.

Дети порадовали меня тем, во-первых, каждый из детей вступал в диалог между собой и мной, во-вторых, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части деятельности,

В каждом моменте деятельности я помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживала положительный эмоциональный настрой.

Создание ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать интерес на протяжении всего времени, давала свободу для самовыражения.

Использовала словесные и практические методы, метод ТРИЗ «Салат из сказок» направленные на применение речевых, познавательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи. На протяжении всей деятельности дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Таким образом, для развития речевой деятельности были созданы все условия. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Старалась создать для ребенка ситуацию успеха, желание продолжать и развивать полученные представления и умения в последующем.

О.В.Головина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!