СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по теме " Дифференциация Б-БЬ в слогах,словах ,словосочетаниях, предложениях для 2 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлена дифференциация звуков на письме б-бь в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме " Дифференциация Б-БЬ в слогах,словах ,словосочетаниях, предложениях для 2 классов»

Тема: Дифференциация звуков Б-Бь в слогах,словах,предложениях


Обучающие

  1. Организовать деятельность обучающихся по вырабатыванию чёткой дифференциации твёрдого и мягкого согласных звуков.

  2. Установить связь звука с буквой, закрепить умение о записывать умение каллиграфически верно записывать письменные и строчную букву Б.

  3. Предупредить возникновение недифференциации строчных прописных букв на основе кинетического сходства.

  4. Совершенствовать умение воспринимать инструкцию с первого предъявления, отвечать на вопрос учителя-логопеда полным предложением

  5. Совершенствовать технику чтения и письма


Развивающие

  1. Создать условия для развития психологической базы речи( восприятия, внимания, мышления),зрительно-пространственного гнозиса.

  2. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, графического навыка, слого-звукового анализа, фонематического слуха и восприятия на примере дифференциации изучаемых звуков.

  3. Формировать диалогическую речь учащихся


Воспитывающие

  1. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к логопедическим занятиям, интерес к чтению сказок, эмоционально-волевую сферу.



Оборудование

Символы для обозначения звуков Б-Бь, карточки со слого-слияниями, словами, индивидуальные сюжетные картинки ,звуковые линейки, сигналы, схема звуков, картинки клоунов Булка - синий, Бимка - зелёный, карта путешествий, Буратино, золотой ключик, текст рассказа и стихотворения, схема б-д.























Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся



Организа-

ция начала урока





















Актуализация опорных знаний























Введение

новых знани



























Актуализация новых

знаний























































































































































































































Подведение итога





















Организационный этап

Создание положительного эмоционального фона, психологически подготовить логопатов к активной учебной деятельности

Здравствуйте,ребята.

Покажите своё настроение с помощью цветных кружков.Давайте подумаем о приятном и улыбнёмся сами себе,затем учителю,другу,гостям.

СЛАЙД №2

Дыхательная гимнастика

Насос

Кошечка

Сова

Настройка ( положительные аффирмации:

-Я молодец.У меня всё получится.

-Я чётко и правильно произношу все звуки.

-У меня будет всё в порядке.


  • Игра: «Запретное движение.Кто самый внимательный сегодня?»

Учитель показывает движение руками, комментирует, но выполняет движения неправильно. Дети должны слушать учителя-логопеда и выполнять правильно. В начале игры учитель определяет запретное движение, например руки на пояс. Его выполнять нельзя.Тот,кто все упражнения выполнит правильно,тот выигрывает и становится самым внимательным.

(Звучит музыка в честь победителя)


СЛАЙД №3

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Доска:Вот карта ,по которой мы должны перемещаться.

Посмотрите на доску.


Как будем двигаться по карте?

Как называется город,в который мы прибыли?

Но,чтобы получить ключик для входа в это город,нужно показать ,что вы умеете?


  • Мимическую разминку проводит желающий ребёнок

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться!

Слайд №4


Молодцы!Вот вам ключик.Садитесь.

Перед вами лежит 2 картинки.Переверните картинку,которая находится в правом углу и поднимите правую руку,левую картинку- левую руку.

Сегодня у нас в гостях весёлые клоуны синий Булка и Бимка зелёный.

Какой первый звук в имени БУЛКА?

А какой первый звук вы услышали в имени Бимка?

Различаются они?

Сегодня мы будем изучать звуки Б,Бь

СЛАЙД №5,6,7

  • Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Возьмём наших помощников-зеркала

Давайте ещё раз произнесём звук Б,а теперь мягкий Б.

Б-согласный-преграда губы,звонкий,твёрдый

Бь-согласный –преграда губы,звонкий,мягкий

Что в них общего?Давайте поставим на горлышко.Произносим.

Чем они отличаются ?

Каким цветом обозначаем твёрдые звуки? А мягкие?

Кто догадался с какими клоунами дружат наши звуки?

Сегодня можно получить приз за правильные ответы от Бульки и Бимки.Кто хочет побеждать?

Побеждать мы будем вместе.

