План-конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
Подготовила Филонович Анна Дмитриевна
Тема: «Автоматизация звука [Ш]»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
Программные задачи:
Образовательные: Закрепление понятия о механизме образования звука [Ш] и его акустических особенностях; закрепление знаний о слоге, слове и предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих звук [Ш].
Коррекционные: Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, коррекция общей и мелкой моторики, коррекция речевого дыхания, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, тренировка мышц языка, развитие и коррекция голоса, коррекция звукопроизношения, развитие и уточнение пассивного словаря, развитие фонематических процессов.
Воспитательные: Воспитание потребности в речевом общении, воспитание волевых качеств, навыков самоконтроля, активности и внимательности на занятии.
Материал и оборудование: Игрушка-мышонок, картинки для артикуляционных упражнений, ватный шарик диаметром 2-2,5 см. прикрепленный на нитку длиной 10-12 см., зеркало, картинка с буквой [Ш], счётные палочки, предметные картинки со звуком [Ш].
Ход логопедического занятия:
Организационный момент с психотерапией:
Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок, и не с пустыми руками. Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик?
Ребёнок: [Ш].
Л: Верно, сегодня мышонок будет помогать тебе правильно произносить звук [Ш]. Только давай для начала немного разомнемся.
Развитие общей моторики:
Л: Попробуй при помощи рук и ног изобразить букву [Ш]. Молодец!
Развитие мелкой моторики:
Л: А теперь давай немного разомнем наши пальчики. Выложи букву [Ш] из счетных палочек.
Массаж лица для расслабления мышц:
Л: Слушай внимательно и повторяй за мной.
Мышки в норочках сидят,
Мышки в щелочки глядят.
(Проведение пальчиками вертикальных и горизонтальных линий по лицу).
Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут.
(Пощипывание лица).
Тише, мыши, серый кот!
Он вас всех подстережет!
(Похлопывание).
Серый кот гулять пошел,
И мышат он не нашел.
(Постукивание лица подушечками пальцев).
Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают.
(Разглаживание).
Вот проснулся кот и зашипел на мышей:
Ребёнок сжимает кулачки и произносит звук ш-ш-ш, разжимают – мяу.
У тебя всё отлично получается, молодчинка.
Развитие мимических мышц:
Психогимнастика «Заводные игрушки»:
Л: Сейчас ты превратишься в заводную игрушку.
Вокруг себя повернись,
В куклу Машу превратись.
(Изображает куклу)
Л: Заводная игрушка сломалась! Замри в той позе, в какой ты сейчас стоишь.
(Застывает в определенной позе).
Л: Почувствуй напряжение.
А сейчас покажи, как ты умеешь расслабляться. Сначала урони голову, левую руку, затем туловище.
Тебе очень жалко сломанную куклу, покажи, как ты огорчена.
Папа починил куклу. И ты рада. Покажи, как ты радуешься.
Развитие артикуляционной моторики:
Л: Чтобы правильно и красиво произносить звук [Ш], давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку, а потом повторяй упражнение за мной.
Перечень артикуляционных упражнений: «Лягушка-хоботок»; «Лопаточка»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Чистим зубки»; «Парус».
Работа над развитием дыхания и голоса:
Л: А теперь давай покажем мышонку фокусы. Держи шарик перед губами, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, вытяни губы трубочкой и легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Л: А теперь держи шарик у носа, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними язык в форме чашечки к верхней губе и подуй на кончик языка. Умничка!
Коррекция звукопроизношения:
А) Акустико-артикуляционная характеристика:
Л: А теперь возьми зеркало и поставь перед собой, давай посмотрим, правильно ли у тебя работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш. Губки округлены и слегка вытянуты вперёд. Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идёт по центру язычка. Горлышко “молчит”.
Б) Автоматизация звука в слогах:
Л: Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Волшебная палочка». Мышонок будет говорить слоги, а ты должна их повторить.
Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.
В) Автоматизация звука в словах:
Л: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость:
Загадки:
Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал.
(Шарик)
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно.
(Шишек)
Он чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри.
(Шкаф)
Формирование лексико-грамматической стороны речи:
Л: Закончи предложение, используя слово МЫШКА.
Чуткие ушки у МЫШКИ.
Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.
Не поймать кошке МЫШКУ
Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.
Правильно, так держать!
Домашнее задание:
Л: Ну что, наше занятие подходит к концу, и у меня для тебя есть небольшое задание. Нарисуй дома необычную букву [Ш] и составь небольшой рассказ о том, почему ты изобразил её именно такой.
Итог занятия:
Л: Мышонку очень понравилось, как ты занимался. А тебе понравилось наше занятие?
Р: Ответ ребёнка.
Л: Спасибо за занятие.