Пословица:Один в поле не воин

Объясни значение этой пословицы.


Игра:Угадай звук!

Я буду называть разные звуки,как только вы услышите твёрдый Б,поднимите клоуна Булку( правая рука), мягкий Бь-клоуна Бимку( левая рука)

  • П,Б,Бь,Пь,М,Нь,Мь,Н,Бь

  • Ба,Бя.Па,Пя,Мя,Би,Бу

  • Бок,Бим,Бяк,Булька,Бимка

Получают фишку за правильный ответ

Слайд №9

Чтение слоговых таблиц

Прочитайте слоговые таблицы и назовите парные согласные по твёрдости-мягкости

Ба-Бо-Бы Бя-Бе-Би Ба-Би-Би-Бя

Бу-Бы-Бэ Бё-Бя-Бя Бе-Бу-Бю-Бы


Бант-бинт Был-бил

Быть-бить Ботва-битва

Баки-Бяки Батон-Бетон


Слайд №10

Объясните значение слов.

Чем похожи и отличаются

Давайте обратимся к толковому словарю и найдём толкование слов БОТВА и БИТВА?


Сделаем Звукобуквенный анализ слов БАНТ и БИНТ

Слайд №11,12

РАБОТА в тетрадях

_откройте тетради

-Запишите число


-запишите по 2 слова с твёрдым Б,а потом по 2 слова с БЬ. Слайд №9

Как будем писать первое слово?

А все остальные слова?

Слайд №13

Звуко-буквенный анализ слов

С помощьюз звуковых кружков выложите схему имён наших клоунов.А поможет вам наши звуковые линейки.

Сколько звуков?

Сравним звуковые схемы слов.

Слева клоун Булка,Справа-Бимка.

Что заметили?

Получают фишку за правильный ответ

  • Гимнастика для глаз

Закрыть глаза движение глаз

-вправо влево-4 раза

-потолок-пол-4 раза

-нарисовать ленивые восьмёрки(начинать с верхнего левого угла)-4 раза

-зажмуриться и открыть(увидеть звёздочки) 4 раза

-поморгать настроиться

  • Знакомство с героем занятия. Развитие скорости чтения через упражнения

« Поезд»

В нашем Сказкограде есть ещё один весёлый человечек, который спешит на занятие.

Пусть приготовятся ваши глазки. Возьмите в центре листок с текстом.

Я буду читать то, что написано,а вы постарайтесь успеть за мной.

Карточка 1.

"Давным - давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе. Однажды в руки ему попалось полено, которое пищало человеческим голосом. Джузеппе очень испугался и решил подарить это странное полено приятелю по имени Карло".

- Поднимите руку дети, которые успевали за мной. Молодцы!
- Кто догадался из какой сказки этот герой ?

Запишем имя Сказочного героя в тетради.

С какой буквы будем писать?( один человек у доски)




Буратино предлагает поиграть.

За ваши правильные, полные ответы я буду выдавать золотые фишки, в конце урока награду получит тот, кто наберет больше фишек.
- Поднимите левую руку те из вас, кто читал эту сказку. А для тех, кто не читал, я принесла показать вам эту книгу, и вы обязательно после урока сходите в библиотеку и прочитаете ее.Слайд №13

  • Работа со словами – признаками, словами – предметами:

- Ребята, оказывается слово "Буратино" пришло к нам из итальянского языка.
- Подумайте и скажите, это слово предмет, признак или действие?

Хотите узнать, как переводится это слово? Тогда читайте.

- А из чего он был сделан, если его назвали "деревянный"?

Слово "деревянный" предмет, признак или действие?

Какой еще наш Буратино?

Получение фишек за правильный ответ

Слайд №14

  • Игра «Твёрдый –мягкий»

  • Дифференциация звуков Б-Бь

Буратино предлагает вам поиграть. У него есть 2 конверта Помогите разделить картинки.Для клоуна Булка- картинки с б-твёрдым, для Бимки –б-мягки

Бабочка,бубен,бинокль,берёза,бисер,бритва,бизон,бирюза,рябина

  • Игра «Назови ласково».Слайд №15

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы (объекты):

Бинт - (бинтик) Берет - (береточка)

Белка - (белочка) Билет - (билетик)

Берег - (бережок) Береза - (березонька)

Бегемот - (бегемотик) Ребенок - (ребеночек)

Получают фишки за правильный ответ





Физминутка

Буратино быстро встал.

Слева -бабочку поймал.

Раз-согнулся, два-разогнулся.

Три-друзьям он улыбнулся.

Ключик детям показал,

А потом он убежал


Слайд №16

Пальчиковая гимнастика

(ребёнок в роли учителя)

игра “Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

  • Практическое усвоение творительного падежа существительных.

Развитие фонематических представлений

Чем угостим мы наших гостей занятий Булку и Бимку?

Учитель показывает картинки

Бублики,баранки,бананы,хлеб,бутерброды,бульон,блины,рыба,бисквит…



Исправь Буратино

А я угощу вас «буханкой бубликов».

А теперь я хочу подарить им цветов-букет или буфет?

Получают фишки за правильный ответ

  • Графическая запись предложений Слайд №17

Составь предложения по сюжетным картинкам и запиши их графически.

Каждому ученику раздаётся сюжетная картинка.


Слайд №18( проверка выполнения)














Буратино тоже составил предложения.

Послушайте.

Дети будет играть на балалайке.

В бутылка налили молоко.






Над какими звуками мы сегодня работали, какую букву писали чаще?

В каких случаях б- твёрдый,бь- мягкий?

Что понравилось на занятии?

Какие этапы занятия запомнились? Почему?

Посчитайте свои фишки.

Вы очень хорошо работали,

много сделали помогали сказочным героям.

Поняли ,что побеждать приятней командой и радоваться вместе большой победой.








































рассматривают

Объясняют направление маршрута

из нижнего левого угла вверх 2 клетки,вправо 3 клетки,по диагонали вниз в право4 клетки,1 клетка влево,вниз вправо2 клетки.

Сказкоград



Ребёнок проводит 3 раза с разной интонацией(повествовательной,

вопросительной и восклицательной

находят картинки,







поднимают правую,

затем левую руку



Б-

Бь









Произносят в зеркало




Они оба звонкие.Дружат с колокольчиком.

Один –твёрдый,другой- мягкий

Твёрдые- синим,мягкие -зелёные

Б-твёрдый- Булка,Бь- мягкий-Бимка


Поднимают правую на звукБ,левую на звука Бь






Побеждает целая команда



Определяют поднимают


Б-бь



Бант-украшение для девочек,бинт-средство защиты,

Баки- большая кастрюля, батон-булочное изделие,бетон –строительный материал,.

Что такое ботва и битва.?




Открывают тетради

,записывают слова.

Первое слово пишу с большой буквы.

С маленькой буквы











Выкладывают

5 звуков

Схемы отличаются одним первым звуком.У Булке-б-синий,у Бимке-бь-зелёный
























"Золотой ключик или Приключения Буратино»




Следят глазами

Записывают Буратино на доске

Буратино.Пишу с большой буквы,т.к это имя сказочного ге

роя
















Это слово - предмет

деревянный человечек

Его сделали из дерева



Признак

веселый, маленький, смешной, шустрый, рассеянный











Б:бабочка,бубен,борода

Бь:Бинокль,берёза,бисер,бизон,рябина





Подбирают слова в уменьшительно –ласкательными суффиксами








Встают с мест

Ловят левой рукой бабочку

Наклоны вперёд,

Назад

Улыбаются

Вытягивают руки вперёд

Бег на месте.



Выполняют сидя за партами
































Исправляют ошибки

Бубликами,баранками,бананами,бутербродами,бульонами,бульонами

линами,рыбой,бисквитом….


Буханкой хлеба


Цветов букет


Рассматривают схему

Исправляют ошибку.


Бараны бьют в барабаны.Бык играет в баскетбол.Бурундук и бегемот занимаются регби.Бабочка порхает в небе.На берегу спит буйвол.

Запись графическая

!

!-Б--- -б--- --- --бб----.

!

!-Б--- ---- --- -б----.

!

!-Б--- ---- -б-- ---- --б-.

!

!-Б--- ---- --- --б--.

!

!---- б--- --- б----.



Исправляют ошибки.

Дети будут играть на балалайке.

В бутылку налили молоко.









Отвечают и подводят итог, подсчёт фишек














Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3

Центрального района Волгограда





Конкурсная работа

для участия в районном конкурсе




«Лучшая методическая разработка урока»




Логопедический урок(занятие) в 1-2 классе

по теме «Дифференциация б-бь в слогах, словах,

предложениях.»








Группа :Нарушения письма, обусловленные акустической дисграфией.


Коррекционно-развивающая программа :

Мазанова Е.В.Коррекция по акустической дисграфии.






Автор: Кошкина Светлана Сергеевна

учитель-логопед МОУ гимназии №3

высшей квалификационной категории,

стаж педагогической работы 20 лет,

логопедический 16 лет





Волгоград 2011

Цели


Обучающие

  1. Организовать деятельность обучающихся по вырабатыванию чёткой дифференциации твёрдого и мягкого согласных звуков.

  2. Установить связь звука с буквой, закрепить умение о записывать умение каллиграфически верно записывать письменные и строчную букву Б.

  3. Предупредить возникновение недифференциации строчных прописных букв на основе кинетического сходства.

  4. Совершенствовать умение воспринимать инструкцию с первого предъявления, отвечать на вопрос учителя-логопеда полным предложением

  5. Совершенствовать технику чтения и письма


Развивающие

  1. Создать условия для развития психологической базы речи( восприятия, внимания, мышления),зрительно-пространственного гнозиса.

  2. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, графического навыка, слого-звукового анализа, фонематического слуха и восприятия на примере дифференциации изучаемых звуков.

  3. Формировать диалогическую речь учащихся


Воспитывающие

  1. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к логопедическим занятиям, интерес к чтению сказок, эмоционально-волевую сферу.



Оборудование

    • Символы для обозначения звуков Б-Бь,

    • карточки со слого-слияниями, словами,

    • индивидуальные сюжетные картинки ,

    • звуковые линейки, сигналы,

    • схема звуков,

    • картинки клоунов Булка - синий, Бимка - зелёный,

    • карта путешествий,

    • Буратино,

    • золотой ключик,

    • текст рассказа и стихотворения,

    • Тетради , цветные ручки( синяя, зелёная)

    • Мультимедийная поддержка этапов занятий (презентации «Дифференциация б-бь в словах, словосочетаниях ,предложениях»,

    • Индивидуальные зеркала

    • Толковый ,орфографический словарь

    • Компьютер, проектор, интерактивная доска







Ожидаемые результаты

1.Обучающиеся должны дифференцировать буквы б-бь в словах, словосочетаниях, предложениях.

2.Правильно переводить звук в букву, пользуясь выведенным алгоритмом.

3.Ориентироваться в тетради, быстро находить строчку, столбик, понимать и принимать инструкции логопеда.

4.Применять правила по изученным темам русского языка( предложение, правописание безударных гласных)

5.Предупреждать дисграфические ( акустические) и орфографические ошибки.

6.Ставить перед собой учебные цели, намечать пути их реализации, решать учебные задачи, анализировать свою деятельность


Психолого-педагогические теории

и педагогические технологии

1.Л.С.Выготский.Положение о двух уровнях умственного развития ребёнка.

2.Е.В.Мазанова Коррекция акустической дисграфии

3.Технология игровой деятельности

4.Проблемное обучение.

5.Игровые технологии

6.Здоровье сберегающие технологии.

  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой

  • Гимнастика Брейн Джим

  • Аутотренинг

  • Позитивные аффирмации

7.Использование технических средств обучения и интерактивных возможностей информационного пространства разного уровня



Литература

I.Комплект пособий Мазановой Е.В по коррекции акустической дисграфии

1. Е.В.Мазанова Коррекция по акустической дисграфии, рекомендовано Учёным советом Педагогического общества России,М,2006

2. Е.В.Мазанова Учусь не путать звуки .Альбом 1.Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии,М,2006

3 . Е.В. Мазанова Учусь не путать звуки .Альбом 2.Упражнения по коррекции акустической дисграфии,М,2006

II.Дополнительная литература

1.Л.Я.Гадасина ,О.Г.Ивановская звуки на все руки,Санкт-Петербург,Детство-Пресс,1999

2. Л.Н.Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:Пособие для логопеда.-М,Владос,2001

4. И.Н.Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников,М.,Владос,1997

5. В.В.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В.Цвынтарный .-СПб.:Лань,1997

6. М.Н.Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой,М,Метафора,2007


Интернет ресурсы

1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/247678

2http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-80986.htm.

3. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=254824
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!